По итогам Второй мировой войны Советский Союз получил по репарациям от Германии и её союзников более 500 боевых кораблей и вспомогательных судов. Всё это добро разделили между всеми флотами и флотилиями — более пятой части досталось Черноморскому флоту.
Если говорить непосредственно о боевых единицах, то их ЧФ получил порядка 30 штук. И первую скрипку здесь играли далеко не плоды трудов немецких кораблестроителей, о чём будет рассказано в следующей публикации.
Трофеи поверженного врага
Самый известный немецкий трофей, который получил ЧФ, — корабль управления подводных сил ВМС фашистской Германии Hela. По слухам, на его борт поднимались высшие руководители Третьего рейха, включая Гитлера. В составе ВМФ СССР Hela сохранил функции штабного корабля и получил наименование «Ангара».
"Ангара" / forum.sevastopol.info
Это был один из немногих трофейных кораблей, которые пережили развал Советского Союза. Но закончил он так же, как его коллеги по службе в кригсмарине. В 2019 году «Ангару» пустили на металл на базе вторчермета в Инкермане. Подробнее об этом корабле можно почитать здесь.
Самыми грозными немецкими боевыми кораблями на службе Черноморского флота были тральщики серии М. Помимо тралов они были вооружены артиллерийскими орудиями и при необходимости могли охотиться за подводными лодками противника. В распоряжении черноморцев по итогам раздела германского флота оказалось 12 таких тральщиков, которые маркировалась буквами Т и трёхзначными цифрами, например, Т-913.
Немецкий тральщик серии М
В тральных силах ЧФ большая часть этих кораблей служила до середины 50-х годов, и по мере обновления корабельного парка их стали переводить на спасательные, учебные, штабные и гидрографические подразделения.
А заканчивали свой жизненный путь они в качестве мишеней или же в разделке на металл.
Ещё один представитель немецких тральщиков, который застал ещё и Первую мировую войну (построен в 1918 году), — корабль М60. В кригсмарине он трудился в качестве конвойного корабля под именем Hille. А на ЧФ стал плавучей базой «Донец», которую отправили в утиль в конце 50-х.
Немецкий тральщик М60
Германские акулы
Если говорить о подводном флоте, то в 1945 году ЧФ получил три немецкие подводные лодки типа IIB — U9, U18, U24. Это были относительно небольшие «подводные охотники» (длина корпуса менее 43 метров, ширина чуть более 4 метров), вооружённые тремя носовыми 533-мм торпедными аппаратами. На троих эти лодки потопили более 20 боевых кораблей и судов стран антигитлеровской коалиции.
Все охотники строились на судоверфи в немецком Киле в 1935-1936 годах.
Немецкая подводная лодка типа IIB
U9 была потоплена 20 августа 1944 года в гавани румынского порта Констанца в результате налёта авиации ЧФ. В начале 1945 года её подняла аварийно-спасательная служба ЧФ и отбуксировала в Николаев. Субмарину зачислили в состав ВМФ под названием ТС-16 и начали восстанавливать, но вернуть корабль в строй так и не удалось. В конце 1946 года лодку исключили из состава ЧФ и разобрали на металл.
От авиации ЧФ также серьёзно пострадала U18.
Из-за невозможности скрыться в море её экипаж принял решение затопить субмарину на внешнем рейде Констанцы. В конце этого же года её подняли советские моряки, но восстановить трофей до рабочего состояния им также не удалось. В конце мая 1947 года она была потоплена огнём советской подводной лодки М-120 в районе Севастополя.
Аналогичная участь постигла и U24 — в конце мая 1947 года её затопила торпедами всё та же М-120 в районе Севастополя.
Боевые траулеры и сейнеры кригсмарине
Остальные немецкие корабли, которые ЧФ получил в качестве трофеев, начинали свою жизнь гражданскими судами.
Самые массовые трофейные корабли Германии, которые получил ЧФ – тральщики типа KFK — около 30 катеров. Это были совсем небольшие боевые единицы (23 метра в длину и 6 метров в ширину) на базе рыболовного сейнера, которые строились в интересах Германии на разных европейских верфях, в том числе в Болгарии.
Немецкий тральщик типа KFK
Они были вооружены тралами, глубинными бомбами и орудиями малых калибров — 20-мм или 37-мм пушкой. Немецкие тральщики типа KFK были захвачены в 1944 году в румынской Констанце и болгарских Варне и Бургасе, причём многие в недостроенном виде прямо на стапелях. В состав ЧФ их принимали с маркировкой Т-651, Т-652, Т-653 и так далее.
