Дожили, наконец, до главного праздника года. Сегодня — всемирный день борьбы с ненормативной лексикой! Международное, я б сказала, торжество.
И сейчас, в тяжёлое время политического раскола, экономических санкций и общественных противостояний мне хочется выступить с одной-единственной инициативой. Одарить, так сказать, нашего законодателя. А в частности — заменить этот праздник на День корректного и уместного использования мата.
Много лет пишу и повторюсь: обсценная лексика — целый пласт русского языка, я бы даже сказала, его жемчужина. И ханжество по отношению к мату выдаёт, как правило, человека невежественного, а зачастую — попросту неграмотного. Самый распространённый комментарий в социальных сетях звучит в последние годы так: «Зачем вы матами пишете?!». На аватаре — какая-нибудь женщина с гортензией и значок одноклассников.
Маты, глядь, в спортзале, — отвечаю привычно, но следом приходит другая, с пионами, и повторяет про маты, как молитву.
Мат — универсальное, яркое и максимально экспрессивное средство выражения любых эмоций. В одном коротком русском слове может поместиться целая гамма чувств: от изумления, лёгкого недоверия до полного восторга или, напротив, осуждения — в зависимости от контекста.
Мат использовали практически все великие русские писатели и поэты. Александр Сергеевич Пушкин писал матом целые поэмы. Кто сомневается — может открыть в авторской редакции «Царя Никиту и 40 его дочерей». Лермонтов, Бунин, Маяковский, да кто угодно — в любого русского писателя ткни пальцем — попадёшь в матерщинника.
Больше всего возмущают сентенции в стиле «интеллигентный, а матом ругается». Пишут это, как правило, люди, которым русский интеллигент представляется чем-то щуплым, в очках, еле стоящим на ногах по пути в библиотеку.
В это самое время хрестоматийный русский интеллигент, какой-нибудь специалист по хеттскому языку профессор Злопсов засыпает лицом в недоеденном салате в заведении недалеко от Дома Литератора.
Мата боятся по моим наблюдениям провинциальные домохозяйки обоих полов. А вот образованные люди, равно как люди крепких рабочих специальностей, матом владеют неплохо. Причём, вторые — лучше.
Нет более жалкого и беспомощного зрелища, чем неумелый мат. «Не умеешь — не матерись», — говорила моя бабушка и была права. Сама она матом владела виртуозно и могла описать ненормативной лексикой буквально всё — от погоды до химического состава приходящихся к этой погоде перчаток.
В общем, с сегодняшним праздником мне поздравить практически некого. Да и слава богу.
Мария Дегтерева
Обсуждение (21)
Очень актуальненько, очень. У меня вот под окнами спортивная площадка, и там детки после школы отрываются. Изъясняются они исключительно матом, но так жалко, так беспомощно.... До слез.
Напишите уж им, душечка, учебник. Экзамен устройте... Тренд этот, видимо, надолго. Министерство наше просвещения образования делает вид, что ничего не происходит. Нельзя так... Надобно как-то организовать, возглавить)
Уважьте, душечка, помогите. Совсем нам, домохозяйкам, плохо: ни погулять выйти, ни окна открыть для проветривания.
Тоска.
Может .. .... ........ ..! .......... , к ....... .. .... как-то!
А в частности — заменить этот праздник на День корректного и уместного использования мата.
И менять не надо. Детвора только матом и общается. Поздравляю! Очень уместно получилось.
Блестящая иллюстрация к тексту! "Министерство просвещения образования", отсутствие пробелов перед знаками препинания, жуткое количество многоточий.
6 орфографических и 5 пунктуационных ошибок. Плюс три стилистические на сдачу. А все туда же - советы министерствам (с наспех рожденными названиями). Тут же - "душечка" (пахнуло коммунальной кухней и несвежим бельем.
И цветы на аватаре!
Спасибо вам огромное, что не смогли промолчать, настолько точное сопровождение ни один художник бы не подготовил.
Как всё печально. Ещё и Бога приплела...
Сквернословие это грех, если уж так не проходит,то просто бескультурье.
