6 декабря Государственная Дума приняла поправки к закону «Об образовании в РФ». В соответствии с ними школьники не смогут использовать на уроках смартфоны.
В СМИ тут же поднялась волна гнева, как это бывает в подобных случаях: бесконечное количество материалов о нарушении прав учеников и борьбе с прогрессом вышло в различных изданиях. В сочетании с разговорами о запрете популярного сериала эффект был достигнут немалый – либерально настроенные граждане затянули приевшуюся песнь про тоталитарный режим.
Но давайте разберемся, что произошло на самом деле.
Во-первых, никто не запретил мобильные телефоны. Речь идет только о том, что школьники не смогут их использовать на уроках!
Известный адвокат Сталина Гуревич, изучив текст поправок, дала свой комментарий:
«В тексте закона нигде не указано, что мобильные телефоны будут запрещены в школах. Там сказано, что нельзя пользоваться средствами радиотелефонной связи во время учебного процесса. Из закона не следует, что будут забирать телефоны. Да и забрать смартфон никто не имеет права – у школы нет таких полномочий и нет возможностей оборудовать специальные сейфовые шкафы, чтобы хранить устройства, никто этого делать, разумеется, не будет. То есть, поправки касаются именно запрета пользоваться телефонами на уроках. Никаких проблем я здесь не вижу. На уроках дети должны учиться, а не сидеть в «Тик-токе», не записывать видео и заниматься прочей ерундой».
Родители школьников отмечают (устные комментарии есть в распоряжении редакции), что негласный запрет на использование смартфонов во время уроков существовал давно. С тех пор, как телефоны появились у абсолютного большинства учеников.
Не секрет, что в школах существуют проблемы с дисциплиной – зачастую ученики попросту игнорировали требования учителя убрать телефон, ссылаясь на аргумент «а где это запрещено».
Александр Симанов, юрист, член Торгово-Промышленной палаты России, прокомментировал ситуацию так:
«Статья 43 Закона об образовании раскрывает обязанности ученика и дает возможность учителю контролировать дисциплину и образовательный процесс во время урока. Вводимый пункт запрещает ученику бесконтрольно пользоваться телефоном во время урока и дает право учителю принимать соответствующие меры. Каким образом будет исполняться данный пункт в Законе не раскрывается, видимо – каждый учитель будет принимать решение самостоятельно. Учитывая растущую бесправность наших учителей – такое решение правильное и своевременное. Хотя не могу согласиться с действующими санитарными нормами, запрещающими использование смартфонов в учебном процессе. Например, мировой педагогикой признано, что решение многочисленных тестов ведет к формированию устойчивых нейронных связей при формировании порций информации во время изучения базовых понятий предмета. И использование современных гаджетов могло бы помочь в этом. Полный отказ от гаджетов, вросших в жизнь современных молодых людей, ограничивает возможность применения современных технологий в учебном процессе. Думаю, пройдет время, и мы столкнемся не только с запретами, но и с широким внедрением цифровой педагогики. А необходимость наличия телефона у ребенка подтверждается и трагическими событиями в школах в последнее время».
То есть, законодатель, похоже, ничего радикально нового не сделал, а попросту легализовал правомерные требования учителей не отвлекаться от учебы. А некоторые СМИ, как водится – раздули скандал на ровном месте, забыв изучить нормативную базу. Соцсети «подхватили» и в итоге произошло то, что произошло – много шума из ничего.
К слову, мобильные телефоны на уроках могут не только отвлекать школьников, но и деформировать сам процесс – например, оттуда несложно списывать во время проверочных и контрольных работ.
Кроме того, нередко случаются скандалы: строптивые ученики ведут во время учебного процесса видеосъемку учителей, распространяют видео в соцсетях и, как следствие, оказывают психологическое давление.
И речь далеко не всегда идет о некорректном поведении педагога.
Школа на законодательном уровне давно перестала быть воспитательной институцией, эта функция возложена на семью. Школа оказывает «образовательные услуги», закономерно, что ученик зачастую ощущает себя королем положения. Что тоже сказывается на качестве образования.
Теперь возможности влиять на педагогов при помощи смартфонов просто не будет, что, вероятно, улучшит учебный процесс.
Вместе с «запретом» смартфонов активно обсуждается запрет модного сериала о криминалитете 90-х – «Слово пацана». На днях в телеграм-каналах появилась информация, что в Иркутске было совершено убийство подростка – якобы, преступники пошли на такое, насмотревшись сериала.
