Севастополь

Затопленные у берегов Севастополя корабли возвращаются из небытия

Увидеть каждый можно будет на интерактивной карте, которую создают ученые.

Фото:
с сайта podkarta.rgo.ru
Водолазы с рындой барка "Агнес Блейки"

Любуясь красотой Черного моря, не хочется вспоминать о том, сколько крови здесь пролито и как много погибших в разные годы объектов лежит на морском дне. Но факт остается фактом: Черноморский регион многократно становился полем боя. Вернуть людям память о погибших кораблях и подводных лодках призван проект, начало которому было положено в 2021 году Севастопольским городским отделением Русского географического общества.

Смерть под парусом

Результатом этой работы, которая на сегодняшний день далеко не закончена, должна стать интерактивная карта объектов, находящихся под водой в акватории Черного и Азовского морей. Или, как говорит заведующий центром историко-археологических исследований Крыма и Средиземноморья Института востоковедения РАН и доцент кафедры востоковедения СевГУ Виктор Лебединский, их виртуальный музей. Каждый корабль или подводную лодку можно будет увидеть в формате 3D на уже действующем сайте. Здесь же расположена интереснейшая информация о затопленном объекте и времени его гибели. 

Появлению объектов на карте предшествует огромная работа. Подводные съемки с применением роботизированных комплексов проводит команда водолазов. Затем создается 3D модель каждого объекта. Пока на интерактивную карту Черного моря нанесено всего 9 объектов — четыре русские подводные лодки, погибшие в годы Гражданской войны, и пять различных судов. Шесть объектов из девяти лежат к западу от Севастополя, один — у берегов Балаклавы. Это самый старый из воссозданных на сегодняшний день объектов — затонувший в середине 19 века английский бриг. 

Речь идет о парусном торговом барке «Agnes Blaikie» («Агнес Блейки») — парусном торговом судне, доставлявшем военное снаряжение британским войскам в годы Крымской войны. Построен он был в 1841 году с применением новейших на тот момент судостроительных достижений. Как можно узнать из исторической справки, это было трехмачтовое судно водоизмещением 385 регистровых тонн, длиной 34,45 м и шириной 7,19 м.  

«Корабль был грузопассажирским и достаточно быстроходным для своего времени. География морских переходов «Агнес Блейки» обширна, за свою нескучную жизнь судно побывало на Балтийском и Средиземном морях, у берегов Западной Индии, Южной Африки и обеих Америк, но преимущественно оно ходило на Австралийско-Новозеландских линиях. В знаменитой английской газете «Таймс» нередко можно было встретить рекламные объявления, приглашавшие совершить рейс в Мельбурн на прекрасно оснащенном быстроходном паруснике», — говорится в сообщении на сайте. 

В последнее плавание «Агнес Блейки» отправился в январе 1855 года. На его борту находилось 180 тонн пушечных ядер и 250 тонн угля. А 5 мая, уже у берегов Севастополя, судно погибло самым нелепым образом: столкнулось с британским же кораблем «Медина» и затонуло приблизительно в 3 километрах от входа в Балаклавскую бухту. 

«Агнес Блейки» в глубинах Черного моря

«Для «Агнес Блейки» была характерна изысканная декоративность отделки, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты орнамента на корме и в трюмах. При строительстве использовались высококачественные породы дерева: английский дуб, иностранный белый дуб, американский горный ильм, южная желтая сосна. На сегодняшний день «Агнес Блейки», пожалуй, единственный в своем классе парусник середины XIX века, сохранившийся почти в первозданном виде и потому являющийся исключительно ценным и редким образцом судостроения», — сообщает сайт.

Подробности этого происшествия можно узнать тут же. 

Такие разные судьбы

Экипаж «Агнес Блейки» спасся в полном составе — его приняла на борт «Медина», ставшая причиной гибели барка. Говорят, команда успела забрать с тонущего корабля даже личные вещи. Гораздо меньше повезло экипажу буксира СП-12, который, согласно исторической справке, тоже считался в свое время «высшим достижением» — на этот раз отечественного буксиростроения. Он погиб в первый день Великой Отечественной войны, вечером 22 июня 1941 года, на внешнем рейде Севастопольской бухты. Об этом подробно рассказывается в документах Центрального военно-морского архива. В том числе — в донесении командующего флотом вице-адмирала Октябрьского.  

«Несмотря на то что внешний и внутренний рейды протралили, подорвался на германской неконтактной донной мине на траверзе бухты Карантинной и мгновенно затонул. Вышедший к месту гибели торпедный катер подобрал из воды 5 раненых. Погибло 26 человек, капитан буксира умер позже в госпитале, — рассказывают составители сайта. 