Размывание пределов допустимого и приводит к тому, что у взрослых ушки вянут от лексикона деточек.
И проблема не в том,знать или не знать этот пласт разговорной речи,а в том,что ..... все к ....... попутано, печатное и не печатное, обычное и нецензурное.
Повсеместное и прилюдное использование матерной брани вместо обычного языка, это совершенно недопустимое явление.
Есть такое объяснение невозможности не использовать вообще.
Для этого вспоминаем алгебру(высшую).Представляем две взаимно перпендикулярные оси координат, по одной отложено число матюков в лексиконе человека(вертикальной),а по другой его интелектуальность.Там же мысленно рисуем кривую,которая близко близко подходит к осям,но значения ноль не принимает.Так объяснялось значение термина асимтота (гугль ять вам в помощь).А почему в ноль не переходит?А потому,что самый воспитанный и интеллигентный человек,забивая гвоздь ударит себя по пальцу молотком,он выругается.И на этом все закончится.
Так что без ханжества, без надобности, фильтруйте свой базар в публичных местах (это другой пласт русской речи)
По русскому стыдно тройка,так как леворукий, писал правой и оценки были соответствующие.
Да и клава залита пивом(шутка)
перечитал,нашел пару ошибок,опять тройка
Любителям мата посвящается:
https://www.youtube.com/watch?v=j8FPTp9AgqU
Кстати о птичках...
В "Царе Никите"(изумительная, озорная поэма!) мата нет, там только тонкие намеки на части женского тела, а вот в "...................." , например, мат через строку !..
Обожаю севастопольцев за чувство юмора!!! Огромное спасибо всем комментаторам!!
прочла Верещагина и представила мысленно текстовой материал с названием
" Мат как последний вербальный инструмент понуждения к действию".
Вот это точно.
А сейчас м а т о м залиты все общественные места. Никуда не деться, чтоб не слышать сквернословия.
Если коротко, то нынешнюю ситуацию с матюками можно описать популярным на нашем корабле, извините за выражение, лозунгом: "Мы же интеллигенты, е***мать!"
... был момент, когда наследник, будучи тинейджером, решил выпендриться на эту тему перед бабушкой, которая, кстати, всю жизнь была замужем за военно-морским офицером.
Реакция бабушки на сие проявление "взрослости" была до ужаса спокойной: перво-наперво она выдала внучку мастер-класс по этой теме, затем тихим голосом объяснила, что уметь материться не бог весть какая заслуга, однако знать кому, когда и что, вплоть до количества "этажей", сказать или не сказать - большое умение, даже талант, если угодно. Финалом этой беседы стала встреча тяжелой бабушкиной руки и внучикова фейса...
По крайней мере до сих пор наследник ничего такого себе не позволяет в присутствии уже своих жены и детей, родни и старших...
Обожаю севастопольцев за чувство юмора!!! Огромное спасибо всем комментаторам!!
Как с помощью мата я однажды разрешил сложную межгосударственную проблему: У нас издавна принято считать, что нашу государственную границу охраняют исключительно пограничники. И им, лучшим из них, особо отличившимся, и тем, кто выжил в схватках с нарушителями нашей госграницы, вручалась раньше, даже в мирное время медаль «За отличие в охране государственной границы СССР». Которая по статусу приравнивалась к самой крутой и боевой медали «За отвагу», которую вручали только за подвиги во время реальных боевых действий.
Расскажу как меня тоже представляли к этой медали, хотя я ни разу не пограничник. Дело было глубокой осенью 1990 года. Я, офицер Черноморского флота, прибыл, куда приказали, потому что я знал турецкий язык практически без словаря, что впоследствии и сыграло главную роль во всей этой истории.