Правда, данная информация была позднее опровергнута официальными источниками из МВД. Преступников задержали, некоторые из них оказались ранее судимыми за схожие правонарушения, никакой связи преступления с сериалом не был установлено.
Мы также попросили Сталину Гуревич прокомментировать ситуацию:
«Про запрет на «Слово пацана» - я думаю, что это, мягко говоря, неумная инициатива. И у меня начинают закрадываться подозрения о наличии сговора между режиссером и теми, кто поднял этот хайп. Ничем иным я происходящего объяснить не могу. Никаких законных оснований для запрета этого сериала нет. Мы пережили «Бригаду», мы пережили первого «Брата», страшно кровавого, до этого мы пережили «Русский транзит», ранее – «Реквием». И уж, конечно, «Слово пацана» сейчас погубит Россию. Звучит как бред сумасшедшего в лунную ночь, учитывая, что некоторые телеканалы в режиме 24/7 транслируют жестокость на экране».
Александр Симанов оказался солидарен с коллегой и добавил свои мысли по вопросу:
«Это представляется попыткой снять ответственность за воспитание со стороны школы и родителей, объясняя все проблемы простой имитацией героев фильмов. Хочу напомнить, что многие взрослые, в том числе и действующие политики, в молодости засматривались фильмами типа «Крестный отец», «Криминальное чтиво», «Однажды в Америке» и т.д., но не выросли в закоренелых бандитов и убийц. Некоторые известные люди у нас в стране почему-то считают, что они поймали звезду и сакральное знание, что только они знают, что такое хорошо и что такое плохо. Хуже – они уверены, что все остальные люди туповаты и не могут без их помощи разобраться в книгах, фильмах, театральных постановках. Может уже пора заняться поиском причин существования такого движения как АУЕ*, героизации криминального мира, а не винить в этом режиссеров и сценаристов».
О влиянии искусства на поведенческие паттерны прогремело немало споров - обвиняли в свое время, например, режиссера Балабанова в имперских настроениях за фразу «Вы мне еще за Севастополь ответите», прозвучавшую в картине «Брат-2».
Что характерно, возмущенная общественность как в этом случае, так и в случае с сериалом «Слово пацана» перепутала лирического героя с режиссером, а общий посыл фильма – с отдельными репликами.
Неоднократно требовали запретить компьютерные игры, связывая их с преступностью. И даже рэп-исполнителей.
Но среди исследователей в научном мире давно есть консенсус по данному вопросу: кино, книги, музыка никак не могут напрямую влиять на поведение человека. Если в личности не заложены криминальные паттерны – они не появятся от просмотра фильма. Некоторые произведения лишь могут послужить неким триггером и только в случаях, когда человек склонен к криминалу.
Но если не кино – его «триггернет» что-то другое, поэтому запрет художественных произведений попросту нецелесообразен.
Сериал пока «запрещают» только на уровне разговоров, с точки зрения закона – он абсолютно легитимен.
Словом, в России пока ничего не отменили и не запретили, а если и ограничили – то, по оценкам юристов - в рамках разумного.
Мария Дегтерева
Обсуждение (14)
«Про запрет на «Слово пацана» - я думаю, что это, мягко говоря, неумная инициатива.
Умная инициатива - его вообще не надо было снимать. Некоторые известные люди, выступили в его защиту, яко бы это правда, так было. Хочу отметить, что в каждой правде есть доля правды, впрочем и как в каждой неправде есть доля неправды, а зная киношников, то ради кассовости они эту "правду" помножат в несколько раз, как "пить дай". А, что, что-нибудь позитивного снять нельзя? А, ну, да, от позитивного сборов и рейтинга не будет. Интересно и время, взятое в фильме - перестройка, времена репрессий уже осветили со всех сторон, уже оскомину набило, надо последние годы Советского Союз в грязь окунуть, чтобы ни у кого даже в мыслях не было ностальгировать по возврату в светлое прошлое.
to Andgi: Вы посмотрели?
Вы хотите сказать, что в "светлом" прошлом не было шпаны? Была. Другое дело, что не стоило снимать фильм на эту тему. И не потому, что тема не та, а потому, что неправдоподобно: герои слишком "чистые". Кто вырос в 80е, поймет, о чем я.
Эпиграф: "кто старое вспомянёт..."
Надо понять для какой цели были потрачены деньги? Кто заказывал и кто выделял деньги? Что хорошего и полезного может принести данная продукция кино в наше время? И что больше снимать нечего и не о чем?
Многое станет ясно когда найдут ответы на эти вопросы.
