Банки начали ограничивать в возможностях владельцев кредитных карт, которые пользуются только беспроцентным периодом.
Речь идёт о фактической блокировке карты, если клиент не просто укладывается в беспроцентный период и не платит проценты, но при этом ещё использует средства для извлечения дохода.
«Если ранее российские банки на подобные вещи просто закрывали глаза, поскольку получали достаточные доходы от выдаваемых кредитов, то теперь ситуация изменилась. Кредитные портфели сужаются из-за жёсткой денежно-кредитной политики ЦБ, поэтому банки стали обращать внимание на владельцев кредитных карт, которые им не приносят доход, но сами при этом зарабатывают», — отметил в беседе с ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.
В чём суть
Дело в том, что клиенты банков уже довольно давно стали использовать хитрость.
Они берут деньги с кредитки, кладут их на депозит и за время беспроцентного периода успевают заработать с этого вклада. Потом, фактически бесплатно воспользовавшись заёмными средствами, они возвращают деньги на кредитку.
«Цель банка — заработать прибыль. Поэтому просто бесплатно обслуживать клиентов — это для них невыгодная история», — пояснила агентству «Прайм» доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова Мария Ермилова.
Правда, она отметила, что если клиент банка при этом пользуется ещё другими его продуктами, то вряд ли в отношении него будут применяться ограничения.
Важно отметить, что просто так взять и закрыть счёт по кредитке банки не могут.
«Если мы видим, что клиент, по-простому говоря, имеет у нас только кредитную карту и длительный срок нам совсем не платит проценты, то мы снижаем лимит до нуля по данному клиенту. Карточкой на расходные операции пользоваться больше нельзя. Долг погашается по той ставке, по которой была у клиента», — цитирует слова зампреда правления «Уралсиба» Станислава Тывеса РБК.
Впрочем, по мнению экономиста Михаила Беляева, этот подход требует особого внимания на предмет проверки законности и соблюдения договорных обязательств со стороны ЦБ и его службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.
Так не у всех
По данным РБК, с подобными практиками, например, уже столкнулись клиенты не только упомянутого выше «Уралсиба», но и «Альфа-банка» и «Ренессанс банка».
Однако, например, в Т-банке отметили, что могут обнулить или снизить лимит по кредитке, только если обнаружится, что у клиента сильно ухудшилась кредитная история.
«У организации нет отдельной политики по кредитным лимитам для держателей карт, которые всегда укладываются в грейс-период и не попадают на проценты», — пояснил руководитель управления кредитных карт Т-банка Андрей Фёдоров.
Не применяется такая практика и в «ОТП Банке», где заявили, что подобные меры приведут к уходу клиентов к конкурентам.
Впрочем, как следует из пояснения топ-менеджера «Уралсиба» Станислава Тывеса, этот банк тоже не хочет ухода клиентов в другие банки, поэтому меры применяются лишь к тем, кто пользуется только кредиткой и делает это аномально, никогда не уплачивая проценты.
Андрей Мединский
Обсуждение (3)
чтобы получить ощутимую выгоду,нужно два условия,снятие налички беспроцентно и кредитный лимит хотя бы 500 000...
Что до дебетовых карт тоже доберутся?
То есть, клиент банка, который ничего не нарушая, просто возвращает займ раньше, гася кредит на выгодных для себя условиях, объявляется виновным и подлежит наказанию? Ну тогда так и говорите во всеуслышание, что вся эта история с кредитами придумана не для того, чтобы помочь людям, а для того, чтобы с них поиметь.