Чтобы быть признанным «эффективным», севастопольским предприятиям придётся проходить оценку департамента экономического развития по специальной методике. Правда, стать «эффективным» в глазах правительства не очень сложно — и мы на простых примерах подскажем, как это может быть.
В настоящее время готовится проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении критериев и методики оценки инвестиционной декларации органом управления свободной экономической зоной на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта», в соответствии с которым местные власти Севастополя и Республики Крым будут оценивать «эффективность» работы предприятий в свободной экономической зоне.
Общественное обсуждение проекта приказа проходило с 21 декабря по 4 января, как раз под Новый год — и пока нет данных, насколько оживлённым оно было. В ближайшее время документ уйдёт на окончательное утверждение и станет регуляторным актом.
Вкратце его суть можно изложить следующим образом. Есть перечень критериев, по которым чиновники будут определять — эффективен инвестиционный проект или нет. За соответствие конкретному пункту критериев начисляется определённое количество баллов. Максимальное количество баллов — 21, проект считается эффективным, если наберёт 12 баллов.
При этом набрать 16 баллов не составляет вообще никакого труда.
Шаги к успеху
Всё начинается с того, что проект, предусмотренный инвестиционной декларацией, должен «соответствовать целям создания свободной экономической зоны, предусмотренным статьёй 1 Федерального закона 377-ФЗ». Без этого дальнейшее рассмотрение проекта не производится.
Решаем задачу — пишем в декларации цитату из 377-ФЗ: «в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан».
Идём к следующему этапу — который, впрочем, имеет системные дефекты сам по себе.
Земельный участок, который предполагается использовать для реализации проекта, «находящийся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемый в аренду без проведения торгов», должен соответствовать «целям реализации инвестиционного проекта». При этом совершенно не учитываются случаи, когда для проекта не нужен участок, а нужно помещение. Специфика проектов, которые реализуются в помещениях, не учтена вообще никак. Так что выносим этот пункт «за скобки».
Дальше от нас требуют продемонстрировать эффективность путём «удвоения количества рабочих мест (с сохранением существующих рабочих мест) в первые три года». Проще простого: сначала на нашем предприятии был один директор, мы через два года наймём секретаря, количество рабочих мест удвоится — зарабатываем 6 баллов.
«Срок окупаемости инвестиционного проекта, предусмотренного инвестиционной декларацией», менее 5 лет — 3 балла, от 5 до 15 лет — 2 балла, более 15 — 1 балл. Наверное, года через 4 сможем окупиться — указываем эти данные, получаем 3 балла.
Потом от нас хотят необходимой для нашего проекта «инженерной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры с учётом существующей загрузки мощностей». Если она есть — то 3 балла, если нет — то 1 балл, если они «планируются к строительству» — то 2 балла.
Благодарим правительство Овсянникова за многочисленные инфраструктурные анонсы, отмечаем подходящую планируемую инфраструктуру — получаем 2 балла.
Затем надо подтвердить «степень финансовой устойчивости инвестиционного проекта», сообщив о планах его финансирования с учётом собственных или заёмных средств. Причём каких-либо подтверждений наших заявлений не требуется.
Хорошо, так и пишем — «финансирование из собственных средств», получаем ещё 3 балла. Переходим к кадровому вопросу.
«Наличие кадров с профессиональными знаниями и квалификацией, необходимыми для реализации инвестиционного проекта». Если они есть — то 3 балла, если нет, но «при наличии проработанной стратегии привлечения кадровых ресурсов» — то 2 балла.
Кадров в нашей компании, кроме директора, нет. Но, разумеется, есть «стратегия». Получаем 2 балла.
Честно «сливаем» пункт «Локализация производства продукции и использование отечественного сырья, материалов и комплектующих». Откуда мы её возьмём, если, к примеру, планируем торговать чем попало. Ставим ноль баллов.
Итого: 6+3+2+3+2 = 16 баллов. Поздравляем, нас признали высокоэффективным предприятием.
Ещё один камень на шею инвестора
Как нетрудно заметить, предлагаемый механизм оценки эффективности и целесообразности инвестиционных проектов Севастополя не даёт вообще ничего. При минимальной хитрости получить статус эффективного прожектёра и преодолеть административный фильтр сможет любой желающий.
При этом реальные меры, которые могли бы на практике оживить инвестиционный климат региона, либо запоздали, либо неэффективны.
«Объективно „паровоз” СЭЗ ушёл, так и не дождавшись своих рельсов. Причин тут масса, начиная с нежелания предпринимателей лезть в непонятный и проблемный Севастополь, заканчивая санкциями внешними и внутренними — нет нормальных банков, кредитов по адекватным ставкам и т.п. Те законодательные меры, которые должны оптимизировать и улучшить работу, часто приводят к прямо противоположному результату. Сначала интерес стал угасать с отменой льготы по фонду оплаты труда для тех, кто вступил в 2018 году, потом появляются изменения в Налоговый кодекс, которые имеют обратную силу — и с каждого резидента СЭЗ в Севастополе могут потребовать оплатить все полученные льготы. Уже на этом этапе главным вопросом у резидентов стало „как выйти из СЭЗ с минимальными потерями?”» — прокомментировал руководитель одного из предприятий-резидентов СЭЗ ситуацию.
Читайте по теме: Севастопольские инвесторы будут платить штрафы все — и за всё
Как отметил наш собеседник, разрабатываемая сейчас методика нужна была в первые годы, когда в СЭЗ вступали люди, сами не всегда понимавшие, зачем им это было нужно. Это привело к тому, что в феврале 2018 года из 1200 резидентов СЭЗ в Крыму на телефонные звонки не отвечало порядка 400.
Также компании-резиденты не исключают того, что курирующие СЭЗ чиновники будут обращаться с предложением «договориться».
Читайте по теме: Севастополь: вход свободный, выход — платный
После всех изменений в 377-ФЗ нас ещё ко всему прочему ждёт штраф при расторжении договора. Скорее всего, всех по одному будут приглашать и заставлять подписывать дополнительное соглашение, где будет указан размер штрафных санкций.
В целом же складывается впечатление, что режим СЭЗ либо перестал быть нужен и его таким образом переводят в «спящий режим», либо мы наблюдаем его трансформацию в инструмент для очередного передела рынков в Севастополе.
Николай Сведски
Обсуждение (6)
Бумага все стерпит, а как в реальных делах?
"Правительство будет "оценивать" предприятия Севастополя по специальной методике." Я так понимаю в городе сплошь и рядом эффективные государственные предприятия руководимые исключительно такими же эффективными государственными менеджерами на которые просто необходимо равнятся. Прямо как в монологе Чацкого "А судьи кто ?"
Признают под предлогом не эффективное предприятие. и....Национализируют как убыточное, передадут ГУП, назначат своих родствеников в управление, выведут в ООО и все. Сразу прибыльное и доходы в карманы свои. Пример : ГУП рынков - "Чайку" кричали надо закрывать!, нецелевое использование земли!, а в итоги передали своим и все Рынок- Ярмарка.
Потому что самые эффективные у нас ГУП.Осталось им открыть банковские счета в офшерах и будет социальное развитие.
На одной чаше весов - откаты, кумовство, эконом. политика государства, беззаконие. На другой - желание предпринимателя заработать и прокормить семью. Что надо убрать, чтобы вторая чаша перевесила?
Очередной гомункул Правительства РФ, который ещё и на местах переверкут каком к верху!