О боевых кораблях, которые Черноморский флот получил по репарациям от Германии и Италии, ForPost рассказывал в предыдущих публикациях. Свою лепту в послевоенное усиление ЧФ внесли и черноморские союзники Гитлера, прежде всего — Румыния.
Большинство румынских боевых кораблей были захвачены в местных портах.
Так, в главной военно-морской базе страны Констанце в конце лета 1944 годы советские флаги были подняты на однотипных эскадренных миноносцах Regele Ferdinand («Король Фердинанд») и Regina Maria («Королева Мария»). Оба корабля были построены в итальянском Неаполе в конце 1920-х годов и служили румынам с начала 1930-х.
Румынский эсминец Regele Ferdinand
Эсминцы были вооружены 120-мм артиллерийскими орудиями, двумя тройными 533-мм торпедными аппаратами, несли морские мины и глубинные бомбы.
В годы войны охотники принимали участие в охране морских конвоев. Отдельная глава в истории кораблей — эвакуация румынских и немецких войск из Крыма в апреле-мае 1944 года.
И если для Regina Maria эта операция прошла успешно, то Regele Ferdinand едва уцелел в этой миссии. 11 мая в Севастополе эсминец был атакован советской авиацией и полевой артиллерией наступающих войск. Получив серьёзные повреждения, корабль был отбуксирован в Констанцу. Повторный удар советской авиации эсминец получил летом 1944 года в своей родной базе.
На ЧФ Regele Ferdinand и Regina Maria получили имена «Лихой» и «Летучий», но носили их не очень долго — в 1951 году власти вернули корабли уже дружественной Румынии.
Осенью 1944 года в состав Черноморского флота вошли ещё два захваченных в Констанце эсминца — Marasesti и Marasti. Они были вооружены тремя 152-мм орудиями (изначально — семью 120-мм пушками), 457-мм сдвоенными торпедными аппаратами.
Румынский эсминец Marasti
Корабли для ВМС Румынии строились в период Первой мировой войны, но переданы после её окончания.
Во время Второй мировой войны эсминцы были задействованы в морских конвоях, весной 1944 года участвовали в эвакуации германо-румынских войск из Севастополя. На ЧФ корабли получили имена «Лёгкий» и «Ловкий», но это был совсем короткий период их истории. Осенью 1945 года эсминцы вернули Румынии.
В августе 1944 года в румынском порту Сулина был захвачен миноносец Sborul. Он относился к типу Tb 74Т, представители которого строились в Италии до Первой мировой войны для ВМС Австро-Венгерской империи. Миноносцы изначально комплектовались четырьмя 450-мм торпедными аппаратами, двумя 66-мм артиллерийскими орудиями. На ЧФ корабль получил имя «Муссон», но уже через год миноносец возвращён Румынии.
Миноносец типа Tb 74Т
Ещё один представитель Австро-Венгерской империи на службе ВМС Румынии — миноносец Smeul. Он относился к типу Tb 82F и был вооружён примерно как и Sborul. Строили корабль в подконтрольном Италии Порто-Ре — ныне Кралевица в Хорватии. Румынии он достался по репарациям в январе 1920 года. Под контроль советских войск перешёл в августе 1944 года в Констанце. Осенью того же года зачислен в состав ЧФ, получил имя «Торос». Через год миноносец возвращён Румынии.
Миноносец типа 82F
Следующий представитель ВМС Румынии, который советские войска затрофеили в Констанце в августе 1944 года, — минный заградитель Amiral Murgesku. Это уже продукт местного производства, правда, с немецко-голландскими корнями (проектировался немецко-голландской компанией IvS).
Корабль построили на верфи в Галаце фактически перед началом Великой Отечественной войны. Вступил в строй он в мае 1941 года. Заградитель был вооружён двумя 102-мм орудиями, нёс минно-торпедное вооружение. Его история схожа с другими боевыми кораблями Румынии времён войны — ставил мины, участвовал в конвоях, эвакуировал солдат из Крыма в 1944 году.
Румынский минный заградитель Amiral Murgesku
В составе ЧФ Amiral Murgesku получил название «Дон» и трудился минным заградителем до 1958 года, после был переоборудован в плавмастерскую ПМ-76. В 1988 году судно разделали на металл в Инкермане.
