Компания Toyota, которая с весны 2022 года вместе с другими коллегами прекратила завозить в Россию свои запчасти, заявила, что возвращается на российский рынок. Об этом в конце января сообщили «Известия». Насколько долгожданным стало это возвращение представителей импортного автопрома и как сегодня в принципе обстоят дела с рынком автозапчастей, в том числе и в Крыму, разбирался ForPost.
«Коней» на санкциях не меняют
За последние полгода цены на запчасти выросли значительно: от 30% до 200% у некоторых производителей. Не последнюю роль в этом сыграл курс доллара. Эта тенденция будет сохраняться и дальше, подтвердили опрошенные ForPost эксперты рынка. С другой стороны, дефицита запчастей пока нет. Ситуация после резкого провала в прошлом году постепенно выровнялась, схемы поставок так или иначе налажены.
А вот по целым автомобилям рынок местами ощутимо «просел». Это касается и новых, и бывших в пользовании машин. Поэтому многие автовладельцы из тех, кто раньше уже обменял бы авто на новое, сейчас не торопятся. Кстати, с запчастями это всё равно так или иначе связано, рассказал ForPost автоюрист Алим Абибуллаев.
«Покупка авто на вторичном рынке — это часто немного «кот в мешке». Не секрет, что может вылезти не указанная бывшим владельцем проблема, требующая замены запчастей», — отметил автоюрист.
Но основная причина — падение покупательской способности. Это видно по соотношению предложений от владельцев машин и от перекупщиков.
«Раньше, оно было, грубо говоря, 50 на 50. Сейчас предложение от собственников сократилось, и, по моим наблюдениям, большую часть рынка составляют перекупщики», — поделился наблюдениями Алим Абибуллаев.
Значительную часть продаж авто составляют случаи, когда владелец, накопив денег, хочет пересесть на машину получше и подороже. Сейчас таких стало меньше, пояснил автоюрист. С другой стороны, в последнее время ситуация начала немного выравниваться, вторичный рынок слегка «ожил». Часть тех, кто раньше купил бы новое авто, сейчас ищут подходящие варианты именно среди авто с пробегом.
Впрочем, покупательская способность упала не у всех. Есть люди, желающие приобрести авто, и даже отстоять за ним очередь.
«Сейчас очередь на автовоз (доставку автомобиля) из Японии в южные регионы России около 40 дней. То есть спрос такой, что автовозы не справляются с поставками авто из Японии на юг России. Это речь о бывших в употреблении машинах. Есть спрос на японские, корейские авто. И Китай активно заходит на рынок», — рассказал ForPost автоэксперт Роман Быков.
Очередь на покупку подержанного автомобиля из стран Азии — больше месяца.
Если говорить о новых автомобилях премиум-класса, стоимостью от 3 миллионов рублей и выше, то и здесь уход автопроизводителей из России не мешает совершать покупки. Как один из вариантов, новый автомобиль любой марки можно растаможить в Беларуси или Армении, и затем перегнать покупателю в России. Появились конторы, которые берут на себя весь процесс — и покупку, и перегонку авто.
Главное, чтобы были люди, готовые платить за «осложнения».
ОСАГО всё чаще не покрывает расходы
В случае ДТП водителям всё чаще приходится раскошеливаться, несмотря на наличие страхового полиса. Страховая имеет право выбирать форму компенсации, напомнил Алим Абибуллаев. Если ущерб компенсируют деньгами, их по факту может не хватить на ремонт. Это связано с ростом цен на запчасти.
«На сегодня, по моему опыту работы как автоюриста, компенсаций страховых чаще всего не хватает. Как минимум, если речь идёт о популярных относительно бюджетных марках автомобилей, которых больше всего на дороге», — пояснил автоюрист.
Читайте по теме: Крымские водители ищут во что «переобуться»
Цены на запчасти, по которым страховая считает возмещение ущерба, устанавливает Центробанк. По словам юриста, эти «официальные» цены попросту не успевают угнаться за изменениями на реальном рынке. Компенсация стоимости битой запчасти может оказаться такой, что её не удастся найти за эти деньги даже на вторичном рынке.
