Какое конкретно лекарство лежало более ста лет назад в коробочке, хранящейся в фондах Музея героической обороны и освобождения Севастополя, мы уже не узнаем. Зато благодаря неравнодушным к истории города людям можем узнать, почему аптека носила такое название, и кто ею владел. А главное – новым взглядом посмотреть на давно знакомые здания.
Коробочку с прекрасно сохранившейся надписью на крышке показал своим друзьям и подписчикам в соцсети «ВКонтакте» историк, замглавы регионального отделения ВООПИиК Степан Самошин.
«Вот какая интересная коробочка есть в фондах Панорамы. Но почему аптека «Ново-Екатерининская»? Ведь улицы с таким названием не было», – написал он.
И тут же поделился своей версией названия.
«В начале прошлого века в Севастополе нам известны два Виленчика (скорее всего, братья) – Борис Юлианович и М. Ю. Виленчик. Они владели двумя аптеками на Екатерининской, и, что удивительно, оба здания, в которых эти аптеки размещались, сохранились на улице Ленина по сей день – это дома №№ 6 и 28. Первая существовала, вероятно, с 1888 года. Её и называли «Екатерининской». А когда открыли вторую на той же улице – стали величать её «Ново-Екатерининской».
Екатерининской, напомним, называлась до революции современная улица Ленина. И дома, о которых идет речь, севастопольцам прекрасно знакомы.
Дом № 6, в котором открылась в конце 19 века аптека «Екатерининская», находится чуть наискосок от Заксобрания, рядом с домом под номером 8, в котором сейчас работает кафе «Искринка». А до революции этот дом принадлежал Антону Андреевичу Горенко, участнику Первой обороны Севастополя и деду Анны Ахматовой. О чем, собственно, и рассказывает мемориальная табличка на здании.
Второй дом, по словам Степана Самошина, не менее интересен. Сейчас в нем располагаются региональное управление Ростехнадзора, Институт природно-технических систем и региональное управление госзакупок. Севастопольцы и гости города, проходя мимо, привычно скользят по нему взглядом. Но стоит всмотреться повнимательнее, и…
«Это роскошный дореволюционный дом с коваными ограждениями балконов. Там даже дверная ручка латунная», – говорит Степан Самошин.
Оба дома не только чудом уцелели во время Великой Отечественной войны, но и не получили серьезных повреждений – в отличие от многих своих соседей, которые тоже выстояли в огне войны. К сожалению, из-за полученных «ран» их восстановление было признано нецелесообразным. Видимо, принимающие решения люди сочли снос «стариков» и строительство новых зданий мероприятием более быстрым и дешевым. А вот здания двух старинных аптек этой участи, к счастью, избежали.
Ольга Смирнова
Обсуждение (4)
Спасибо. Кстати, в 80-х годах в Военморпроекте работал главным специалистом инженер с такой фамилией. Имени и отчества, к сожалению, не помню. Тогда ему было за шестьдесят.
Поскрябать со стеночек и отдать материал на химическую экспертизу. Хотя, может там уже все разложилось, но все равно, зная химмческие составляющие можно предположить, что там было.
Спасибо огромное за такую интересную информацию! Почаще бы публиковались здесь материалы по истории нашего города, да еще бы и с фото. А у нас в 1-й школе, что на ул.Суворова, когда-то был преподаватель по фамилии Виленчик - не потомок ли этих аптекарей?
Нет, не потомок, то есть есть найти родственные связи опустившись до середины 19 века не удалось.
Баночку из аптеки бережно храню!