Надо было поработать с носителями не только турецкого языка, но и с сотнями километров их рыболовных сетей, которые они под прикрытием происходившей тогда у нас в стране перестройки выставили в экономической зоне тогдашнего нашего государства, практически перегородив пополам всё Черное море. Меня одели, как и весь наш пограничный наряд, но без оружия, во всё непромокаемое, и мы начали высаживаться на все эти турецкие фелюги, где я в доступной для турецких рыболовов форме объяснял им, что так нельзя. Они делали вид, что понимают, но отвечали исключительно одним словом: Горбачёв. И еще что-то про перестройку и у них всех семьи, жёны, дети, и их всех надо чем-то кормить… В духе той же перестройки я им постоянно разъяснял, что мы за пролетарскую солидарность и еще что-то про Ататюрка и помощь Ленина молодой турецкой республике в 20-е годы. Надо сказать, что большинство с интересом слушали, а однажды даже спросили, есть ли у Лены дети и еще были какие-то вопросы о положении трудящихся женщин в СССР и неужели это правда, что у коммунистов под шляпами растут рога. СЕРЬЁЗНО! Я вынужден был им объяснять, что вот я коммунист, показывал свой партбилет, регулярно снимал пилотку и даже некоторым, особенно дотошным, давал ощупывать свою маковку.
…Спустя примерно неделю моей разъяснительной работы в режиме он-лайн турки поняли, что им от этих русских, у которых были автоматы у каждого, кроме меня, ничего особо и не будет. Рыбу мы у них забрали, где-то тонн под тысячу, в основном камбалу-калкан, их сети им вернули, все 500 погонных километров. Осталось составить протоколы о нарушении экономической зоны и о задержании рыболовных судов, их были сотни, МНОГО СОТЕН, и составить протоколы предстояло на каждое. Для нашего МИДа, чтобы выставить ущерб, который составлял много лямов как в нашей, так и в их турецкой валюте.
…Дальше следите за руками. Глубокая ночь, я стащил с себя, довольный собственной водонепроницаемостью, всё водонепроницаемое и уже почти лёг во весь рост во флагманской каюте пограничного корабля, название уже не помню, но каюта была шикарная, даже с собственной душевой. Поскольку у погранцов «шило» (технический спирт) – такое же говно, как и на Черноморском флоте, я отказался. «Мне чай, и до утра чтобы ни одна млять!» — вяло отреагировал я на приглашение к вечернему столу.
…Мне начала сниться… Ну это то, что приятно вспомнить, но неудобно рассказать…
…И тут… Это надо было видеть, даже мой натасканный на флотский юмор и прочую хрень язык не передаст всю ту непечатность, с которой ворвался в мою каюту начальник штаба Балаклавской морской пограничной бригады Праведов. Надо же, даже фамилию до сих пор помню. Товарищ, если прочитаешь этот текст, ты ведь тогда подтверди, что именно так всё и было.
А я, когда голый, даже лучше соображаю, чем когда весь в непромокаемом.
— И ЧТО, ВСЕ? – задал я вопрос, вырвав из морского пограничного потока слов, кое-какие из которых даже я слышал впервые, основной смысл, который хотел донести до меня начштаба. Выглядело это так: турки под покровом ночи, ВСЕ, рванули в сторону родного государства. И это вопреки нашему МИДУ и всем прочим министерствам, которые уже вылетели в Севастополь, чтобы оценить нанесённый ущерб и пополнить нашу казну штрафами…
— Вениаминыч, ты их мат знаешь? – спросил вдруг начштаба. Вот за что я люблю моряков, так это за то, что они в любой, даже самой безнадёжной ситуации быстро соображают, к кому обратиться по адресу, где им помогут.
— Не вопрос, — смело отвечал я, уже мысленно формулируя. В моём родном московском Антивоенном — как нас иногда называли наши более военизированные коллеги из чисто военных училищ и академий — институте иностранных языков (ВИИЯ) я был круглым отличником. И недаром.
— Давай, не одевайся, НАВЕРХ!
…На командном уже всё было заряжено, я прямо в трусах взял микрофон. Дальше можно уже и не рассказывать…
…Утром начштаба, сияющий, как медный корабельный поручень, так мне прямо и сказал: «Вы не против, мы Вас представим к медали, нашей самой главной, пограничной?»
— Да ладно, — скромно ответил я, как и положено настоящим героям.