Если раньше добросовестный водитель, застраховав гражданскую ответственность и заплатив за полис ОСАГО, мог не опасаться за лишние расходы, то теперь ситуация усложнилась. Вплоть до того, что ущерб у водителя-виновника придётся отсуживать самостоятельно.
«Пострадавший водитель, если ему не хватило компенсации от страховой на ремонт, может подать в суд на водителя-виновника ДТП. Даже если у того есть полис ОСАГО. И получить разницу. Такие случаи стали достаточно частыми в последнее время», — отметил Алим Абибуллаев.
Для привыкших к «старым добрым временам» водителей это становится неприятным сюрпризом.
При ДТП всё чаще придётся раскошеливаться.
Иски в таких случаях подают и на страховую, и на виновника. Но страховые, по словам автоюриста, доказывают суду, что выполнили свои обязательства. Как итог, вся тяжесть рубля ложится на водителя-виновника.
«Уже есть такая судебная практика. По моим наблюдениям, у водителя в таких случаях немного шансов в суде. Ему придётся не только платить больше за следующий полис ОСАГО из-за «аварийного коэффициента», но и в случае решения суда компенсировать часть ущерба», — рассказал Алим Абибуллаев.
Актуальность проблемы растёт.
«Некоторое время назад могли оставаться 20% ущерба непогашенными, едва ли кто пойдёт из-за них судиться. А сейчас, если разница доходит в некоторых случаях до 50%, то по сути у пострадавшего водителя особо нет выбора. Если ему не хватает компенсации от страховой на ремонт, что ему остаётся делать?», — заключил автоюрист.
Что делать, если не хватит компенсации ОСАГО
Если говорить о новых и более дорогих автомобилях, начиная от бизнес-класса, то там ситуация с компенсациями немного лучше. Обычно выплаты по полису ОСАГО там хватает, что связано с алгоритмами установления Центробанком цен на запчасти.
«В таких случаях запчастей меньше на рынке. Цена Центробанка на них более коррелирует с реальной», — отметил Алим Абибуллаев.
Официальные цены на запчасти у страховых не успевают за реальным ростом стоимости.
Но «бить» дорогие авто, конечно, тоже не стоит. Здесь, учитывая существующий для страховых компаний «потолок» на выплаты — 400 тысяч рублей — виновник аварии может оказаться буквально в долговой кабале.
«Знаю подобный случай, когда общую сумму ущерба оценили примерно в 5 миллионов рублей. То есть страховая компенсирует менее одной десятой, остальное — водитель. Понятно, что у многих просто нет таких денег. Они могут расплачиваться по решению суда долгие годы. Хотя человек ведь добросовестно оформил страховку», — посетовал Алим Абибуллаев.
Читайте по теме: В Крыму оценили перспективу слежки за мусорящими автомобилистами
Автоюрист добавил, что возможность защититься от подобных ситуаций-«страшилок» есть, но потребует дополнительных расходов. В дополнение к полису ОСАГО (обязательному) по желанию можно купить полис добровольного страхования гражданской ответственности (ДСАГО). К нему прибегают как раз в том случае, если компенсации по ОСАГО не хватает.
Андрей Петров
Фото: freepik.com, unsplash.com
Обсуждение (1)
С праворульными машинами все отлично,ждать только долго.Качество повыше остальных,опции опережают время,цена относительно невысокая .Но есть один маленький нюанс..в правом руле..кто в курсе,надеюсь понимают.Из-за неопределенности в будущем. А то ,что поновее и с рулем где положено -да,дороже и значительно.Только цель "закулисы"-выпускать меньше-продавать дороже.Значительно дороже.Кстати,сегодня японцы ввели очередные санкции,думаю-не последние.Видимо,хотят за ПРУЛЬ острова вымутить.