По репарациям от стран гитлеровской коалиции Черноморский флот получил порядка 30 боевых кораблей (без учёта боевых единиц, которые создавались на базе гражданских судов). О морских хищниках нацистской Германии ForPost рассказывал в предыдущей публикации, настал черёд трофейных боевых кораблей фашистской Италии.
Хищники Бенито Муссолини
Самые грозные морские охотники пришли в Севастополь из Италии. И царём этого зверинца, безусловно, считается линкор Giulio Cesare, который на ЧФ был переименован в «Новороссийск» и стал флагманским кораблем.
Итальянский линкор Giulio Cesare
Главный калибр линкора был представлен десятью 320-мм корабельными орудиями, которые размещались в четырёх башнях. К слову, это самый большой калибр среди всех советских линкоров.
Печальную историю этого дредноута знают во всём мире. 29 октября 1955 года на корабле прогремел мощный взрыв, образовалась большая пробоина и начался сильный пожар. Борьба за живучесть линкора не увенчалась успехом — он затонул в Севастопольской бухте через 20 часов после взрыва, унеся жизни как минимум 611 моряков. Подробнее об этой трагедии можно почитать здесь.
Вторым по мощности кораблём, переданным ЧФ по репарациям от Италии, был лёгкий крейсер Emanuele Filiberto Duca d'Aosta. Корабль был вооружён восемью 152-мм орудиями, торпедными аппаратами, бомбомётами и мог дать отпор вражеской авиации зенитной артиллерией.
Лёгкий итальянский крейсер Emanuele Filiberto Duca d'Aosta
Крейсер вступил в строй в 1935 году, но особыми заслугами во время Второй мировой войны не отличился. При этом корабль считался «счастливым», поскольку за время боевых действий не получил никаких повреждений. В сентябре 1943 года корабль сдался англичанам на Мальте. В Севастополь Emanuele Filiberto Duca d'Aosta прибыл в 1949 году.
На Черноморском флоте итальянец получил имя «Сталинград», а чуть позже — «Керчь».
Уже к концу 40-х годов крейсер считался морально устаревшим. В 1956 году он был выведен из боевого состава флота и стал учебным кораблем. Ещё через два года — учебным судном ОС-32. В 1959 году итальянца отправили на металлолом.
Также Италия в 1949 году передала ВМФ СССР эскадренные миноносцы типа Soldati — Fuciliere и Artigliere («Лёгкий» и «Ловкий»), которые были построены в итальянском Анконе в конце 1930-х годов. Морские охотники были вооружены двумя трёхтрубными 533-мм торпедными аппаратами, четырьмя 120-мм орудиями в двух башнях, а также несли 64 морские якорные мины.
Эскадренный миноносец типа Soldati
В составе Черноморского флота эсминцы служили до конца 1954 года, после чего стали кораблями-целями, а в 60-м их традиционно отправили на металлолом.
Ещё три переданных на ЧФ итальянских эсминца Animoso, Fortunale и Ardimentoso были представителями типа Ciclone. Эти корабли несколько уступали в размерах и вооружении миноносцам типа Soldati. В частности, они комплектовались 100-мм орудиями, 450-мм минно-торпедными аппаратами. Их строительство велось во время войны (1941-1942 годы) на верфях в Сестри-Поненте и Триесте.
Эскадренный миноносец типа Ciclone
В составе Черноморского флота они получили имена «Ладный», «Лётный» и «Лютый». Animoso («Ладный») и Fortunale («Лётный») потоплены в 1959 году при выполнении ракетных стрельб. Ardimentoso («Лютый») разрезан на металл.
Вместе с надводными кораблями итальянцы передали Черноморскому флоту и подводные лодки.
Охотник класса Tritone с названием Marea был построен на верфи в Монфальконе в 1942 году. Подводная лодка была вооружена 100-мм артиллерийским орудием, четырьмя носовыми и двумя кормовыми 533-мм торпедными аппаратами. В составе ЧФ она получила наименование И-41 и прослужила около семи лет, затем её превратили в болванку для тренировок водолазов, которые отрабатывали разные виды спасательных работ. В 1957 году подводный корабль пустили на металл.
Подводная лодка класса Tritone
Субмарина типа Platino с наименованием Nichelio была построена в итальянском городе Специя в 1942 году. Вооружение у неё было примерно такое же, как и у Marea. Среди жертв этого подводного охотника значится британский военный катер MGB 641 (хотя некоторые источники утверждают, что он был подбит береговой артиллерией). На ЧФ лодка получила наименование И-42. Утилизировали её в 1958 году.
Подводная лодка класса Nichelio
Андрей Киреев
Обсуждение (5)
Спасибо за интересную информацию!
Хорошая историческая справка.
Спасибо
Интересная статья! Пишите побольше о таком! О флоте! Очень интересно, спасибо!
Полагаю, что автору этой статьи следовало сослаться на первоисточник - Справочное пособие "Трофеи и репарации ВМФ СССР" автор Сергей Сергеевич Бережной издал его в 1992 году в городе Якутск. Эта книга создавалась большой группой любителей истории более 20 лет. Рукописные экземпляры хранятся в Центральной морской библиотеке ВМФ России.
С "Новороссийском" конечно жесть. Хорошо хоть в честь Пархоменко в отличие от Иванова-Октябрьского улицу не додумались назвать. Кто-то может скажет неуместная параллель а по-моему есть схожести. И уж точно схоже - оба жили долго, в почёте и славе, вкусно кушая, отрастив животики и уча жить подрастающее поколение. Но в итоге то всё равно ТУДА пришлось отправится.