Севастополь

Границы севастопольского наследия съёживаются, как шагреневая кожа

И снова — на мысе Хрустальном.

Потерна и куртина бывшей Артиллерийской слободки на мысе Хрустальном в Севастополе не имеют оснований считаться объектами культурного наследия. Такой приговор вынес эксперт, изучавший, стоит ли эти сооружения перенести из реестра выявленных объектов культурного наследия в список проверенных и утверждённых — или же вычеркнуть из всех списков окончательно и бесповоротно.

Заявления о включении памятников в реестр выявленных подавались сначала главой научно-экспертного совета при Севнаследии Вадимом Падалкой, вторично, после отказа — прославившимся бескомпромиссностью и методами борьбы Виктором Чижовым.

Экспертизу потерны и куртины, расположенных на территории объекта культурного наследия «Форт Меншиков», по заказу Севнаследия выполняло ООО «Археология Крыма». Оно наняло для этого искусствоведа из Санкт-Петербурга Дарью Александровну Зайцеву.

Та, в свою очередь, пришла к выводу, что оба объекта — типовой принадлежности и не имеют исторической, мемориальной, археологической, градостроительной, архитектурной, художественной, эстетической и научной ценности. Включение их в Единый государственный реестр объектов культурного наследия необоснованно.

Потерна, которой не было

Сегодня памятник архитектуры «Потерна редюита цитадели Артиллерийской слободки» (значение терминов смотрите в сносках к материалу) представляет собой колодец с выходом на террасу подпорной стены. В заявлении о необходимости взять памятник под охрану утверждается, что он был вырублен в первой половине XIX века по приказу адмирала Д.Н. Сенявина, данному в 1803 году.



Автор: Виктор Чижов

О злоключениях потерны ForPost писал неоднократно. Обнаруженную во время строительства жилых многоэтажек для культурного кластера, её, хоть и не с первого раза, внесли в список «выявленных», но потом начали раскурочивать экскаватором, не дожидаясь окончательного решения её судьбы.



Автор: Виктор Чижов

Как следует из сегодняшней экспертизы — жалеть не о чем, ведь «на рассматриваемом участке никогда не было каких-либо фортификационных сооружений», а «датировка выявленного объекта культурного наследия 1803-м и 1834–1853 гг. опровергается архивными документами и картографическими материалами».

Эксперт отмечает, что часть конструкции утрачена, однако оставшееся и фотографии 2018 года (до разрушения строителями) позволяют сделать заключение: тоннель предназначался не для прохода людей, а для транспортировки угля и шлаков литейного завода, построенного уже в XX веке. Продолжения в виде коридора в толще подпорной стены или вглубь не выявлено, так что называть тоннель потерной нельзя, а к 1893 году (ориентировочно) относится только нижняя подпорная стена.



Источник: акт экспертизы / Севнаследие

В заключении эксперта содержится интересная ссылка на сотрудника ИА РАН Буравлева С. Он в апреле 2020 года в отчёте об археологических работах на «Форте Меншиков» порекомендовал 1007 кв. м предполагаемой территории цитадели и редюита, к которым, по версии заявителей, вела потерна, «исключить из территории выявленного объекта культурного наследия „Форт Меншиков” в связи с отсутствием признаков культурного слоя».

Пока документа об изменении границ ОКН «Форт Меншиков» на сайте Севнаследия нет, но его появление, вероятно, несколько упростило бы возведение культурного кластера.

Бесполезная куртина

Памятник архитектуры «Куртина Севастопольской крепости с сортией и контрэскарпом цитадели Артиллерийской слободки», камень, 1853 г.» (напоминаем о сносках со значением терминов) расположен недалеко от памятника Солдату и Матросу.



Источник: акт экспертизы / Севнаследие

Сегодня это подпорная стенка протяжённостью около 23 м с трапециевидным заглублением и с высотой сохранившейся части от 3,5 м до 4,5 м.

«Конструкция состоит из нескольких разновременных кладок, отличающихся цветом раствора, размером блоков и способом укладки рядов, а также бетонных блоков и литых бетонных частей», — говорится в экспертизе.



Источник: акт экспертизы / Севнаследие

В заявлении о необходимости внести памятник в реестр утверждённых ОКН также утверждается, что он был вырублен по отданному в 1803 году приказу адмирала Д.Н. Сенявина.

Эксперт, однако, с этим не согласен. По его мнению, «заявленная датировка выявленного объекта культурного наследия — 1853 год — опровергается архивными документами и картографическими материалами», а первым достоверным свидетельством существования объекта являются фотографии 1941–1944 годов.

