Школьный цикл «Разговоры о важном» вновь вызвал разнотолки: составителей курса обвинили «в симпатиях к киевскому режиму» и «лишению школьников Дня Победы».
Триггером стал запланированный на 6 мая «Урок памяти».
Эксперты объяснили ForPost, почему граждане отреагировали так остро.
Что увидела Мизулина
Первой на странности обратила внимания глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. Её возмутило, что составители цикла «Разговоры о важном» «избавились от Дня Победы».
«В цикле "Разговоры о важном" урок, приуроченный к главному празднику страны, Дню Победы, по каким-то непонятным причинам называется "Уроком памяти". При этом в программе есть "День первооткрывателя", "День матери", "День народного единства" и даже "День спецназа", которые так и называются. А не скрываются под словами "Урок памяти"», — написала в своём телеграм-канале Мизулина.
Негодует она и по поводу того, что детям будут рассказывать на таком уроке: про «хохломскую и дымковскую игрушки», а также «династии Запашных и Дуровых».
«О подвиге Маршала Победы Георгия Жукова, Зои Космодемьянской, Дмитрия Карбышева, Александра Матросова, Николая Гастелло, Лени Голикова, Зины Портновой, Александра Германа, Героев панфиловцев и Молодой гвардии детям ничего рассказывать не будут?» — негодует общественница.
Оценив, как в школах в этом году раскрывают тему Дня Победы, Мизулина не удивлена, что дети «уже со 2 класса рисуют свастики на парте, шутят про "вентиляторы" и Гитлера, разрисовывают лицо цифрами "1488" и кидают "зигу"».
«Кстати, "Днём памяти" День Победы называется в ряде стран, например, на Украине», — добавила Мизулина.
На этот факт обратили внимание и ряд авторов каналов в Дзен. Они обвинили составителей курса «в диверсии и симпатии к киевскому режиму».
Ещё одна причина появления «Урока памяти» в преддверии Дня Победы — «попытка избавиться от всего советского», уверен автор канала «Окно в историю».
Он привёл ряд «весомых доказательств»: 1 Мая называется не Днём международной солидарности трудящихся, как в СССР, а «обезличенным праздником весны и труда»; 7 ноября, День Великой Октябрьской социалистической революции, «больше не является праздником» и «подменён 4 ноября — Днём народного единства».
«Вот теперь в школьной программе "Разговоров о важном" дошли и до советского Дня Победы — теперь это обезличенный "День памяти", как в Европе, которая скорбит о неудавшемся походе против СССР, который они предприняли в 1941 году», — негодует блогер.
Почему столько обиды?
Историк, политолог Алексей Макаркин не удивлён такой реакцией некоторых общественников и блогеров.
В беседе с ForPost он напомнил, что в разные времена в обществе «были люди», «которые искали предателей».
«В 30-е годы на обложках патриотичных тетрадей в изображениях выискивали профиль Троцкого», — привёл пример Макаркин.
Поиском врагов «занимались не только в период турбулентности — конце 1930-х годов, — но и, например, в конце 1970-х годов», уточнил наш собеседник.
Напомнил он и скандальную историю с «сионистским рублём».
Газета «Известия» 1 ноября 1977 года опубликовала статью, в которой рассказывалось, что будет изготовлен рубль, посвящённый 60-й годовщине Великой Октябрьской революции.
Статья сопровождалась чёрно-белыми фотографиями. На монете был изображён портрет Ленина рядом с атомом лития с тремя орбитами электронов. По словам Макаркина, некоторые «бдительные граждане в атоме разглядели звезду Давида». Как так? «Сионистский символ» размещён рядом с вождём мирового пролетариата!
«Дизайн рубля изменили, чтобы не гневить народное лихо», — вспоминает политолог.
Поиском врагов активно занимаются и сегодня, напомнил Макаркин. Он объяснил, почему бдительные граждане опять начеку:
«Многие уверены: элиты в 1991 году изменили Родине. С тех пор люди, преимущественно старшего поколения, внимательно следят за ними: а не изменят ли снова? Поэтому они остро реагируют на различные раздражители, во всём видят заговор. Эта конспирология связана не только с психологическими, но и с общественно-политическими моментами».
