Министр транспорта и коммуникаций Финляндии Лулу Ранне объявила 13 мая, что Хельсинки рассматривает переход железнодорожной сети страны на стандартную европейскую колею (1435 мм), отказавшись от «русского» стандарта (1520 мм), существовавшего в Финляндии со времен Российской империи. Окончательное решение должно быть принято правительством к 27 июля 2025 года.
По словам министра, речь идет не просто о косметической правке— проект рассматривается как стратегическая перестройка всей логистической архитектуры страны. Среди приоритетов: повышение уровня транспортной безопасности, обеспечение более гибкой военной логистики и плотная интеграция в инфраструктурную сеть ЕС и НАТО. Особый акцент сделан на соединении с железнодорожными сетями Швеции и Норвегии, которые уже используют европейский стандарт.
«Это элемент гораздо более широкой архитектуры. Мы говорим не только о грузе и армии, но и о свободном перемещении людей и товаров в регионе, где логистика — это элемент стратегической устойчивости», — отметила Ранне на пресс-конференции по итогам встречи транспортных министров северных стран, прошедшей в Хельсинки.
Проект оценивается в миллиарды евро и, по предварительным оценкам, потребует существенных инвестиций как в проектирование, так и в строительство. В то же время, по словам Ранне, Евросоюз уже выразил готовность покрыть до 50% расходов на стадии проектной подготовки и примерно 30% — на этапе строительства. Это делает проект «финансово реализуемым в среднесрочной перспективе», подчеркнула она.
Строительно-монтажные работы, как ожидается, стартуют не ранее 2030-х годов. До этого времени предстоит решить вопросы землеотвода, технико-экономических обоснований и взаимодействия с приграничной инфраструктурой.
Инициатива синхронизирована с политикой НАТО по развитию так называемых «военных коридоров» в Северной Европе, позволяющих быстро перебрасывать силы и технику в рамках военных обязательств Альянса. Помимо этого, подчёркивает государственное медиа Yle, отказ от широкой колеи, совместимой с железными дорогами России, символизирует окончательный инфраструктурный и политический поворот Финляндии на Запад.
Ранее сообщалось, что, в силу систематических недружественных проявлений наших западных соседей, правительство РФ расторгло договоры с Норвегией, Швецией и Финляндией, касающиеся сотрудничества в Баренцевом регионе. Соответствующее распоряжение, датированное 16 апреля, было утверждено премьер-министром Михаилом Мишустиным.
Обсуждение (1)
Стандарты европейские, а попытки попиарится на вроде бы совершенно обычной процедуре (причём не бесплатной), вполне себе в духе наших распилов и откатов.