Дарья Зайцева допускает, что куртина была возведена в 1893 году, но в таком случае к 1940 году она была полностью перестроена, и термин «сортия» к ней не применим.

В качестве невысокой (точнее, никакой) ценности объекта эксперт привела интересный аргумент: какие бы сильные споры в своё время ни велись при выборе места для обелиска Городу-герою Севастополю и памятнику Солдату и Матросу, такого аргумента, как остатки фортификационных укреплений, не было. Правда, при строительстве обелиска в котловане фундамента были обнаружены два орудия периода первой обороны Севастополя, честно отмечает эксперт.

Держать оборону

Сегодняшние защитники старинных оборонительных сооружений с результатами экспертизы не согласны. Они сомневаются, что потерна была раскопана до конца, ставят под сомнение заключение о современной достройке куртины («как это может быть достройка, если её пришлось раскапывать?») и не понимают, как можно говорить об отсутствии её исторической значимости, если признаётся возможность строительства в XIX веке.

«Я видел все эти камни — они на известковом растворе сложены. Это говорит о том, что это XIX век», — настаивает реставратор Анатолий Туманов.

Даже те квадратные метры, что остались после произведённых разрушений, необходимо сохранить, настаивает он.

«Любой фрагмент можно сохранить при желании! Вон в Херсонесе какие ничтожные остатки стен — и те сохраняются. Конечно, мы будем оспаривать эти заключения», — заявил реставратор.

Его намерение поддерживают и остальные защитники «Форта Меншиков».

Светлана Косинова

_________________________________________

Глоссарий акта экспертизы:

Куртина (итал. curitne — завеса) — участок крепостной ограды между фланками двух смежных бастионов или между двух башен.

Контрэскарп — передняя отлогость рва, ближайшая к противнику. В настоящее время контрэскарпом также называют противотанковое препятствие в виде крутого искусственного откоса на крутых обратных скатах возвышенностей.

Потерна — бетонный (раньше кирпичный) подземный коридор (или галерея), служащий для сообщения между различными частями форта. В настоящее время под потерной понимают одетый железобетоном подземный ход между различными частями опорных пунктов в укреплённых районах.

Редюит (от франц. reduit — убежище) — внутреннее укрепление, устраивавшееся в сомкнутых укреплениях для боя внутри последних и для усиления их внутренней обороны. Первоначально редюит служил убежищем для гарнизона, атакованного и теснимого со всех сторон. Под редюитом понимается также и всякий укреплённый пункт, расположенный позади главных укреплений и составляющий последний оплот обороны. Так, например, для крепости таким редюитом является её укреплённое ядро. В стратегических масштабах Антверпен — мощная крепость Бельгии, расположенная внутри страны, — являлся «редюитом Бельгии» после прорыва маасского пограничного пояса крепостей.

Сортия (от француз. sortie — выход) — 1. (устар.) небольшие ворота крепости; 2. выходы, галереи; 3. подземная галерея, соединяющая часть укрепления и внешний крепостной ров.

4802
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (27)

Profile picture for user дп20025
482
дп20025

правильно, опера, балет  и бардель городу в центре- нужнее

Profile picture for user Serggio
23628
Serggio

В эту стройку влюжены такие деньги, и в ней заинтересованы такие люди, что найдись там хоть библиотека Ивана Грозного - даже она будет признана любыми экспертами  "не представляющей исторической ценности".... 

Profile picture for user Однозначно2000
758
Однозначно2000

 

В эту стройку влюжены такие деньги, и в ней заинтересованы такие люди, что найдись там хоть библиотека Ивана Грозного - даже она будет признана любыми экспертами  "не представляющей исторической ценности".... 

 Но это отнюдь не значит, что не стоит бороться за объекты культурного наследия.

Profile picture for user Serggio
23628
Serggio

to Однозначно2000:  

   Но это отнюдь не значит, что не стоит бороться за объекты культурного наследия.

 

Это значит, что бороться не просто стоит, а ещё как стоит. И сразу использовать все доступные средства.

Profile picture for user March63
821
March63

Как достали уже все эти деятели, в том числе привлекаемые в нужный момент для нужных заключений "эксперты" , без стыда и совести, живущие одним днем! Как ругали в свое время СССР , но никогда в Союзе не было такого несоответствия реальности тому, что читали на страницах газет и видели по телевизору.

Profile picture for user Линьков
32220
Линьков

Сначала по делу.

Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия потерны и куртины, бывшей Артиллерийской слободки (так называется этот документ), безусловно, явится основанием для издания соответствующего приказа Севнаследия о нецелесообразности включение в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ вновь выявленного объекта. В таком случае, отрицательное заключение, как и сам приказ, можно оспорить в суде. Это значит, что по делу будет обязательно назначена судебная экспертиза. Только она может снять все вопросы относительно исторической ценности объекта. Другой вопрос, что такая экспертиза должна быть независимой, во всех отношениях. Это- серьезная работа, но она того стоит, пока есть объекты, которые можно сохранить..

Теперь не по делу.

В городе четко обозначились несколько проблем (на самом деле, их больше). Одна- это сохранность объектов культурного наследия (ОКН). Другая- создание особо- охраняемых природных территорий (ОПТ). Все они (проблемы) напрямую связаны со строительством, т.н. освоением территорий, не всегда оправданным и законным. Чтобы им противостоять, нужна не самоорганизация, а организация, способная защитить историю и природу на профессиональном уровне, которая должна, прежде всего, рассчитывать на себя, а не на «дядю».

Profile picture for user ulogin_yandex_266698314
3
o671395432

to Линьков:  

суд в рф это смешно и ты это знаешь, тогда ненадо умничать 

Profile picture for user КрапивА
2887
КрапивА

Может начать с конца? Писать сразу  директору Департамента государственной охраны культурного наследия  Министерство культуры РФ и требовать проведение исследований Главгосэкспертизой России, Институтом археологии РАН? - они же вносили корректировку в проект Тавриды уже на стадии строительства. 

Profile picture for user Линьков
32220
Линьков

to Антон Деникин:  

to Линьков:   суд в рф это смешно и ты это знаешь, тогда ненадо умничать 

 Деникин… Вы знаете, какая у Вас фамилия? Деникин, то есть,  произошедшая от греческого бога жизненных сил природы и виноделия). Вы, чё написали?! Суд- это смешно. Ненадо умничать- написали вместе! Вы послушайте меня, Деникин. В русском языке есть слова, их там много. Когда их составляешь вместе, получается смысл. Когда из под ног уходит наследие, нужно говорить о наследии, а не обо мне.  И, вообще, больше смысла и жизненных сил, Деникин. Вы меня поняли?

Profile picture for user Даккар
6689
Даккар

Не удивлюсь,если вдруг и Херсонес станет просто развалинами,не представляющими культурную ценность.

Profile picture for user Просто врач
7203
Просто врач

Че за новый пенёк - деникин?

Profile picture for user Житель.Севастополя
13
Житель.Севастополя

smile

Profile picture for user strelec
24491
strelec

Знали до сих пор о черных риэлтерах,черных нотариусах,черных археологах,а  во время разгрома ОКН на м.Хрустальный  узнали  о черных экспертах.

Profile picture for user Линьков
32220
Линьков

to strelec:  

Знали до сих пор о черных риэлтерах,черных нотариусах,черных археологах,а  во время разгрома ОКН на м.Хрустальный  узнали  о черных экспертах.

Они такие, потому что не привыкли отвечать по жизни- ни в школе, ни на работе.

Есть такое понятие, как ручной режим. Обычно так говорят, когда процессом управляет оператор. Вы, наверняка, обратили внимание, как подменяются понятия-  общественные обсуждения,  общественный совет, экспертный совет и т.п., когда необходимо принять нужное решение. Во всяком случае, я с ними сталкивался в прошлом году чуть ли не каждый день, включая суды, пока были жизненные силы. Речь о незаконной застройке центра города. Даже мое окружение не всегда выдерживало такого натиска. И в этом Деникин прав. Ничего, пройдёт и по нашей улице инкассатор, то- на нашей улице праздник. Иначе, зачем мы здесь.

https://m.youtube.com/watch?v=Li-U_RP-bvw

 

Profile picture for user Andgi
3521
Andgi

Всё, хана, пропал дом, верней город! В Севастополе орудуют Шариковы и Швондеры.

Profile picture for user ulogin_odnoklassniki_837408204019
1018
Regina

to strelec:  Замечательно сказано! В самую точку! Этих чёрных  экспертов  нанимают по каждому поводу,чтобы утереть нос севастопольцам ,унизить,растоптать  профессионализм наших учёных ,которым все эти "эксперты"-приспособленцы в подмётки не годятся.  

   

;

Знали до сих пор о черных риэлтерах,черных нотариусах,черных археологах,а  во время разгрома ОКН на м.Хрустальный  узнали  о черных экспертах.

 

 

 

Знали до сих пор о черных риэлтерах,черных нотариусах,черных археологах,а  во время разгрома ОКН на м.Хрустальный  узнали  о черных экспертах.