Макаркин напомнил, что СССР распался спустя шесть с половиной лет после празднования 40-летия Победы:
«Представители элиты говорили правильные вещи, а потом всё быстро случилось — Советского Союза не стало. Поэтому представители разных советских поколений воспринимают некоторые моменты, связанные с Великой Отечественной войной, обострённо».
Вторая причина, по его словам, — отношение к самому Дню Победы.
«В песне "День Победы" есть хорошая строчка: "Это радость со слезами на глазах". Эта гениальная фраза. Почему? В День Победы в советское время традиционно старались говорить про победу. День памяти — 22 июня. Поэтому, когда перенесли центр тяжести на память, на слёзы на глазах, часть людей отреагировали достаточно эмоционально. Они уверены: в "Разговорах о важном" центр тяжести следует перенести на радость Победы», — пояснил Макаркин.
«Пошатнули устои»
Председатель президиума Астраханского регионального отделения Общероссийской организации «Офицеры России», ветеран боевых действий, кавалер ордена Мужества Анатолий Салин уверен: авторы курса «Разговоры о важном» «пошатнули устои».
«Если в нашей памяти 9 Мая записан как День Победы, менять его на "Урок памяти" неэтично, непатриотично», — сказал ForPost Салин.
Он отметил, что «День памяти», «День взаимодействия» уместно проводить на уроках мужества.
«У нас есть День памяти и скорби, это другая дата — 22 июня, начало Великой Отечественной войны. Пожалуйста, проводите в эту дату "Уроки памяти" — сам бог велел. Однако отменять День Победы, придумывать другое название — не стоит. Давайте оставим ту память о прадедах, дедах, которая заложена в День Победы», — сказал кадровый офицер.
Что думают в школе
Учитель истории, председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков солидарен с мнением Салина о ненужности переименования. Вместе с тем он не считает эту тему важной.
«Рекомендации к "Разговорам о важном" очень часто грешат странностями — иногда перед детьми выступают сомнительные эксперты. В их числе Касперская, которая давала опасные рекомендации школьникам по поводу того, как общаться с незнакомыми людьми по телефону. Есть вопросы и к самим фактам, о которых предлагается рассказывать школьникам. В общем, "Разговоры о важном" есть за что критиковать. Однако истерить вокруг них, называть всех предателями и пособниками киевского режима — перебор», — сказал ForPost Казаков.
Он напомнил, что словосочетание «Урок памяти» на законодательном уровне не запрещено.
«Зря люди подняли хай по этому поводу. Это лишнее. Это не добавляет празднику позитива. Спорят из-за какой-то мелочи. Напомню: в школе, кроме "Разговоров о важном", будут и другие мероприятия ко Дню Победы. На них общественникам, блогерам стоит сконцентрировать своё внимание», — резюмировал наш собеседник.
Роберт Вочовский
Обсуждение (5)
Где-то тихонько скрипнула створка окна Овертона...
Serggio,
Англосакский "сквозняк" похоже...Надо плотнее и жестче закрывать окна...
Serggio,
Да уж....
«Зря люди подняли хай по этому поводу. Это лишнее. Это не добавляет празднику позитива. Спорят из-за какой-то мелочи.
Это фигура учителя Козаков не добавляет позитива, если, вот, такие преподают историю в школе. Здесь усматривается явная провокация, инициаторов надо вычислить и судить. День Победы, должен быть Днём Победы и это должно быть незыблемо.
«У нас есть День памяти и скорби, это другая дата — 22 июня, начало Великой Отечественной войны. Пожалуйста, проводите в эту дату "Уроки памяти" — сам бог велел. Однако отменять День Победы, придумывать другое название — не стоит. Давайте оставим ту память о прадедах, дедах, которая заложена в День Победы», — сказал кадровый офицер.Полностью с ним согласна-День победы-самый главный праздник российского народа и никто не превратит его в день памяти