Один из главных вопросов, который задаёт себе любой человек, интересующейся политикой, — а как, собственно, изменится расклад сил в Европе?
Поменяется ли политика ЕС по отношению к «соседям»?
Из тех, кто в своё время формировал курс на радикальные либеральные идеи, у руля остались немногие: Шольц, Макрон, ещё полтора человека. Остальные ушли в отставку, да и прямо сейчас в Германии в этом смысле неспокойно.
Так что же происходит?
Чтобы хоть сколько-то внятно говорить о курсе Европы, нужно сделать небольшое лирическое отступление.
На протяжении столетий (Средние века, эпоха Возрождения — вплоть до 19 века) Европа была мировым экономическим и культурным центром. Именно она была той непобедимой силой, которую опасались, — и как торгового игрока, и как колонизатора, и как технологический центр мирового развития.
Почему было именно так, какие предпосылки этому способствовали - разговор долгий и сложный, но важно нам другое.
Уже в 20 веке на эту роль — лидера мировой культуры и экономики — появились другие претенденты. Это, конечно, США, страна, которая за максимально короткий срок вырвалась вперёд с невероятным отрывом. И Китай.
О Китае, конечно, надо говорить отдельно — слишком сильно он отличается от привычных нам представлений.
Если в двух словах: Европа стала мировым лидером после крестовых походов — резко и необратимо. США тоже очень религиозная страна, гораздо более религиозная, чем, к примеру, Россия. То есть, идеологические нарративы формировались в неразрывной связи с религией, периодами переходя в завоевательные войны.
У Китая совершенно иная стратегия поведения.
Главная религия Китая — конфуцианство, которое религией-то сложно назвать, это скорее набор практических поведенческих тезисов.
Китай свои огромные территории получил не благодаря завоевательным войнам (как мы, европейцы), а демографически. То есть просто высаживал «десант» из 10-20 тысяч человек, куда понравится, среди абсолютно дружелюбных «местных». И через два десятилетия территория превращалась в часть Поднебесной.
Китайцы — не завоеватели, но стратеги. И это — огромная сила.
То есть, на данный момент в мире есть два цивилизационных центра, две сверхдержавы, способные и, главное, готовые «рулить» мировыми процессами — США, которые переняли у нас, европейцев, многое: религию, культуру, поведенческие паттерны.
И Китай — непредсказуемая и жёсткая империя.
Сейчас Европа, назовём вещи своими именами, скорее, придаток, в какой-то мере европейская колония. И вести себя она будет так, как рынок и, главное, идеологические нарративы продиктуют.
Иными словами — как США скажут.
США, как и Россия — страна-миссия, но страна, навязывающая свои цивилизационные представления всем, до кого дотянется.
И тут важно понимать: Трамп — не просто республиканец. Он достаточно агрессивный республиканец, копирующий скорее первых конфедератов, чем демократических американских президентов. И его лозунг «Сделать Америку снова великой» надо читать внимательно.
Простой ведь вопрос: снова великой за счёт кого и чего?
Противостояния с Китаем?
Нет, ни одно государство в здравом уме в это не полезет.
Войны с Россией? Даже смешно говорить, Россия в экономическом плане США ничем не угрожает.
Тут скорее другой раздражитель: Иран, и в целом страны радикального ислама. Справиться с ними Трампу не составит труда.
Но, все же, главная «поляна» для деятельности, главный рынок и главный источник развития — это Европа.
И если понимать хотя бы в общих чертах программу Трампа, то становится понятно, что с его приходом закончатся и либеральные кричалки, и демократическая повестка, а начнется куда более жесткое подчинение, основанное на реальных экономических факторах.
Евросоюз неоднороден, и первые, думаю, пострадают «братья меньшие» — Польша, Прибалтика и прочие экономически слабые члены ЕС.
Поэтому, конечно, радоваться европейскому «либеральному кружку» абсолютно нечему.
Но и у нас впереди, чувствую, много интересного.
Мария Дегтерева