В ближайшие годы Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) может приступить к строительству суперэсминцев проекта 23560 «Лидер».
«Мы (ОСК) в том числе и под него (эсминец проекта „Лидер”) строим эллинг. Какой облик будет у этого корабля, сроки его строительства, конечно, определит Министерство обороны. Как только мы закончим строительство эллинга, мы будем готовы к выполнению этих задач, будем готовы строить такие корабли», – говорил генеральный директор судостроительного завода «Северная верфь» Игорь Пономарёв в интервью РИА «Новости» летом 2020 года.
Новые эскадренные миноносцы должны заменить сразу три типа кораблей – эсминцы проекта 956 «Сарыч», большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат» и ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант».
К последнему проекту относится флагман Черноморского флота крейсер «Москва». Это достаточно крупный корабль водоизмещением почти 11,5 тыс. тонн, длиной 186,5 метра, шириной 42,5 метра, высотой – 42,5 метра.
Но на фоне «Лидера» самый крупный корабль ЧФ покажется «малышом». По данным экспертов корабельной отрасли, водоизмещение нового эсминца составит порядка 20 тысяч тонн, а наибольшая длина – 230 метров. Конечно, и вооружён он будет гораздо лучше вышеперечисленных типов кораблей.
«Эсминцы проекта „Лидер” могут решать задачи флагмана: нести различное вооружение, в том числе ракетное, комплектоваться различным радиотехническим оборудованием, выполнять задачи центра боевого управления. Это хорошая перспектива замены крейсеров проекта 1164 „Атлант”», – сказал ForPost историк ВМФ России Сергей Горбачёв.
В будущем "Лидер" может прийти в Севастополь на смену "Москве".
Когда крейсера были большими
Военные моряки периода первой половины ХХ, вероятно, сильно удивились бы, скажи им, что в XXI веке эсминцы будут превосходить в размерах крейсера и даже линкоры.
Первые миноносцы были относительно небольшого размера и тоннажа, их основная задача – торпедировать вражеские корабли.
Например, первый миноносец Великобритании Lightning был водоизмещением 33 тонны, 26,7 м в длину и 3,3 м в ширину. Вооружён он был двумя торпедами Уайтхеда.
Первый миноносец российской постройки «Взрыв» был крупнее: водоизмещение более 130 тонн, длина почти 40 метров, ширина – 4,9 метра. Но и вооружён он был серьёзнее: четыре пятиствольных 37-мм орудия Гочкиса, носовой подводный торпедный аппарат, две установки метательных мин.
Самые массовые эсминцы периода Второй мировой войны были водоизмещением до 3 тысяч тонн, в длину – 115-130 метров, в ширину порядка 12 метров. Вооружены они были 3-5 артиллерийскими установками, зенитными установками, 2-3 спаренными торпедными аппаратами.
Для сравнения: лёгкие крейсера этого же периода были водоизмещением 8-10 тысяч тонн, в длину до 200 метров, в ширину – 16-20 метров. Вооружены они преимущественно спаренными башенными артиллерийскими установками, зенитками, а также нередко несли минно-торпедное вооружение.
Тяжёлые крейсера и линкоры были значительно больше.
Малыши пошли в рост
С наступлением эры ракетного вооружения и развития радиотехнических средств строгое разделение на классы стало размываться. Эскадренные миноносцы стремительно пошли в рост.
К концу ХХ века стандартное водоизмещение эсминцев достигло порядка 8 тысяч тонн.
Такие параметры были, в частности, у эсминцев СССР проекта 956 «Сарыч». Наибольшая длина кораблей этого типа достигала 156,5 м, ширина – 17,2 метра. Они комплектовались радиоэлектронным вооружением, артиллерийскими и зенитными установками, противокорабельными ракетами «Москит», ЗРК «Ураган», реактивными морскими бомбомётами, двумя торпедными аппаратами, вертолётом Ка-27.
Дальше – больше. Осенью 2013 года в США спустили на воду эскадренный миноносец типа Zumwalt.
Даже по меркам крупных современных эсминцев этот корабль – настоящий гигант. Его водоизмещение – порядка 15 тысяч тонн, длина – 183 метра, ширина – почти 25 метров. При этом выглядит корабль – как космический крейсер из фильма о галактических воинах. Вооружён эсминец тактическими ударными ракетами, зенитным и противолодочным вооружением, вертолётом и тремя беспилотниками, радиолокационным вооружением.
Современный российский эсминец «Лидер» призван бросить вызов Zumwalt.
«В современном мире классификация кораблей достаточно условна, – подчёркивает Горбачёв, – например, размеры и вооружения атомных крейсеров проекта 1144.2 „Орлан” „Пётр Великий” и „Нахимов” вполне позволяют называть их линейными кораблями. Но название линкор уже ушло и употребляется исключительно в историческом контексте. Это же касается и современных эсминцев. „Лидер” вполне можно называть крейсером. Думаю, что ситуация с классами кораблей связана со стремлением уйти от формулировок вчерашнего дня. К слову, в Японии, эсминцами называют по сути вертолётоносцы».
С такими темпами не исключено, что вскоре эсминцы займут нишу самых мощных и крупных боевых кораблей, которую ещё не так давно занимали линкоры, а затем тяжёлые крейсера.
