Севастополь Севастополь

Как строили Черноморский флот в Севастополе

В день рождения ЧФ обычно говорят о кораблях и военных моряках. Но важная составляющая флота находится и на берегу.

Как строили Черноморский флот в Севастополе

Севастополь и Черноморский флот — ровесники. Представить город без военных моряков и кораблей невозможно, как и наоборот. Вместе они росли, крепли, погибали и снова возрождались. И день рождения Черноморского флота — 13 мая 2022 года ему исполняется 239 лет —хороший повод вспомнить основные вехи развития этого союза.

Лазаревский стиль

Строить город начал командующий ЧФ Фома Фомич Мекензи.

Именно при нём появились первые четыре каменных здания Севастополя — ступеньки Графской пристани, кузня адмиралтейства на западном берегу Южной бухты, дом Мекензи в районе нынешней площади Нахимова, где позже останавливалась Екатерина II, и Никольская церковь (район Дома офицеров флота).

Другие постройки первого этапа освоения территории будущего Севастополя представляли собой землянки, мазанки, кабачки и прочие заведения сомнительного вида и предназначения, которые строились своими силами моряками.

старый севастополь как начинался черноморский флот

Располагались они в районе нынешней Центральной горки, которую в те времена называли «хребтом беззакония». В это суровое место в тёмное время суток не решались заходить даже бравые офицеры.

Следующий этап развития наступил при Фёдоре Фёдоровиче Ушакове. Командующий ЧФ начинает строить казармы, бани, пекарни, дороги и другие нужные флоту и городу объекты. Если раньше для городских построек использовали камни древнего города Херсонеса, то при Ушакове начинают добывать стройматериалы в штольнях Инкермана.

Но по-настоящему масштабное строительство базы флота и городской инфраструктуры начинается при Михаиле Петровиче Лазареве. Он закладывает архитектурный стиль города, который впоследствии получает название «лазаревский» и становится эталоном при восстановлении Севастополя после завершения Великой Отечественной войны.

Из центральной части города выселяют моряков. При этом всём переселенцам выделяют денежную компенсацию на строительство жилья преимущественно на Корабельной стороне. В центре города по плану военного инженера Ивана Ивановича Уптона формируются улицы, строятся дома для флотского руководства, храм Петра и Павла, социальные объекты, набережные и дороги.

макет константиновской батареи

Адмиралтейство переносится с западной на восточную сторону Южной бухты — там значительно больше территорий для развития. Там строятся мастерские, склады и сухие доки, которые заполняются водой из реки Чёрной. Вода подаётся по акведуку, который частично сохранился до наших дней.

Над адмиралтейством появляются прогрессивные на тот момент лазаревские казармы на 6 тысяч человек, которые отапливаются паровыми котлами.

На замену земляных береговых батарей возводят мощные каменные казематированные укрепления — Михайловскую, Константиновскую, Павловскую, Александровскую и самую большую в Европе Николаевскую батареи.

Обороны Севастополя

В результате Крымской войны в Севастополе целыми остаются всего 14 зданий. Согласно Парижскому мирному договору России запрещено иметь флот на Чёрном море. Развитие Севастополя останавливается на долгие годы.

После отмены этого запрета в 1871 году начинается новый этап развития Черноморского флота и города.

На территории Севастополя начинают возрождать военные объекты — адмиралтейство, береговые батареи, казармы, другие флотские объекты и жилые дома для военных моряков, корабелов, служащих.

башня 30-й береговой батареи

Позже в городе начинают строить морской кадетский корпус, объекты для гидроавиации, форты в Балаклаве. А в 1912 году приступают к строительству двух знаковых военных объектов Севастополя, которые сыграют важнейшую роль в годы Великой Отечественной войны — 30-й и 35-й береговых батарей.

С началом Великой Отечественной войны все военные строительные и специальные части, в том числе 54-й механический завод, бетонный завод, автобазу, включают в особый инженерный строительный отдел ЧФ.

В Севастополе начинают активно строить линии обороны: сотни артиллерийских дотов, пулемётных дотов и дзотов, стрелковых окопов, землянок, убежищ, командно-наблюдательных пунктов и подземный госпиталь в Инкермане.

За время обороны города от гитлеровских и румынских войск военные строители строят 5 береговых батарей, аэродром в Юхариной балке, 4 наблюдательных пункта, 6 бензохранилищ, 32 ангара для укрытия самолётов, 92 дота, 452 дзота, 38 километров траншей и 7 тысяч окопов с бруствером.

В результате ожесточённых боёв город превращается в руины. Уцелевших зданий ещё меньше, чем после первой обороны Севастополя.

Возрождение

Ещё до завершения Великой Отечественной войны в Симферополе создаётся особая строительная часть — будущий трест «Севастопольстрой».