Румынские акулы
Среди советских трофеев в Румынии было немало подводных лодок. В августе 1944 года в Констанце были захвачены однотипные субмарины S I (Rechinul) и S II (Marsuinul). Подводные охотники были построены в румынском Галаце, вооружены четырьмя носовыми и двумя кормовыми 533-мм торпедными аппаратами. Какими-то особыми заслугами за время службы в составе стран оси подводные лодки не отличились. На ЧФ Rechinul и Marsuinul получили названия ТС-1 и ТС-2.
Первую румынскую акулу вернули на родину в 1951 году.
Судьба второй оказалась трагичней. 20 февраля 1945 года на лодке произошёл случайный подрыв торпеды, и она затонула вблизи Поти. В результате инцидента погибли 14 подводников. Через 1,5 года её подняли, отремонтировали и вернули в строй. Впрочем, полноценно восстановить подводный корабль не смогли, и уже в 1950 году его пустили на утиль.
Помимо средних подводных лодок, в главной базе ВМС Румынии были захвачены сверхмалые подводные лодки типа СВ. В их арсенале было два 450-мм торпедных аппарата.
Эти 15-метровые хищники строились в Италии и применялись в том числе против Черноморского флота.
В частности, по итальянским данным, субмарина с номером СВ-4 потопила советскую подводную лодку Щ-203 в районе мыса Урет (крайняя южная точка Тарханкутского полуострова в Крыму) 20 августа 1943 года.
Подводная лодка типа СВ
После выхода Италии из союза с Германией 5 лодок конфисковала Румыния. Все они были потоплены перед приходом советских войск. 4 утопленника подняли специалисты аварийно-спасательной службы и ввели в состав ЧФ под номерами ТМ-4, ТМ-5, ТМ-6, ТМ-7 (СВ1, СВ2, СВ3, СВ4). Однако их техническое состояние оставляло желать лучшего, поэтому уже в 1945 году их пустили в утиль.
Ещё одна трофейная румынская подводная лодка — Delfinul была захвачена в конце августа 1944 года в порте Сулина. Её построили в 30-х годах прошлого века на верфи в Фиуме (тогда город входил в состав Италии, ныне хорватская Риека). Подводная лодка была вооружена восемью 533-мм торпедными аппаратами и 102-мм морской пушкой.
Румынская подводная лодка Delfinul
31 марта 1943 года Delfinul результативно торпедировал танкер «Кремль», который шёл с бензином из Батуми в Туапсе. Судно получило повреждения, но всё же смогло своим ходом дойти до порта Батуми.
В составе ЧФ подводная лодка получила название ТС-3. Через год, в октябре 1945 года, её вернули Румынии.
Вместе с подводными лодками в Констанце в августе 1944 года была захвачена плавучая база Konstanta, которая обеспечивала боеспособность румынских подводных лодок и торпедных катеров. Её ключевым клиентом была подводная лодка Delfinul. Судно построили в итальянском Фиуме в начале 30-х годов прошлого века.
Румынская плавучая база Konstanta
На ЧФ плавучая база получила имя «Буг». В её задачу входило обслуживание 155-й бригады подводных лодок, которые базировались в Балаклаве. С 1973 года «Буг» служил плавучей казармой, а к концу десятилетия дал стране металл.
Румынские французы
В 1944 году в Констанце были захвачены три румынские канонерские лодки — Sublocotenent Ghigulescu, Capitan Dumitrescu, Locotenent Commandor Stihi.
Все эти корабли были построены в период 1916-1917 гг. во французском Бресте в интересах своих ВМС и носили имена Impatiente, Mignonne, Eugen Friponne. В 1920 году канонерские лодки покупает Румыния.
Канонерская лодка Eugen Friponne
Изначально корабли были вооружены двумя 100-мм орудиями и системами сброса глубинных бомб.
В самом начале Второй мировой войны корабли прошли модернизацию — ставка делалась на борьбу с вражеской авиацией. Вместо корабельных пушек канонерские лодки получили 30-мм и 37-мм зенитные орудия.
На ЧФ корабли получили имена «Ангара», «Аракс» и «Ахтуба».
10 января 1945 года «Аракс» подорвался на мине в Одесском порту и затонул. Его оперативно подняли, но восстанавливать не стали — отправили в утиль.
Две другие канонерские лодки в тот же год вернули Румынии.
Андрей Киреев
Обсуждение (2)
".. дружественной Румынии" - эх
спасибо за статьи - очень интересно!
Люди старших поколений рассказывали, что трофейные румынские катера в определенный период использовались для перевозки пассажиров с Северной стороны до Графской пристани.