2 мая 2014 года столкновения националистов и противников «евромайдана» в Одессе привели к трагической гибели почти 50 человек. Уличные стычки в центре города постепенно переросли в настоящий бой у Дома профсоюзов, который закончился сожжением здания вместе с людьми внутри. Полиция и пожарные отреагировали не своевременно, а последующие расследования и судебные процессы не дали результата.
Что случилось 10 лет назад и почему дело «одесской Хатыни» до сих пор не довели до конца?
Пожар в Доме профсоюзов
Трагедии на площади Куликово поле предшествовала цепочка различных событий.
Часть жителей Одессы не приняли «евромайдан» и последующий за ним госпереворот 2014 года. Они организовали собственное протестное движение, выступающее против нового политического курса государства.
Акции так называемого «антимайдана» обычно проходили именно на Куликовом поле, части исторического центра Одессы, там у них был и свой палаточный городок. Собственно, название движение взяло такое же, как у площади.
В противовес им в городе существовали и лояльные «евромайдану» активисты, устаивающие демонстрации в поддержку новой власти.
2 мая 2014 года последние как раз планировали «мирный марш», присоединились к ним в этом болельщики местной футбольной команды «Черноморец» и харьковского «Металлиста», матч между которыми состоялся в тот же день.
Поначалу демонстрация проходила без эксцессов по центру города, но в районе Греческой площади (в нескольких километрах от Куликова поля) им на пути повстречались противники «евромайдана».
Впоследствии между сторонами завязалась перепалка, которая переросла в столкновения с использованием камней, петард и даже светошумовых гранат. Постепенно уличный бой сместился в сторону Куликова поля, где сторонники «евромайдана» начали громить палаточный городок своих противников.
Несколько десятков человек попытались укрыться от нападавших в Доме профсоюзов, но в итоге здание подожгли, забросав «коктейлями Молотова» и брусчаткой.
Итогом столкновений стала гибель, по официальным оценкам, 48 человек, а ещё 250 оказались в числе пострадавших. Шесть смертей произошли на Греческой площади, а остальные в Доме профсоюзов и рядом с ним.
В здании люди горели заживо, задыхались от угарного газа или погибали от травм, полученных в битве со сторонниками «евромайдана».
Разница в восприятии
События десятилетней давности вызвали широкий резонанс в мире и породили множество призывов к расследованию трагедии, в том числе со стороны ООН.
На Украине события объясняли провокацией «пророссийских сил» в отношении якобы мирного шествия сторонников «евромайдана». Хотя демонстрация включала не только футбольных фанатов, но и националистов из «Правого сектора»* (организация признана экстремистской и запрещена в России), а также других схожих групп. Более того, при себе у так называемых украинских патриотов были коктейли Молотова, травматическое оружие и спортивная экипировка.
В поддержку своей версии Киев использует факт первой смерти «майдановского» Игоря Иванова в районе Греческой площади, подавая его гибель как подтверждение «агрессии» со стороны противников новой власти.
«Антимайдановцы» же утверждают, что, наоборот, старались не допустить кровопролития на Куликовом поле. Они пытались перехватить «мирный марш» примерно на середине пути.
Отличается мнение сторон и в отношении событий в Дома профсоюзов.
«Майдановцы» перекладывают вину за возгорание на своих противников, уверяя, что пытались помочь людям спастись после начала пожара. Их оппоненты же говорят о том, что сторонники «евромайдана» не только подожгли здание, но и не выпускали тех, кто был внутри, оставив их гореть заживо.
Отдельные вопросы вызывает реакция правоохранительных органов, которые не смогли помешать столкновениям, и приступили к расследованию инцидентов спустя длительный срок, когда большая часть улик по факту были уничтожены.
Отчасти бездействовали и пожарные, прибыв на место пожара в Доме профсоюзов через 40 минут, хотя часть экстренной службы расположена в непосредственной близости к площади Куликово поле.
«Акция устрашения»
Как заявил «Газете.Ru» бывший депутат Верховной рады, участник движения «Другая Украина» Владимир Олейник, события 10-летней давности в Одессе были спланированным действием.
«Это был заказ, в курсе которого были западные спецслужбы. Трагедия в Доме профсоюзов — акция устрашения, схожая с показательным сожжением людей нацистами в белорусской Хатыни, чтобы они не сопротивлялись оккупантам. Там молодые девчонки лет до 25 не просто сидели, разливали «коктейли Молотова» возле здания, они предварительно засыпали в них крошку из пенопласта. Эксперты дали заключение, что такая смесь даёт отравляющий дым, а в Доме профсоюзов многие погибли как раз от удушья», — добавил политик.
С этим согласен и эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
По его словам, все эти действия были санкционированы тогдашним украинским руководством и коллективным Западом.
«Происходили такие события не только в Одессе, но и по всему юго-востоку Украины — от Запорожья до Харькова. Это была мера устрашения, которая позволила сбить внутри страны любой оппозиционный настрой. Этим удалось переключить всю внутреннюю политику Украины на противостояние с Россией для её максимально быстрого вхождения в зону влияния Запада», — пояснил эксперт.
«Отсутствие ответственности»
Следствие и суд в итоге возложили вину за произошедшее на активистов «Куликова поля». Дело растянули почти на четыре года, а затем не раз откладывали рассмотрения, переводя из одной инстанции в другую.
В итоге в 2017 году судебный процесс закончился оправдательным приговором для подсудимых.
Международные усилия, в том числе по линии ООН, по склонению Киева к организации беспристрастного и независимого процесса так и не дали весомых результатов. В частности, это касается и отдельных делопроизводств по беспорядкам на Греческой площади и Куликовом поле.
По факту единственным обвинением стал заочный приговор на 15 лет тюрьмы бывшему сотруднику одесской милиции Дмитрию Фучеджи за бездействие и помощь «антимайдану».
По мнению бывшего депутата Рады Владимира Олейника, Киев просто боится расследовать преступления в Одессе беспристрастно и справедливо, так как «выйдет на самого себя».
«Раскрывать это преступление они не хотят, так же, как и расстрел на Майдане. Казалось бы, 10 лет уже прошло, можно было бы установить тех, кто атаковал тех, кто стоял на площади, и работников правоохранительных органов. Однако ответа до сих пор нет. Впрочем, он обязательно будет после того, как Украина будет освобождена от нацистской власти Россией. Первый долг нового руководства — расследование событий на Майдане, сожжения людей в Одессе и того, кто отдал команду направить вооружённых людей в Донбасс. Все виновные будут установлены», — заключил политик.
*Организация признана экстремистской и запрещена в РФ