Однако масштабные работы начинаются после визита в город Иосифа Виссарионовича Сталина, который принимает решение восстановить главную базу Черноморского флота.

флот во время великой отечественный черномосркий чф

В Севастополь приезжают лучшие архитекторы страны, за рабочий инструмент берутся бывшие лётчики, танкисты, артиллеристы и стрелки. В некоторых работах задействуют пленных оккупантов.

В 1957 году городские власти рапортуют в Москву о полном восстановлении Севастополя.

С развитием ВМФ — появлением атомного флота, ракетного вооружения, новых кораблей и подводных лодок начинается новый этап строительства военных и гражданских объектов на территории Севастополя.

Модернизируются военные аэродромы Крыма и Севастополя, реконструируется Высшее военно-морское инженерное училище в районе Голландии, Нахимовское училище, база морской пехоты в Казачьей бухте, строится 13-й завод, Балаклавский судоремонтный завод, авиационный завод, объект «Сотка» (подземный ракетный комплекс), мощная радиолокационная станция в Казачьей бухте, база для обучения боевых дельфинов и пловцов, запасной (защищённый) командный пункт в районе Верхнесадового, ещё один — в урочище Алсу, подземная баз для подводных лодок в Балаклаве (объект 825 ГТС).

крымбальский камень знаменитый севастополь

О менее знаковых военных объектах, в том числе с гражданской составляющей, говорить можно очень долго.

С развалом Советского Союза многие важные объекты Черноморского флота и промышленности города пришли в упадок, и только с 2014 года город и флот получили возможности для развития. На некоторые заброшенные военные объекты уже перекрыт доступ для гражданских лиц.

ForPost благодарит за участие в подготовке публикации руководство и сотрудников музея военно-строительного комплекса Черноморского флота Павла Бондаренко, Марину Уварову и Валентину Носко.

Андрей Киреев

Фото автора

2207
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (9)

Profile picture for user partizzan76
2773

С праздником всех нас!!!

ЗЫ как мне сделали в предыдущей теме насчёт поязвить - не буду. Хотя поводов более чем...

Profile picture for user Тина Севастополь
8764

Сегодня праздник! 

День Рождения Черноморского флота.

С праздником всех причастных поздравляю! 

Profile picture for user kostoprav
6245

Строили деревянные и парусные. Современный строили, в основном, в Николаеве. А так до сих пор пользуемся сухими доками и Лазаревскими казармами

Profile picture for user Южная дорожка
1356

Сегодняшний день Черноморского Флота с учётом понесённых потерь в специальной операции личного состава, флагмана «Москва», БДК, праздником не воспринимается, важным историческим событием рождения, становления флота - да.   Флот любим, флотские традиции чтим!

Profile picture for user Южная дорожка
1356

Статья интересная, познавательная. В ней есть информация, что по акведуку подавалась вода из реки Чёрная. Так вот во флотских целях эта вода использовалась в доках куда заводили корабли для их отстаивания в пресной воде. Именно пресной водой убивали морского червя повреждающего деревянный корпус судна. По тем временам - проверенная и испытанная технология борьбы. 

Profile picture for user Амазонка
2609

Всех с праздником! А музей военных строителей замечательный, в 6 залах отражена вся история флота и города. Кто в нем ещё не был - рекомендую. 

Profile picture for user Кравви
761

 

Статья интересная, познавательная. В ней есть информация, что по акведуку подавалась вода из реки Чёрная. Так вот во флотских целях эта вода использовалась в доках куда заводили корабли для их отстаивания в пресной воде. Именно пресной водой убивали морского червя повреждающего деревянный корпус судна. По тем временам - проверенная и испытанная технология борьбы. 

 Так должно было быть по задумке,но к сожалению,не вышло.

Еще в процессе строительства доков выяснилось, что наполнение их самотеком по водоводу занимает слишком много времени — почти три недели вместо расчетных трех дней. Поэтому в 1842 г. решили построить насосную станцию для подачи в доки морской воды. А водой из Черной речки после очистки наполняли цистерны судов и использовали для бытовых нужд.

Profile picture for user Мицуко
2931

Город строился как база Черноморского флота - очень удобные бухты для кораблей. А теперь из него делают курортное сЭло, а в бухтах хотят размещать яхты толстосумов.

Profile picture for user Южная дорожка
1356

to Кравви:  Не знал. Век живи, век учись. Познавательно. 

Главное за день

Почему «источник ангела» иногда беснуется и мстит жителям Крыма за нелюбовь

Малая река Мелек-Чесме проходит через всю Керчь, но из неё не пьют — в неё плюют.
17:17
0
1420

«Сбивать их мы можем». Военные эксперты — об ударах по Крыму ракетами ATACMS

Что означает сбитие ракет, про поставки которых на Украину так много говорили.
10:23
5
1512

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
2764

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
15
5312

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1909