Начштаба вывел меня на крыло мостика. Вокруг нашего корабля всё было уставлено сотнями турецких рыбацких фелюг. Турки после моего минутного ночного спича, оказывается, ВСЕ уже никуда не стали сбегать. Я, кажется, даже им помахал, и они кричали что-то типа их «Аллах акбар», мне в этот момент хотелось только одного. А вот чего – не скажу. Но уж точно не государственной награды.
…На причале в Балаклаве комбриг пограничников Алферьев встречал меня лично со свёртком с камбалой-калканом. Я потом взял на неё машину бетона для дачи.
…А к медали пограничники меня представили. Правда, она затерялась по дороге к моей флотской тужурке на груди одного моего начальника, но я не в претензии. А День Пограничника теперь тоже мой всегдашний праздник. Я считаю, по праву. J
Капитан 2 ранга в отставке (но не в запасе) Александр Вениаминович Данченко
Выпускник факультета спецпропаганды Военного института МО СССР (бывший Военный институт иностранных языков (ВИИЯ)) 1979 года
Александр Вениаминович, оно понятно, что вы выпускник пропаганд..ного факультета и человек без сомнения заслуженный, но так то перегибать с медалями не надо: "по статусу приравнивалась к самой крутой и боевой медали «За отвагу», которую вручали только за подвиги во время реальных боевых действий". Проверяется ж легко - Медаль «За отличие в охране государственной границы СССР» — государственная награда СССР. Учреждена Указом Президиума ВС СССР от 13 июля 1950 года.
to Верещагин: " ... То, что раньше было табу - становится чуть ли не нормой, то что было нормой - переходит в разряд табу. ..."
Был такой филолог (исследователь мата и не только) с регалиями и степенями, Роман Подольный, книжка у него была хорошая и доступная населению напечатана - "Связь времен". Так действительно, Р.Подольный утверждает, что в незапамятные времена, еще в языческую эпоху, мат и его слова были "священной и тотемной лексикой наших славянских предков". Пример, один запомнил: - два вооруженных всадника скачут по узкой и темной лесной тропе навстречу друг-другу и,... не ожидали такой встречи оба. Так, что бы за зря не проливать кровь, один, который умнее, взрослее и опытнее начинал орать другому: -" Я твою мать "паял"(меняйте буквы из современного алфавита), чем (криком) и священно клялся, что отнесется к встречному, как к своему сыну и биться с ним не будет. Благодаря такой клятве (матерному, тотемному крику) всадники разъезжались миром.
Ситуаций интересных было много и священных тотемных слов в языческую эпоху накопилось тоже изрядно. А стали эти слова запрещенными с принятием христианства и анафемой на всё языческое. Кроме того, многие ситуации, когда можно и нужно употреблять тотемные (матерные) слова были так же позабыты. Внутри же буквиц этих слов действительно имеются сильные вербальные звукосочетания побуждающие к действию, в том числе и в наше время. Не могу согласиться с вами, "что мат утрачивает свою сакральную значимость - последнего вербального аргумента в побуждении к действию". Всё пока осталось вплоть до биологического уровня, потому матом и сейчас разговаривают на флоте, но и эту славянскую "фишку" нужно беречь от замыливания и обесценивания. Нам еще воевать и до Вашингтона дойти нужно, а без священных слов или с их профанированной общеупотребимой версией, как хочет того Мария Дегтерева, сделать это будет много сложнее. Но... согласен и тоже подозреваю, что автор статьи, скорее всего выполняет некий заказ наших врагов, которым уже сейчас страшно услышать наши тотемные и священные, и очень хочется "размазать" эту "языческую поддержку и силу" на бесполезной и глупой литературно бездарной поверхности. Да матом в обществе разговаривать нельзя, его нужно беречь как оружие(как анастизию или клятву) для войны и противоборства, на самый крайний случай. Потому, что не знаем значения клятв, а сила их может быть велика, нельзя матом разговаривать и детям.
;
Спасибо, учту.
выводов у нас конечно не делают,но так вот я понял,что противники мата :
1 признают его наличие и использование
2 не воспринимают повсеместное, прилюдное, не к месту использование
так или не так