 

Знали до сих пор о черных риэлтерах,черных нотариусах,черных археологах,а  во время разгрома ОКН на м.Хрустальный  узнали  о черных экспертах.

 

Profile picture for user Tigor
1228
Tigor

to Линьков:  Чудесный комментарий Деникину. Спасибо.

Profile picture for user chesma
3267
chesma

Чёрные эксперты. БЛЕСК ! МОЖНО ЗАПАНТЕНТОВАТЬ НА ФП.

Profile picture for user Инь-янь
1257
Инь-янь

прощай легендарный город Герой Севастополь.

Profile picture for user sapun
8382
sapun

Сначала медицину заоптимизировали, так что посадили всех по домам - теперь к участковому не попасть под видом короновируса. Какая-то шайка у власти, что ли?

Profile picture for user 777s
177
777s

И что ,,?? Я теперь должен верить этому,, и что этот " Эксперт" не лобирует интересы застройщиков. Реально достали уже,хватит деребанить город.

Profile picture for user В.К.
264
В.К.

ЗАЙЦЕВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, образование высшее (Санкт-Петербургский

Государственный Академический Институт Живописи, Скульптуры и Архитектуры имени

И. Е. Репина. 1999 г.), искусствовед, стаж работы 17 лет, место работы - ООО "Коневские

Реставрационные Мастерские". Аттестована в качестве государственного эксперта (приказ МК № 1380 от 16.08.2017 г.). 

"пришла к выводу, что оба объекта — типовой принадлежности и не имеют исторической, мемориальной, археологической, градостроительной, архитектурной, художественной, эстетической и научной ценности"

Эксперт имеет глубокие знания по истории, археологии, градостроительству и пр. и пр.? Явно формальный подход к делу, отработала на заказ. Эксперт-ремесленник.

Profile picture for user Владимир Солнцев
83
Владимир Солнцев

 Да уж! почитаешь комментарии защитников севнаследия и диву даешся.Неужели часть кладки стены и 3 блока это настолько цкенный артефакт.Его что интересно посмотреть жителям и гостям города?!  Тогда давайте оставим весь Севастополь какой есть ,никаких строек не будем делать-абсурд однако! Было бы что действительно сохранить тогда понятно,но ради кучки камней устраивать ажиотаж ог сохранении просто смешно! Кто смотреть будет на эту груду камней ,кроме вас защитничков ,дошедших в своих утверждениях до абсурда!

Profile picture for user В.К.
264
В.К.

to Владимир Солнцев:  Строек в Севастополе и так "делается" достаточно, даже сверх меры. И почему -то все застройщики норовят впендюрить свой архитектурный "шедевр" в то место, где он на хрен не нужен. А такие, как Вы, в свое время втихаря, ночью, снесли здание таможни на Хрустальном, чтобы "украсить" мыс голубыми унитазами.

Profile picture for user echo
930
echo

Глупый ты,  Владимир Солнцев.  От Севастополя две обороны камня на камне не оставляли, надо дорожить тем, что осталось. Это наши каменные корни и живые картинки истории, а не буквы из учебника. 

Profile picture for user Понаеха
18
Понаеха

 

 Да уж! почитаешь комментарии защитников севнаследия и диву даешся.Неужели часть кладки стены и 3 блока это настолько цкенный артефакт.Его что интересно посмотреть жителям и гостям города?!  Тогда давайте оставим весь Севастополь какой есть ,никаких строек не будем делать-абсурд однако! Было бы что действительно сохранить тогда понятно,но ради кучки камней устраивать ажиотаж ог сохранении просто смешно! Кто смотреть будет на эту груду камней ,кроме вас защитничков ,дошедших в своих утверждениях до абсурда!

 а я согласен - нафик все эти никому не нужные камни... на камни посмотреть в Херсонесе можно, а для детей что? 

как город может развиваться если за каждую помойку цепляться??? 

Profile picture for user Севастополь1783
49
Севастополь1783

На сайте Союза архитектороов Севастополя опубликована статья, в которой свое мнение по данному материалу выскуазывает архитекотр Григорянц, а также совершенно нелепый ответ ООО «Археология Крыма».

https://sevarch.ru/mys-hrustalnyj-mnenie-arhitektora-i-otpiska-jekspertizy/

Главное за день

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
472

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
1
2501

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6616

Поучительная севастопольская история про чужую землю, жажду наживы и нотариальные услуги

ForPost продолжает рассказывать о схеме по отчуждению земли уязвимых граждан.
20:00
17
4412