Лента новостей

Севастополь

4179
14

Эпоха эсминцев: вначале пали линкоры, теперь уходят крейсера

Как относительно небольшие корабли стали доминировать в военных флотах всего мира.
ForPost - Новости : Эпоха эсминцев: вначале пали линкоры, теперь уходят крейсера
предполагаемый вид эсминцев проекта "Лидер"
Фото: сайт "Военное обозрение"

В ближайшие годы Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) может приступить к строительству суперэсминцев проекта 23560 «Лидер».

«Мы (ОСК) в том числе и под него (эсминец проекта „Лидер”) строим эллинг. Какой облик будет у этого корабля, сроки его строительства, конечно, определит Министерство обороны. Как только мы закончим строительство эллинга, мы будем готовы к выполнению этих задач, будем готовы строить такие корабли», – говорил генеральный директор судостроительного завода «Северная верфь» Игорь Пономарёв в интервью РИА «Новости» летом 2020 года.

Новые эскадренные миноносцы должны заменить сразу три типа кораблей – эсминцы проекта 956 «Сарыч», большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат» и ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант».

К последнему проекту относится флагман Черноморского флота крейсер «Москва». Это достаточно крупный корабль водоизмещением почти 11,5 тыс. тонн, длиной 186,5 метра, шириной 42,5 метра, высотой – 42,5 метра.

Но на фоне «Лидера» самый крупный корабль ЧФ покажется «малышом». По данным экспертов корабельной отрасли, водоизмещение нового эсминца составит порядка 20 тысяч тонн, а наибольшая длина – 230 метров. Конечно, и вооружён он будет гораздо лучше вышеперечисленных типов кораблей.

«Эсминцы проекта „Лидер” могут решать задачи флагмана: нести различное вооружение, в том числе ракетное, комплектоваться различным радиотехническим оборудованием, выполнять задачи центра боевого управления. Это хорошая перспектива замены крейсеров проекта 1164 „Атлант”», – сказал ForPost историк ВМФ России Сергей Горбачёв.

В будущем "Лидер" может прийти в Севастополь на смену "Москве". 

Когда крейсера были большими

Военные моряки периода первой половины ХХ, вероятно, сильно удивились бы, скажи им, что в XXI веке эсминцы будут превосходить в размерах крейсера и даже линкоры.

Первые миноносцы были относительно небольшого размера и тоннажа, их основная задача – торпедировать вражеские корабли.

Например, первый миноносец Великобритании Lightning был водоизмещением 33 тонны, 26,7 м в длину и 3,3 м в ширину. Вооружён он был двумя торпедами Уайтхеда.

Первый миноносец российской постройки «Взрыв» был крупнее: водоизмещение более 130 тонн, длина почти 40 метров, ширина – 4,9 метра. Но и вооружён он был серьёзнее: четыре пятиствольных 37-мм орудия Гочкиса, носовой подводный торпедный аппарат, две установки метательных мин.

Самые массовые эсминцы периода Второй мировой войны были водоизмещением до 3 тысяч тонн, в длину – 115-130 метров, в ширину порядка 12 метров. Вооружены они были 3-5 артиллерийскими установками, зенитными установками, 2-3 спаренными торпедными аппаратами.

Для сравнения: лёгкие крейсера этого же периода были водоизмещением 8-10 тысяч тонн, в длину до 200 метров, в ширину – 16-20 метров. Вооружены они преимущественно спаренными башенными артиллерийскими установками, зенитками, а также нередко несли минно-торпедное вооружение.

Тяжёлые крейсера и линкоры были значительно больше.

Малыши пошли в рост

С наступлением эры ракетного вооружения и развития радиотехнических средств строгое разделение на классы стало размываться. Эскадренные миноносцы стремительно пошли в рост.

К концу ХХ века стандартное водоизмещение эсминцев достигло порядка 8 тысяч тонн.

Такие параметры были, в частности, у эсминцев СССР проекта 956 «Сарыч». Наибольшая длина кораблей этого типа достигала 156,5 м, ширина – 17,2 метра. Они комплектовались радиоэлектронным вооружением, артиллерийскими и зенитными установками, противокорабельными ракетами «Москит», ЗРК «Ураган», реактивными морскими бомбомётами, двумя торпедными аппаратами, вертолётом Ка-27.

Дальше – больше. Осенью 2013 года в США спустили на воду эскадренный миноносец типа Zumwalt.

Даже по меркам крупных современных эсминцев этот корабль – настоящий гигант. Его водоизмещение – порядка 15 тысяч тонн, длина – 183 метра, ширина – почти 25 метров. При этом выглядит корабль – как космический крейсер из фильма о галактических воинах. Вооружён эсминец тактическими ударными ракетами, зенитным и противолодочным вооружением, вертолётом и тремя беспилотниками, радиолокационным вооружением.