Буксир СП-12 в Севастополе

Останки затонувшего буксира были обследованы еще в 1955 году. Четыре лежащие на грунте подводные лодки были обнаружены дайверами значительно позже, в 2008 году. В судьбе подлодок «Нарвал», «Кашалот», «Скат» и «Гагара» много общего, включая трагический финал. Все они в той или иной степени участвовали в Первой мировой войне, а «Скат» — еще и в Русской-японской войне 1904-1905 годов. Все в годы Гражданской войны были переданы союзникам, а затем, чтобы не допустить их захвата красными частями, затоплены по приказу английского командования. 

Подводная лодка «Скат» у плавбазы «Днестр». Установка торпед. Севастополь. 1916 год

Из Севастополя подводные лодки вывели якобы для буксировки в Новороссийск. Однако 26 апреля 1919 года они были затоплены совсем недалеко от берега «путем подрыва и открытия люков». 

Подводная лодка «Кашалот», лежащая на грунте неподалеку от Севастополя

Еще три объекта — траулер «Одесский горсовет», шаланда «Горгипия» и линкор «Свободная Россия» — лежат в районе Новороссийска. У каждого из них своя интересная и трагичная история. Линкор «Свободная Россия», до революции носивший имя «Императрица Екатерина Великая», был в 1918 году затоплен большевиками по приказу из Москвы: возможности оборонять Новороссийск у них больше не было, и флот предпочли уничтожить, но не отдать врагу. 

«Свободная Россия» оказалась брошена экипажем неподалеку от мысы Дооб в Цемесской бухте, где 18 июня 1918 года и была потоплена тремя торпедами эскадренного миноносца «Керчь», который был впоследствии затоплен своей командой вместе с остальными судами черноморского флота, что предпочли гибель бесславному германскому плену», — гласит историческая справка. 

Кто следующий

Судьба погибших кораблей и подводных лодок — очередное напоминание о разрушительном характере любой войны, в том числе гражданской. Работа же ученых по восстановлению памяти о них продолжается. Как сообщил ForPost Виктор Лебединский, в ближайшем будущем карта может пополниться новыми объектами.

«В этом году мы при поддержке Севастопольского отделения РГО будем эту работу продолжать и, в зависимости от обстановки на Черном море, дополнять интерактивную карту новыми объектами. Возможно, это будут «Сиракузы» — транспорт Российского императорского флота, который затонул в октябре 1917 года в районе Нового Афона (сейчас это акватория Республики Абхазия), возможно, другие объекты из акватории Северного Кавказа и Крыма», — говорит ученый. 


Подлодка "Нарвал" в Севастополе

Но почему на карте нет потопленного немецкой авиацией пассажирского теплохода «Армения», поисками которого также занималось Русское географическое общество? О том, что теплоход был найден в 15 морских милях от Ялты, стало известно весной 2020 года. 

«Суть этого проекта в том, что мы составляем 3D модель, то есть цифровой двойник объекта. К сожалению, применительно к «Армении», которая лежит на очень большой глубине, у нас нет такой возможности — по крайней мере, пока. Провести полную фотограмметрическую съемку этого объекта не представляется возможным: для этого потребовалось бы привлечение очень серьезной глубоководной техники. Может быть, в будущем это станет возможно, но пока мы обследуем и фиксируем с помощью современных технических средств те объекты, которые более доступны», — поясняет Виктор Лебединский.  

Мы будем с интересом следить за работой ученых и пополнением интерактивной карты. Уверены — этот интерес разделят и любители подводных погружений, и все, кого волнует история Севастополя и страны. 

Ольга Смирнова
 

4100
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (10 голосов)

Обсуждение (2)

Profile picture for user tulskiy3
36

Очень интересная и познавательная статья. Ольга Смирнова, спасибо!

Profile picture for user Верещагин
11842

"Но почему на карте нет потопленного немецкой авиацией пассажирского теплохода «Армения», поисками которого также занималось Русское географическое общество? О том, что теплоход был найден в 15 морских милях от Ялты, стало известно весной 2020 года." - Как минимум что в "известии" не указывался пеленг  этих "15 миль от Ялты" и пр. "малозначимые" атрибуты типа координат, а как максимум известие было (и не в первый раз) не совсем подтвержденным, а скорее всего даже совсем не.

Главное за день

Человек, создавший легенду: настоящий севастополец Валерий Володин отмечает 76-летие

Губернатор рассказал об отношениях с директором 35-ой береговой батареи.
19:00
10
2023

Больше всего ATACMS этой ночью летело в Крым

57 беспилотников уничтожили и перехватили над территорией Краснодарского края.
07:40
16
5628

На севастопольском пляже «Учкуевка» работает тяжёлая техника

Только к середине мая у пляжа окончательно определился оператор.
14:07
12
12634

Как в Крыму замещают импортные трубы для коммунальных служб и аграриев

Сырьё везут с материка или используют собственные отходы.
18:17
1
563

Стали известны подробности инцидента с выпадением из окна крымского гимназиста

Выпавший из окна ребёнок госпитализирован с серьёзными травмами.
14:15
3
2678