Севастополь

Эпоха эсминцев: вначале пали линкоры, теперь уходят крейсера

Как относительно небольшие корабли стали доминировать в военных флотах всего мира.

Эпоха эсминцев: вначале пали линкоры, теперь уходят крейсера
Фото:
сайт "Военное обозрение"
предполагаемый вид эсминцев проекта "Лидер"

В ближайшие годы Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) может приступить к строительству суперэсминцев проекта 23560 «Лидер».

«Мы (ОСК) в том числе и под него (эсминец проекта „Лидер”) строим эллинг. Какой облик будет у этого корабля, сроки его строительства, конечно, определит Министерство обороны. Как только мы закончим строительство эллинга, мы будем готовы к выполнению этих задач, будем готовы строить такие корабли», – говорил генеральный директор судостроительного завода «Северная верфь» Игорь Пономарёв в интервью РИА «Новости» летом 2020 года.

Новые эскадренные миноносцы должны заменить сразу три типа кораблей – эсминцы проекта 956 «Сарыч», большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат» и ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант».

К последнему проекту относится флагман Черноморского флота крейсер «Москва». Это достаточно крупный корабль водоизмещением почти 11,5 тыс. тонн, длиной 186,5 метра, шириной 42,5 метра, высотой – 42,5 метра.

Но на фоне «Лидера» самый крупный корабль ЧФ покажется «малышом». По данным экспертов корабельной отрасли, водоизмещение нового эсминца составит порядка 20 тысяч тонн, а наибольшая длина – 230 метров. Конечно, и вооружён он будет гораздо лучше вышеперечисленных типов кораблей.

«Эсминцы проекта „Лидер” могут решать задачи флагмана: нести различное вооружение, в том числе ракетное, комплектоваться различным радиотехническим оборудованием, выполнять задачи центра боевого управления. Это хорошая перспектива замены крейсеров проекта 1164 „Атлант”», – сказал ForPost историк ВМФ России Сергей Горбачёв.

В будущем "Лидер" может прийти в Севастополь на смену "Москве". 

Когда крейсера были большими

Военные моряки периода первой половины ХХ, вероятно, сильно удивились бы, скажи им, что в XXI веке эсминцы будут превосходить в размерах крейсера и даже линкоры.

Первые миноносцы были относительно небольшого размера и тоннажа, их основная задача – торпедировать вражеские корабли.

Например, первый миноносец Великобритании Lightning был водоизмещением 33 тонны, 26,7 м в длину и 3,3 м в ширину. Вооружён он был двумя торпедами Уайтхеда.

Первый миноносец российской постройки «Взрыв» был крупнее: водоизмещение более 130 тонн, длина почти 40 метров, ширина – 4,9 метра. Но и вооружён он был серьёзнее: четыре пятиствольных 37-мм орудия Гочкиса, носовой подводный торпедный аппарат, две установки метательных мин.

Самые массовые эсминцы периода Второй мировой войны были водоизмещением до 3 тысяч тонн, в длину – 115-130 метров, в ширину порядка 12 метров. Вооружены они были 3-5 артиллерийскими установками, зенитными установками, 2-3 спаренными торпедными аппаратами.

Для сравнения: лёгкие крейсера этого же периода были водоизмещением 8-10 тысяч тонн, в длину до 200 метров, в ширину – 16-20 метров. Вооружены они преимущественно спаренными башенными артиллерийскими установками, зенитками, а также нередко несли минно-торпедное вооружение.

Тяжёлые крейсера и линкоры были значительно больше.

Малыши пошли в рост

С наступлением эры ракетного вооружения и развития радиотехнических средств строгое разделение на классы стало размываться. Эскадренные миноносцы стремительно пошли в рост.

К концу ХХ века стандартное водоизмещение эсминцев достигло порядка 8 тысяч тонн.

Такие параметры были, в частности, у эсминцев СССР проекта 956 «Сарыч». Наибольшая длина кораблей этого типа достигала 156,5 м, ширина – 17,2 метра. Они комплектовались радиоэлектронным вооружением, артиллерийскими и зенитными установками, противокорабельными ракетами «Москит», ЗРК «Ураган», реактивными морскими бомбомётами, двумя торпедными аппаратами, вертолётом Ка-27.

Дальше – больше. Осенью 2013 года в США спустили на воду эскадренный миноносец типа Zumwalt.

Даже по меркам крупных современных эсминцев этот корабль – настоящий гигант. Его водоизмещение – порядка 15 тысяч тонн, длина – 183 метра, ширина – почти 25 метров. При этом выглядит корабль – как космический крейсер из фильма о галактических воинах. Вооружён эсминец тактическими ударными ракетами, зенитным и противолодочным вооружением, вертолётом и тремя беспилотниками, радиолокационным вооружением.

Современный российский эсминец «Лидер» призван бросить вызов Zumwalt.

«В современном мире классификация кораблей достаточно условна, – подчёркивает Горбачёв, – например, размеры и вооружения атомных крейсеров проекта 1144.2 „Орлан” „Пётр Великий” и „Нахимов” вполне позволяют называть их линейными кораблями. Но название линкор уже ушло и употребляется исключительно в историческом контексте. Это же касается и современных эсминцев. „Лидер” вполне можно называть крейсером. Думаю, что ситуация с классами кораблей связана со стремлением уйти от формулировок вчерашнего дня. К слову, в Японии, эсминцами называют по сути вертолётоносцы».

С такими темпами не исключено, что вскоре эсминцы займут нишу самых мощных и крупных боевых кораблей, которую ещё не так давно занимали линкоры, а затем тяжёлые крейсера.

Глеб Вадатурский

4504
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (14)

Profile picture for user GeX
1004

"В ближайшие годы Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) может приступить к строительству суперэсминцев проекта 23560 «Лидер»." - эта фраза уже лет 15, если не больше повторяется как мантра ежегодно. За это время ведущие российские олигархи обзавелись флотилией аналогичных (а может быть и более дорогих!) по стоимости яхт. Кстати эти "относительно небольшие" корабли (разумеется речь о перспективных эсминцах, а не яхтах, хотя и они тоже имеют очень серьезный тоннаж) имеют водоизмещение поболе чем было разрешено Вашингтонским  договором крейсерам перед второй мировой. Да и прочая "мелюзга" типа корвета не меньше эсминца второй мировой, так что басни о "доминировании" мелочи и уходе в историю крейсеров с авианосцами предназначены утешить только тех, кто не может их строить, а например США или КНР как  строили так их и строят.

Profile picture for user op
19

Эсминцы проекта Лидер на самом деле это атомные ракетные крейсера. Просто проблема в несоответсвии  названий  на английском - дестройер (разрушитель) - и на русском - эскадренный миноносец.  У нас хотели перенять дестройер  как истребитель, то есть более крупный чем миноносец корабль, но не прижилось. Дейстройер (название то обязывает) как бы может быть и 20 000 тонн)), а вот эсминец кажется в таком размере странным. Но суть такая, что эсминец (дестройер у них) это стало названием универсального ударного ракетного корабля и у них и у нас. Сейчас наши вернулись к западной системе, или русской системе классификации 19 века - корвет, фрегат. Получается еще плюс эсминец-крейсер, который по сути дела объеденил бы эти два класса. Но лучше бы сделать так для универсальных ракетных кораблей. До 3 тыс тонн корвет, с 3 тыс до 7 тыс. фрегат, с 7 тыс. до 15 тыс эсминец, с 15 тыс тонн уже ракетный крейсер. Атомные крейсера  Петр Великий и Адмирал Нахимов (как особые мастодонты из прошлого) останутся атомными тяжелыми ракетными крейсерами или как их зовут на западе линейными крейсерами (бэтлкруйзер).

Profile picture for user VonDorn
1042

Бредовая, честно говоря классификация.

В эпоху парусного флота были:

-корабль (линейный кораюль)

-фрегат

-корвет

-шлюп

-бриг

Далее, в эпоху пара и не только:

- линкор

- крейсер (тяжёлый, лёгкий) - фукции фрегата парусного флота

- эсминец (эскажденный или сопровождения) Эсминцы были меньше крейсров, функция корветов и бригов.

Сейчас понятие "эсминец" раздули до тяжёлого крейсера или "карманного" линкора.

Зачем нам классификация Запада?

В недалёком прошлом были: ракетный (артиллерийский) крейсер, БПК (фрегат), СКР (эсминец), МПК (корвет), ракетный катер, сторожевик ближней зоны (бриг).

 

Profile picture for user against everibody
3451

Сначала пусть что-нибудь хоть начнут строить,а назовем и классифицируем после.Прогнозометр зашкаливает.

Profile picture for user Serggio
21688

to VonDorn:  

Зачем нам классификация Запада?

Затем  же, зачем и постоянное навязывание англоязычных терминов в других областях - чтобы супостат ненароком не запутался в непривычной для него системе координат. 

Profile picture for user Radaev56
46

ТТХ проекта 1164 указаны несколько не корректно. Ширина 20.9м.))

Profile picture for user Elsa lebn
1916

 

В недалёком прошлом были: ракетный (артиллерийский) крейсер, БПК (фрегат), СКР (эсминец), МПК (корвет), ракетный катер, сторожевик ближней зоны (бриг). 

... вообще-то, в недалекие времена классификация кораблей начиналась с ТАКР - тяжелый авианесущий крейсер (все версии проекта 1143, вплоть до "Кузнецова"), потом, правда, с появлением "Кирова" и "Фрунзе", они стали ТАРКР (тяжелый атомный ракетный крейсер), а абревиатура ТАКР превратилась в дурацкую ТАВКР.

 Артиллерийский крейсер (АКР) в советском ВМФ был только проекта 58 бис ("Дзержинский", "Кутузов"), "Жданов", "Сенявин" - крейсер управления (КРУ), противолодочный крейсер (ПКР) - "Москва", "Ленинград" (пр. 1123), ракетный крейсер (РКР) -  пр. 58 - "Грозный", "Головко", пр 1134 - "Владивосток", "Севастополь", "Зозуля", "Дрозд" (позднее переклассифицированы в БПК пр. 1134), пр. 1164 "Москва", "Маршал Устинов".

Был неудачный, паросиловой (!) эсминец проекта 956 типа "Сарыч", которых на ЧФ не было, еще в 80-х, правда были эсминцы пр 56, с комплексами "Ятаган", но проходили как БРК (большой ракетный корабль) - последним из живых видел тогда БРК "Неуловимый".

БПК - пр 61, 61М (переклассифицированы в СКР пр 61), пр 1134А, 1134Б (на ЧФ "Азов", "Очаков", "Керчь") по американской классификации "CG" - крейсер УРО, пр. 1155, которых на ЧФ никогда не было.

СКР - пр.1135, 1135М (из ныне живых - "Ладный и "Пытливый" соответственно). На ЧФ были 6 корпусов. По американской классификации числились как "FFG" - фрегат УРО.  В конце 80-х - начале 90-х СКРами стали все оставшиеся тогда БПК 61 проекта. 

Profile picture for user gevi
1876

Все выкрутасы с  допостроечным поименованием класса   наших кораблей  - это старание любым путём  выйти из-под ограничений по конвенции Монтрё. И Россия в  этом ключе  самое  заинтересованное  лицо. 

Profile picture for user ulogin_odnoklassniki_81594301229
697

to against everibody:  

Сначала пусть что-нибудь хоть начнут строить,а назовем и классифицируем после.Прогнозометр зашкаливает.

 В этом году ВМФ России получит около 40 кораблей и судов обеспечения. Всего до 2027 года флоту будет передано порядка 180 кораблей, такие цели заложены в Государственной программе вооружений.

Profile picture for user Инженер
1710

to Александр Чулков:  

Шурик! "Получит" и "получила"- разницу ухватываете? Данные в студию. Вы продолжаете прогнозомер насиловать. а нам ещё Рогозина надо диагностировать.

 

Profile picture for user Шато
1351

to op:  Если Лидер будет оснащен реактором,как тогда он может заменить флагмана *Москву*?По конвенции,у нас на Черном море не может быть судов с атомными установками.Или он будет флагманом ЧФ на удалении и базироваться на др.флоте или в Сирии?biggrin

Profile picture for user Desdichado
241

История циклична, "НОВИК"  вступив в состав балтийского флота был приписан к отряду крейсеров, ибо в своём классе он был инородным телом,  думаю говорить о  конце эпохи крейсеров слишком рано

Главное за день

Власти Севастополя проиграли суд о сносе незаконного торгового центра

Как и в деле с шалманом на Хрустальном, – из-за истечения срока исковой давности.
16:04
11
3220

Проблема погибающих сосен распространяется по всему Севастополю

На этот раз гибнущая сосновая аллея обнаружена у памятника в Хмельницком.
15:03
8
1115

Под столицей Крыма загорелась железнодорожная цистерна

По предварительной информации, есть пострадавшие.
14:05
2
1117

В Севастополе стаи собак снова пытаются сожрать автомобили граждан

Очередное обострение старой проблемы возникло на Троллейбусном спуске.
12:02
20
3390