Современный российский эсминец «Лидер» призван бросить вызов Zumwalt.

«В современном мире классификация кораблей достаточно условна, – подчёркивает Горбачёв, – например, размеры и вооружения атомных крейсеров проекта 1144.2 „Орлан” „Пётр Великий” и „Нахимов” вполне позволяют называть их линейными кораблями. Но название линкор уже ушло и употребляется исключительно в историческом контексте. Это же касается и современных эсминцев. „Лидер” вполне можно называть крейсером. Думаю, что ситуация с классами кораблей связана со стремлением уйти от формулировок вчерашнего дня. К слову, в Японии, эсминцами называют по сути вертолётоносцы».

С такими темпами не исключено, что вскоре эсминцы займут нишу самых мощных и крупных боевых кораблей, которую ещё не так давно занимали линкоры, а затем тяжёлые крейсера.

Глеб Вадатурский

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Обсуждение (14)

Аватар пользователя GeX
постов:
853
GeX (Sevastopol)
- 12/12/2021 в 16:53

"В ближайшие годы Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) может приступить к строительству суперэсминцев проекта 23560 «Лидер»." - эта фраза уже лет 15, если не больше повторяется как мантра ежегодно. За это время ведущие российские олигархи обзавелись флотилией аналогичных (а может быть и более дорогих!) по стоимости яхт. Кстати эти "относительно небольшие" корабли (разумеется речь о перспективных эсминцах, а не яхтах, хотя и они тоже имеют очень серьезный тоннаж) имеют водоизмещение поболе чем было разрешено Вашингтонским  договором крейсерам перед второй мировой. Да и прочая "мелюзга" типа корвета не меньше эсминца второй мировой, так что басни о "доминировании" мелочи и уходе в историю крейсеров с авианосцами предназначены утешить только тех, кто не может их строить, а например США или КНР как  строили так их и строят.

Аватар пользователя kostoprav
постов:
6229
kostoprav (Бахчисарай)
- 12/12/2021 в 17:29

Короче говоря, все распилят и продадут

Аватар пользователя Шато
постов:
1350
Шато (Севастополь)
- 12/12/2021 в 17:32

Из той же серии,

Характеристики «Шторма»

Аватар пользователя op
постов:
22
op ()
- 12/12/2021 в 18:48

Эсминцы проекта Лидер на самом деле это атомные ракетные крейсера. Просто проблема в несоответсвии  названий  на английском - дестройер (разрушитель) - и на русском - эскадренный миноносец.  У нас хотели перенять дестройер  как истребитель, то есть более крупный чем миноносец корабль, но не прижилось. Дейстройер (название то обязывает) как бы может быть и 20 000 тонн)), а вот эсминец кажется в таком размере странным. Но суть такая, что эсминец (дестройер у них) это стало названием универсального ударного ракетного корабля и у них и у нас. Сейчас наши вернулись к западной системе, или русской системе классификации 19 века - корвет, фрегат. Получается еще плюс эсминец-крейсер, который по сути дела объеденил бы эти два класса. Но лучше бы сделать так для универсальных ракетных кораблей. До 3 тыс тонн корвет, с 3 тыс до 7 тыс. фрегат, с 7 тыс. до 15 тыс эсминец, с 15 тыс тонн уже ракетный крейсер. Атомные крейсера  Петр Великий и Адмирал Нахимов (как особые мастодонты из прошлого) останутся атомными тяжелыми ракетными крейсерами или как их зовут на западе линейными крейсерами (бэтлкруйзер).

Аватар пользователя VonDorn
постов:
937
VonDorn
- 12/12/2021 в 20:08

Бредовая, честно говоря классификация.

В эпоху парусного флота были:

-корабль (линейный кораюль)

-фрегат

-корвет

-шлюп

-бриг

Далее, в эпоху пара и не только:

- линкор

- крейсер (тяжёлый, лёгкий) - фукции фрегата парусного флота

- эсминец (эскажденный или сопровождения) Эсминцы были меньше крейсров, функция корветов и бригов.

Сейчас понятие "эсминец" раздули до тяжёлого крейсера или "карманного" линкора.

Зачем нам классификация Запада?

В недалёком прошлом были: ракетный (артиллерийский) крейсер, БПК (фрегат), СКР (эсминец), МПК (корвет), ракетный катер, сторожевик ближней зоны (бриг).

 

Аватар пользователя against everibody
постов:
1604
against everibody (Назарет)
- 12/12/2021 в 20:42

Сначала пусть что-нибудь хоть начнут строить,а назовем и классифицируем после.Прогнозометр зашкаливает.

Аватар пользователя Serggio
постов:
17310
Serggio (Севастополь)
- 12/12/2021 в 21:30

to VonDorn:  
Зачем нам классификация Запада?
Затем  же, зачем и постоянное навязывание англоязычных терминов в других областях - чтобы супостат ненароком не запутался в непривычной для него системе координат. 