Сказав А надо сказать и Б, а именно чем и как закончили герои шпаны конца 80х и те кто в эту шпану заигрался. Из моей жизни не могу вспомнить ни одной позитивной концовки. А так да, что было, то имеет право на вспомнить.
to 90777: но не за счетет госфильмофонда...
Что бы здесь не писали про пацанов, но в данном случае, запрет является лучшей рекламой для этого фильма.
Теперь все знают, что надо этот фильм сначала просмотреть и затем высказать по нему свое мнение.
to еще одна мама школьников:
Да, дело не в самой шпане, а о том, что она послужила предлогом лишний раз очернить всё Советское. А шпана была всегда и везде, сколько существует род человеческий. Вопрос, надо ли это показывать, что нового нынешнее поколение, такого этого, узнает и увидит, само покажет это во всей "красе", а, уж, про лихие 90-е вообще не хочется вспоминать. И правильно было сказано в обсуждениях, какова цель и кто заказывал.
Показывать надо все. Люди должны смотреть, думать и делать самостоятельный выбор "никогда". Но думающие люди мешают, и поэтому нам показывают такие "Слова". Союз отнюдь не был Золотым веком, поэтому и о нем нужно писать и показывать правду. Но кому это нужно? Проще ж взять из советского опыта то, что сейчас выгодно.
to еще одна мама школьников:
Не согласен, особенно по выбору "никогда", так сложилось, что молодёжь, в силу своего юношеского нигилизма романтизирует и старается быть похожими на отрицательных героев, пример уже есть, в Иркутске 15-и летнего парня зарезали на остановке толпа подростков, убийству предшествовал вопрос: "с какого района чушпан", как в фильме. Или, вы скажете, что это всего лишь, совпадение, скажите тогда это родителям убитого паренька. За 30 лет нам столько грязи уже понапаказывали, что от этого претит, на какой канал не включишь, там сериалы про бандитов, продажных ментов, мелодрамы с изощрёнными убийствами и т.д. и т.п. А малахово-борисовские передачки, по выворачиванию грязного белья, тоже надо показывать? Пускай люди смотрят и думают?
Да, Союз не был Золотым веком, а разве он был когда-нибудь у какой-либо нации и что считать таким веком? Но, то, что Советский Союз, это лучшее, что было в истории государственности нашего народа, то это - да.
Кому это надо сейчас показать разгул преступности в Казани? В то время это было повсеместно! Ну и что хорошего в том, да замечательно, что пережили люди и с содроганием вспоминают.
Есть такое мнение, что негатив очень быстро становится нормой, гораздо с большим усилием можно попытаться привить хорошее, доброе, вечное. Снять хороший сериал, чтобы происходило не навязывание культурных норм и морали, этого требует много сил и умения с мастерством. Но отдача в виде денег будет устроителей кино сильно расстраивать. А насилие, беспричинная и безудержная агрессия, и "кровь на асфальте" это современно и актуально, главное в тренде. И денег много отобьют. Что гораздо важнее всего!
Но главное посыл фильма. Заводов нет, фабрик то же, учебные заведения бессмысленны потому как идти всё равно не куда... та же разруха в умах как в 90-ых. Остаётся шататься без дела и находить себе разные причины приложения "своих рук". А тут фильм подсказывает чем заняться... И это за наши с вами деньги!
to Andgi: а почему Вы считаете, что вправе делать выводы обо всей молодежи? Про шпану (я про приведенный Вами пример Иркутска) я выше написала и повторять не попугай. Про Союз. Если б это было "самое лучшее", то он не рухнул бы в одночасье, а бывшие республики не побежали бы из него дальше, чем видели. И Восточная Европа из всех договоров, кстати, тоже.
В 80е, когда росла я, этого фильма не было, а поножовщина была. И убийства тоже были. Здесь. В Севастополе. Тогда какие фильмы были виноваты?
А то этого никто до фильма не знал? Подростки не в вакууме живут. И что государству не до них, поняли намного раньше взрослых. Я вообще затрудняюсь понять, до чего государству: идеологии нет, образования почти нет, здравоохранения почти нет и т.д. Про фильм. Он ничем не отличается от нынешних российских фильмов. Кроме темы. Она неудачная, но зато "новая". Под эту "новизну" и дали финансирование. И ни у единого человека не возникла мысль об идеологическом смысле, о посыле этого фильма. Не потому, что люди неумные, а потому, что их дети в одном обществе со шпаной жить не будут. С ней в одном обществе жить нашим. Вот что страшно.
Зачем этот фильм сняли? Кто-то ностальгирует по 90-м?