Депутаты Государственной Думы приняли 13 мая закон о локализации автомобилей, используемых в качестве легковых такси, сразу во втором и третьем чтениях. Ранее этот законопроект подвергался жёсткой критике со стороны профильных ассоциаций.
Документ размещён на портале системы обеспечения законотворческой деятельности. Нововведение вступит в силу с 1 марта 2026 года.
Как пишет «Газета.ру», с этого момента для включения автомобиля в реестр такси необходимо выполнить одно из двух требований:
- совокупный показатель локализации автомобиля должен соответствовать уровню, установленному правительством для государственных закупок;
- или же автомобиль должен быть произведён по специальному инвестиционному контракту, заключённому в период с 1 марта 2022-го по 1 марта 2025 года.
Все иномарки автоматически подпадают под запрет для таксомоторных перевозок.
Разрешено использовать машины с уровнем локализации не ниже 3200 баллов, по аналогии с госзакупками авто.
В числе разрешённых брендов — Chery (под брендом Tenet), Exeed, «Москвич», Evolute, а также модели Omoda, Jetour, BAIC и автомобили «АвтоВАЗа».
Отдельные регионы, включая Калининградскую область, Сибирь и Дальний Восток, получат отсрочку до 2028–2031 годов для выполнения новых требований.
Претензии перевозчиков
Главная претензия перевозчиков — искусственные ограничения выбора автомобилей из-за внедрения балльной системы.
По словам исполнительного директора Национального совета такси (НСТ) Наталии Лозинской, таксомоторные услуги не входят в программу государственных закупок и являются полностью коммерческой сферой, поэтому попытки внедрить балльную систему в данной отрасли являются «юридически некорректными».
В НСТ считают, что закон повлечёт вал негативных последствий для отрасли, государства и населения, в частности:
- часть перевозчиков уйдут в тень, что приведёт к снижению налоговых поступлений, а те, кто останутся, сменят вид деятельности;
- из-за дефицита водителей возрастут цены на поездки и увеличится нагрузка на общественный транспорт.
В НСТ предлагают исключить балльную систему, освободить самозанятых водителей, особенно работающих на подержанных авто, от требований локализации, а также связать внедрение закона с комплексной государственной поддержкой отрасли.
Люди уйдут, цены вырастут?
Новый закон может привести к уходу из отрасли до 507 тысяч таксистов, говорится в исследовании Аналитического центра при правительстве РФ.
Для обновления автопарка в соответствии с новыми требованиями водителям потребуется вложить около 289 млрд рублей.
По оценкам аналитиков, замена одного автомобиля для частично занятого таксиста обойдётся примерно в 471 тысячу рублей. При этом срок окупаемости составляет около 16 лет, не учитывая возможное повышение тарифов.
Кроме того, отвечающие требованиям закона автомобили в среднем стоят в 2,1 раза дороже подержанных машин.
Уже сейчас наблюдается нехватка водителей такси, а если данный законопроект будет принят, 50% рынка такси перейдёт в тень, прокомментировала председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
По её словам, пассажиры уже жалуются на повышение цен. Если закон вступит в силу, агрегаторы столкнутся с очередным значительным ростом тарифов.
В регионах повышение будет равномерным, однако в Москве скачок будет более ощутимым из-за более частой ротации автопарков, отметила Зарипова.
По мнению председателя союза «Цифровой мир» Валерия Корнеева, рост цен может достигнуть как минимум 40 процентов. При этом, считает экономист, в первую пострадают таксопарки, сдающие машины в аренду под такси.
В беседе с RT он пояснил, что такие предприятия вынуждены регулярно обновлять свой автопарк из-за высокого износа машин, на практике же китайские модели, которые они закупали, «проходят до необходимости их замены вдвое меньший пробег».
Таким образом, возрастёт цена аренда, по прогнозу Корнеева — более, чем в два раза, до четырёх-пяти тысяч рублей в день, для пассажиров это означает рост цен самое малое на 40 процентов:
«Это кроме инфляционной прибавки, которая ожидается в течение года около 25%».
Ранее водителей легкового такси обязали оформлять обязательное страхование гражданской ответственности при перевозке пассажиров. Как эти законодательные изменения отразятся на пассажирах и самих водителях такси, читайте здесь.
Обсуждение (6)
Такое ощущение, что эта активная деятельность специально направлена на ухудшение состояния дел, и без того не идеальное.
покупаешь иномарку или оригинальные запчасти к ней , значит деньги отдаешь странам НАТО и присоединившимся к ним в , Ю. Корея, Япония, Германия , США..они спонсируют ВСУ ( экстремист, террористы, фашисты)...но если ты считаешь что это так и они напали, то всё, абсолютно , логично...а вот покупать немецкую машину и спонсировать Рейх во время войны, это преступление, ну это прямо вот так и есть, товарищ Сталин точно не одобрил бы мягко говоря покупку немецкой автомобили в Германии..надо определится напали или не напали, и кто....кто напал....вот где то тут лежит корень этих противоречий, а сейчас всё логично.
Д,Б,!(Лавров)
в С.Корее надо покупать, там же те же корейцы что в Ю.Корее, только идеология другая, правильная, коммунистическая, а значит и автомобили лучше чем у заблудших не туда Киа .
Проспонсировал кто-то заинтересованный такое решение.
— Все в Автодор! — поспешно сказал он, глядя на поравнявшегося с ним Остапа. — Наладим серийное производство советских автомашин. Железный конь идет на смену крестьянской лошадке.
И уже вдогонку удаляющемуся автомобилю, покрывая поздравительный гул толпы, выложил последний лозунг:
— Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения.