Почему Владимирский собор на Центральном холме Севастополя называют Усыпальницей четырёх адмиралов, хотя похороненных здесь гораздо больше, и кому принадлежат остальные девять захоронений, ForPost рассказал несколько дней назад. Тогда же мы пообещали, что продолжение последует. Рассказ о том, как проходило перезахоронение адмиралов — защитников Севастополя в 1992 году, впереди. А пока — о тех экспонатах, которые были принесены в храм севастопольцами или найдены здесь во время его восстановления.
Некоторые экспонаты попали сюда столь странным образом, что поневоле вспомнишь истину «пути Господни неисповедимы». Один из них — нарядная и прекрасно сохранившаяся металлическая табличка, переданная о. Алексию Тупикову (бессменному настоятелю собора с начала 90-х, с 2024 года — почётному настоятелю) всего четыре года назад.
«Весной 2021 года к нам пришла девушка, работавшая в одном из севастопольских автосервисов, и принесла мешочек, в котором находилась странная металлическая табличка — её нашли в автосервисе во время ремонта под грудой металлолома. Табличка была выполнена в виде геральдического щита и густо покрыта непонятными поначалу письменами. Прочитать их не составило труда — гравёр, по-видимому, был прекрасным мастером. Каллиграфическим почерком, очень мелкими буквами, но вполне разборчиво на табличке были перечислены все венки, возложенные на гроб главного командира Черноморского флота и портов Чёрного моря вице-адмирала С.П. Тыртова», — рассказывает о. Алексий.
Эту должность Тыртов, также похороненный во Владимирском соборе, занимал с 1898 по 1903 год, до самой своей кончины. Перечисление возложенного на его могилу было самым полным: не забыты даже венки от частной женской прогимназии и севастопольской мужской гимназии.
«Недалеко отсюда, на ул. Чесменской, а теперь — Советской, есть здание школы № 3, основанной как Константиновское реальное училище в 1875 году. В 1975 году школе исполнилось 100 лет. Я тогда учился в 9-м классе, и к нам привели дедушку, который учился в реальном училище и в числе прочего рассказал, как дразнили их другие дети, неправильно расшифровывая буквы на кокарде — СКРУ. Так вот венок от Константиновского реального училища в этом списке тоже есть. Как и венок от императорской яхты „Штандарт”, на которой император прибывал в Севастополь из Ливадии», — говорит о. Алексий.
Сотрудники и владельцы автосервиса, добавляет он, поступили очень благородно. А вот кусочек белого камня, который сейчас также хранится в храме, одному из прихожан пришлось купить:
«Это часть временного памятника, установленного в середине XIX века на месте погребения четырёх адмиралов. Известна литография Василия Тимма с рисунка Николая Берга, на котором она изображена. Надгробие было сделано из каких-то известковых блоков, приготовленных для кладки стен — в условиях боевых действий устанавливать помпезное дорогостоящее сооружение не было никакого смысла. В сентябре 1855 года русские войска оставили южную сторону Севастополя, и несколько месяцев здесь хозяйничали союзники. За это время своды склепа были проломлены, гробы вскрыты и останки усопших ограблены. Каменная плитка, которая теперь хранится в храме, скорее всего, была подобрана кем-то из местных жителей. Потом она всплывала в конце XIX века — о ней писала газета „Одесские ведомости”. И уже в начале 2000-х один наш прихожанин, проходя по местному антикварному рынку, увидел, что один из продавцов выставил её на продажу».
Благородный человек, не задумавшись, купил частичку севастопольской истории и принёс её на хранение настоятелю Владимирского собора.
На следующей фотографии — экспонаты, датируемые уже XX веком. Во время войны во Владимирском соборе находился штаб разведуправления Черноморского флота (об этом мы тоже ещё расскажем). Когда собор начали приводить в порядок (а случилось это, увы, уже в конце XX века), в вентиляционных каналах было найдено много интересного — в частности, вот эта радиолампа и переносной телефон.
С ними соседствует ещё одно напоминание о войне — содержимое подсумка, который также был найден в вентиляционном канале. Судя по всему, он принадлежал пленному немецкому солдату. В подсумке хранились неотправленное письмо, записная книжка с какими-то пометками и открытка с хвастливой цитатой из речи Гитлера, произнесённой им в 1939 году. Судьба владельца вещей неизвестна.
Напомним: сейчас Владимирский собор находится в ведении Музея героической обороны и освобождения Севастополя. В музей было передано и старинное богослужебное Евангелие, также принесённое в храм одним из прихожан. В книге недоставало страниц, поэтому использовать его было невозможно. Какова её музейная ценность, судить не нам. Но главное — что и этот дар чистого сердца бережно хранится сейчас в Усыпальнице адмиралов.
Ольга Смирнова
Обсуждение (8)
Интересно! Спасибо!
Ещё в предыдущей статье удивился - кто так называет, поскольку с детства слышал только "Усыпальница адмиралов", без цифр.
Материалы интересные, спасибо)
Serggio,
В предыдущей статье был даже скрин Яндекс карт - Усыпальница четырех адмиралов, здесь похоронены Нахимов, Корнилов, Лазарев и Истомин. А вы все равно удивились
Serggio,
За похвалу материалам спасибо)
olga-smirnova2006,
Ну, Яндекс-карты - так себе источник, честно говоря... Их заполняют наверняка не историки и не краеведы, поэтому как где-то услышали - так и написали, и никто им не указ. Там ещё и грамматические ошибки могут встречаться, и переводы неправильные)))
olga-smirnova2006,
Это Вам спасибо - всегда интересно и полезно узнавать что-то, чего раньше не знал))
Да...Называли, насколько я помню, Усыпальница Адмиралов. Без количества. Но упоминали всегда только четырёх.
В сентябре 1855 года русские войска оставили южную сторону Севастополя, и несколько месяцев здесь хозяйничали союзники. За это время своды склепа были проломлены, гробы вскрыты и останки усопших ограблены.
Европейские дикари, ничего святого, а ещё русских варварами называют, учить нас пытаются. Скотов этих нынешних мордой бы потыкать в "славные" дела их предков, а мы что в советские времена, да и сейчас часто лебезим перед иностранцами из европ, пытаемся доказывать что мы культурная нация. Кому? Этим выродкам из европ.