Аватар пользователя Radaev56
постов:
38
Radaev56 (Севастополь)
- 12/12/2021 в 23:07

ТТХ проекта 1164 указаны несколько не корректно. Ширина 20.9м.))

Аватар пользователя Elsa lebn
постов:
1099
Elsa lebn (Севастополь)
- 12/12/2021 в 23:12

 

В недалёком прошлом были: ракетный (артиллерийский) крейсер, БПК (фрегат), СКР (эсминец), МПК (корвет), ракетный катер, сторожевик ближней зоны (бриг). 

... вообще-то, в недалекие времена классификация кораблей начиналась с ТАКР - тяжелый авианесущий крейсер (все версии проекта 1143, вплоть до "Кузнецова"), потом, правда, с появлением "Кирова" и "Фрунзе", они стали ТАРКР (тяжелый атомный ракетный крейсер), а абревиатура ТАКР превратилась в дурацкую ТАВКР.

 Артиллерийский крейсер (АКР) в советском ВМФ был только проекта 58 бис ("Дзержинский", "Кутузов"), "Жданов", "Сенявин" - крейсер управления (КРУ), противолодочный крейсер (ПКР) - "Москва", "Ленинград" (пр. 1123), ракетный крейсер (РКР) -  пр. 58 - "Грозный", "Головко", пр 1134 - "Владивосток", "Севастополь", "Зозуля", "Дрозд" (позднее переклассифицированы в БПК пр. 1134), пр. 1164 "Москва", "Маршал Устинов".

Был неудачный, паросиловой (!) эсминец проекта 956 типа "Сарыч", которых на ЧФ не было, еще в 80-х, правда были эсминцы пр 56, с комплексами "Ятаган", но проходили как БРК (большой ракетный корабль) - последним из живых видел тогда БРК "Неуловимый".

БПК - пр 61, 61М (переклассифицированы в СКР пр 61), пр 1134А, 1134Б (на ЧФ "Азов", "Очаков", "Керчь") по американской классификации "CG" - крейсер УРО, пр. 1155, которых на ЧФ никогда не было.

СКР - пр.1135, 1135М (из ныне живых - "Ладный и "Пытливый" соответственно). На ЧФ были 6 корпусов. По американской классификации числились как "FFG" - фрегат УРО.  В конце 80-х - начале 90-х СКРами стали все оставшиеся тогда БПК 61 проекта. 

Аватар пользователя gevi
постов:
1843
gevi (Sevastopol)
- 13/12/2021 в 2:15

Все выкрутасы с  допостроечным поименованием класса   наших кораблей  - это старание любым путём  выйти из-под ограничений по конвенции Монтрё. И Россия в  этом ключе  самое  заинтересованное  лицо. 

Аватар пользователя Александр Чулков
постов:
555
Александр Чулков (Севастополь)
- 13/12/2021 в 5:46

to against everibody:  
Сначала пусть что-нибудь хоть начнут строить,а назовем и классифицируем после.Прогнозометр зашкаливает.

 В этом году ВМФ России получит около 40 кораблей и судов обеспечения. Всего до 2027 года флоту будет передано порядка 180 кораблей, такие цели заложены в Государственной программе вооружений.

Аватар пользователя Инженер
постов:
1455
Инженер (Севастополь)
- 13/12/2021 в 8:18

to Александр Чулков:  

Шурик! "Получит" и "получила"- разницу ухватываете? Данные в студию. Вы продолжаете прогнозомер насиловать. а нам ещё Рогозина надо диагностировать.

 

Аватар пользователя Шато
постов:
1350
Шато (Севастополь)
- 13/12/2021 в 12:37

to op:  Если Лидер будет оснащен реактором,как тогда он может заменить флагмана *Москву*?По конвенции,у нас на Черном море не может быть судов с атомными установками.Или он будет флагманом ЧФ на удалении и базироваться на др.флоте или в Сирии?biggrin

Аватар пользователя Desdichado
постов:
232
Desdichado (Zero)
- 13/12/2021 в 22:04

История циклична, "НОВИК"  вступив в состав балтийского флота был приписан к отряду крейсеров, ибо в своём классе он был инородным телом,  думаю говорить о  конце эпохи крейсеров слишком рано

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта

Главное за день

Поезд «Таврия» продлили до Севастополя

Северянам сделали проще путь в Севастополь, а севастопольцам – «на материк».
16:53
522
3

Как в Крыму пластиковый мусор превращают в полезные скамейки и урны

Продукция используется как в регионе, так и на материке.
10:19
490
8

Вячеслав Горелов о «нехорошей парковке» у штаба ЧФ и реальных угрозах Балаклавской бухте

У депутата большие сомнения в том, что всё это полезно городу.
19:00
4172
25

ТОП 5