США нанесли в пятницу семь ударов по военным средствам йеменских хуситов.
Мировые конфликты клокочут, и Йемен — только один из них. От наступившего 2024 года не стоит ждать, что он станет годом комфорта и тишины. Мир будет приходить к нормализации только через конфликты и их разрешение. А таковых «Блумберг» недавно насчитал 183.
Стоит помнить, что последствием любого перехода в горячую фазу является обрушение системы региональной безопасности, а, значит, в реальности ожидающиеся конфликты могут породить эффект домино, как было когда-то в Югославии.
Несомненно, что эти конфликты постепенно начнут инициироваться, и те, кто станет их участниками, начнут борьбу силовыми методами, отложив дипломатию на перспективу. Если для России 90-е годы были кризисными, то Запад пережил их спокойно и даже сонно. Его на какое-то время встряхнула агрессия против Сербии. В итоге, события, являющиеся вполне прогнозируемыми, начали считать «чёрными лебедями». Интеллектуальные круги начали утрачивать понимание исторического процесса, так как истории, как сказал Фукуяма, наступил конец.
Глобальными процессами стали управлять бесцветные люди, про которых забывали уже через день после завершения времени их полномочий. Как результат: к исходу первой четверти XXI века накопилось такое количество конфликтов, что их уже не может разрулить ни один западный игрок. Сперва они эти конфликты игнорировали, а сейчас просто расписываются в своём бессилии.
Ко второму году спецоперации начало приходить понимание, что существуют вопросы, принципиально не подлежащие решению ни дипломатией, ни мягкой силой, ни при помощи санкций и экономического манипулирования. Данная истина подтверждается не только опытом России, но и ближневосточными событиями, судьбой Нагорного Карабаха, целой чередой военных переворотов в Африке (Нигер и Габон).
Произошедшее случилось буквально на наших глазах в течение нескольких месяцев. Возможно, мы могли даже что-то упустить по причине числа и плотности событий на одном временном отрезке. Всё ли спокойно между Индией и КНР? А между ней же и Пакистаном? А на Корейском полуострове? Сегодня имеет смысл наблюдать за ситуацией по поводу острова Тайвань, так как американские выборы способны обрушить и так с трудом поддерживаемый мир.
Наша страна просто в силу своих размеров оказалась в окружении тлеющих точек даже без учёта продолжающегося конфликта с длиной фронта больше 1000 километров. А рядом Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, бывший Арцах, поглощённый Азербайджаном, искрящие границы в Средней Азии, отсутствующий мирный договор с Токио. Появились проблемы с Финляндией и Норвегией.
Теперь имеет место быть парадоксальная ситуация, при которой у России и НАТО одновременно имеются и фронт, и простая граница. При этом, Америка, являясь реальным хозяином НАТО, начала наполнять регион Скандинавии вооружениями и готовить аэродромы скандинавских стран к приёму собственных ВВС. Мир на севере ещё более хрупок из-за того, что Россия и Скандинавия имеют постоянные трения из-за шельфов и морских границ, хотя Москва десятилетиями делала всё, что можно и нельзя, для легитимизации реального положения дел.
Мир не может не изменяться исходя из сложившейся реальности, но посредством дипломатии у него это не выйдет. Просто у него так не получается. Военные конфликты опять стали нормой, как и на протяжении всей истории человечества. Дорога до новой Ялты может быть проложена только танками, а для нас имеет экзистенциальное значение, чтобы ими являлись российские танки. Когда-то потом дипломаты сядут за стол переговоров и детально подведут итоги, поделив сферы влияния. Но пока что игроки не имеют иных вариантов. А Россия — а тем более.
Павел Кухмиров