Глеб Вадатурский
Обсуждение (14)
"В ближайшие годы Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) может приступить к строительству суперэсминцев проекта 23560 «Лидер»." - эта фраза уже лет 15, если не больше повторяется как мантра ежегодно. За это время ведущие российские олигархи обзавелись флотилией аналогичных (а может быть и более дорогих!) по стоимости яхт. Кстати эти "относительно небольшие" корабли (разумеется речь о перспективных эсминцах, а не яхтах, хотя и они тоже имеют очень серьезный тоннаж) имеют водоизмещение поболе чем было разрешено Вашингтонским договором крейсерам перед второй мировой. Да и прочая "мелюзга" типа корвета не меньше эсминца второй мировой, так что басни о "доминировании" мелочи и уходе в историю крейсеров с авианосцами предназначены утешить только тех, кто не может их строить, а например США или КНР как строили так их и строят.
Короче говоря, все распилят и продадут
Из той же серии,
Эсминцы проекта Лидер на самом деле это атомные ракетные крейсера. Просто проблема в несоответсвии названий на английском - дестройер (разрушитель) - и на русском - эскадренный миноносец. У нас хотели перенять дестройер как истребитель, то есть более крупный чем миноносец корабль, но не прижилось. Дейстройер (название то обязывает) как бы может быть и 20 000 тонн)), а вот эсминец кажется в таком размере странным. Но суть такая, что эсминец (дестройер у них) это стало названием универсального ударного ракетного корабля и у них и у нас. Сейчас наши вернулись к западной системе, или русской системе классификации 19 века - корвет, фрегат. Получается еще плюс эсминец-крейсер, который по сути дела объеденил бы эти два класса. Но лучше бы сделать так для универсальных ракетных кораблей. До 3 тыс тонн корвет, с 3 тыс до 7 тыс. фрегат, с 7 тыс. до 15 тыс эсминец, с 15 тыс тонн уже ракетный крейсер. Атомные крейсера Петр Великий и Адмирал Нахимов (как особые мастодонты из прошлого) останутся атомными тяжелыми ракетными крейсерами или как их зовут на западе линейными крейсерами (бэтлкруйзер).
Бредовая, честно говоря классификация.
В эпоху парусного флота были:
-корабль (линейный кораюль)
-фрегат
-корвет
-шлюп
-бриг
Далее, в эпоху пара и не только:
- линкор
- крейсер (тяжёлый, лёгкий) - фукции фрегата парусного флота
- эсминец (эскажденный или сопровождения) Эсминцы были меньше крейсров, функция корветов и бригов.
Сейчас понятие "эсминец" раздули до тяжёлого крейсера или "карманного" линкора.
Зачем нам классификация Запада?
В недалёком прошлом были: ракетный (артиллерийский) крейсер, БПК (фрегат), СКР (эсминец), МПК (корвет), ракетный катер, сторожевик ближней зоны (бриг).
Сначала пусть что-нибудь хоть начнут строить,а назовем и классифицируем после.Прогнозометр зашкаливает.
to VonDorn:
Затем же, зачем и постоянное навязывание англоязычных терминов в других областях - чтобы супостат ненароком не запутался в непривычной для него системе координат.
ТТХ проекта 1164 указаны несколько не корректно. Ширина 20.9м.))
... вообще-то, в недалекие времена классификация кораблей начиналась с ТАКР - тяжелый авианесущий крейсер (все версии проекта 1143, вплоть до "Кузнецова"), потом, правда, с появлением "Кирова" и "Фрунзе", они стали ТАРКР (тяжелый атомный ракетный крейсер), а абревиатура ТАКР превратилась в дурацкую ТАВКР.
Артиллерийский крейсер (АКР) в советском ВМФ был только проекта 58 бис ("Дзержинский", "Кутузов"), "Жданов", "Сенявин" - крейсер управления (КРУ), противолодочный крейсер (ПКР) - "Москва", "Ленинград" (пр. 1123), ракетный крейсер (РКР) - пр. 58 - "Грозный", "Головко", пр 1134 - "Владивосток", "Севастополь", "Зозуля", "Дрозд" (позднее переклассифицированы в БПК пр. 1134), пр. 1164 "Москва", "Маршал Устинов".
Был неудачный, паросиловой (!) эсминец проекта 956 типа "Сарыч", которых на ЧФ не было, еще в 80-х, правда были эсминцы пр 56, с комплексами "Ятаган", но проходили как БРК (большой ракетный корабль) - последним из живых видел тогда БРК "Неуловимый".
БПК - пр 61, 61М (переклассифицированы в СКР пр 61), пр 1134А, 1134Б (на ЧФ "Азов", "Очаков", "Керчь") по американской классификации "CG" - крейсер УРО, пр. 1155, которых на ЧФ никогда не было.
СКР - пр.1135, 1135М (из ныне живых - "Ладный и "Пытливый" соответственно). На ЧФ были 6 корпусов. По американской классификации числились как "FFG" - фрегат УРО. В конце 80-х - начале 90-х СКРами стали все оставшиеся тогда БПК 61 проекта.
Все выкрутасы с допостроечным поименованием класса наших кораблей - это старание любым путём выйти из-под ограничений по конвенции Монтрё. И Россия в этом ключе самое заинтересованное лицо.
to against everibody:
В этом году ВМФ России получит около 40 кораблей и судов обеспечения. Всего до 2027 года флоту будет передано порядка 180 кораблей, такие цели заложены в Государственной программе вооружений.
to Александр Чулков:
Шурик! "Получит" и "получила"- разницу ухватываете? Данные в студию. Вы продолжаете прогнозомер насиловать. а нам ещё Рогозина надо диагностировать.
to op: Если Лидер будет оснащен реактором,как тогда он может заменить флагмана *Москву*?По конвенции,у нас на Черном море не может быть судов с атомными установками.Или он будет флагманом ЧФ на удалении и базироваться на др.флоте или в Сирии?
История циклична, "НОВИК" вступив в состав балтийского флота был приписан к отряду крейсеров, ибо в своём классе он был инородным телом, думаю говорить о конце эпохи крейсеров слишком рано