С 1947 года эти катера стали активно передавать гражданскому флоту в качестве рыболовных траулеров, некоторые становились станциями размагничивания кораблей, рейдовыми или гидрографическими катерами. Почти все были пущены на лом в 50-х годах прошлого века.
Судно Bahrenfeld строилось как паровой рыболовецкий траулер, но фактически сразу после постройки в 1939 году его вооружили и назначили учебным противолодочным кораблём Nogat при школе подводного плавания ВМС Германии в Готенхавене. В 1942 году его переквалифицировали в сторожевой корабль V 1710.
На Черноморском флоте он недолго находился в составе минно-тральных сил под наименованием Т-925, а в 1947 году был передан гражданскому флоту, где вернулся к своей первой профессии — ловле рыбы под названием РТ-38 «Стрелок». В 1968 году судно разделали на металл в Мурманске.
Рыболовецкий траулер РТ-38 «Стрелок»
Ещё три бывших немецких рыболовецких траулера, которые ВМС Германии во время войны использовали в качестве противолодочных кораблей (Pregel, Warthe и Spree), в 1946 году стали служить на ЧФ в качестве тральщиков.
Однако уже через год их вновь отправили на рыбный промысел, где они работали много лет. В конце 60-х их пустили «на иголки».
В 1946 году в состав ЧФ также вошло германское патрульное судно охраны рыбных промыслов Elbe. Трофей ненадолго стал плавучей базой «Терек», а затем был передан медико-санитарному отделу Черноморского флота для обустройства плавучего госпиталя. В конце 50-х судно передали на Каспийское море, где оно некоторое время числилось плавсредством полигона № 306, а затем выполняло функции плавучей казармы. В 1962 году его порезали на металл.
Franz E. Schutte вошёл в состав кригсмарине в 1940 году в качестве военного транспортника RO 35. Но перед началом Великой Отечественной войны его переоборудовали в сетевой заградитель (ставил сетевые и боновые заграждения от подводных лодок, торпед и диверсантов) и переименовали в Netzleger I. В ноябре 1945 года после раздела германского флота между союзниками зачислен в список кораблей ВМФ СССР. В Севастополь прибыл летом 1946 года. Долгие годы трудился в аварийно-спасательной службе ЧФ под именем «Лена». Прослужил до 1961 года, после чего был разобран на металлолом.
Трофейный немецкий военный транспортник RO 35
В августе 1944 года советские войска захватили в низовьях Дуная германский тральщик Grafinau.
За два года до этого его строили как гражданский буксир, но в результате мобилизации он использовался немцами в ходе боевых действий на Дунае.
Трофейный германский тральщик Grafinau
У нас он изначально был зачислен в состав Дунайской военной флотилии под номером Т-670, но в 1949 году был переведён на Черноморский флот. С 1956 года работал посыльным катером, затем штабным кораблём, судном связи.
После развала СССР бывший немецкий тральщик передали ВМС Украины. С 1996 года он трудился в Пограничной службе Украины в качестве штабного корабля BG-80 «Дунай». В 2012 году корабль был снят с вооружения и выставлен на продажу.
Быстроходные баржи
В конце войны Черноморский флот получил более 20 германских быстроходных десантных барж типа F. Эти 50-метровые корабли должны были оперативно доставлять войска к месту высадки. К слову, они были неплохо вооружены: 88-мм, 37-мм и 20-мм орудиями.
Некоторые баржи были потоплены советской авиацией, артиллерией и минами, затем подняты, восстановлены и зачислены в состав ЧФ, как, например, F 328 А — у мыса Железный рог (Краснодарский край), F 406 С — в районе Очакова, F 128 А — в районе Керчи. Но бóльшая часть барж была захвачена в Варне, а также недостроенными в австрийском Линце.
Немецкая быстроходная десантная баржа типа F
До конца 50-х годов их использовали в качестве десантных кораблей, сухогрузных барж, учебных судов. Затем страна получила с них металл.
В 1945 году во время боёв на территории Австрии советские войска захватили в Винер-Нойштадте четыре недостроенные артиллерийские десантные баржи, которые предназначались Германии.
Уже под контролем советских специалистов в 1947 году их достроили и включили в состав ЧФ. В 1949 году их перевели в десантные корабли — БАД-60, БАД-80, БАД-90 и БАД-100, а спустя семь лет передали на металлолом.
Прибрежная охрана
Канонерские лодки — небольшие корабли с зачастую не очень мощным артиллерийским вооружением, предназначенные для боевых действий в реках, озёрах и прибрежных морских районах.
Представителей этого класса кораблей советские войска захватили в болгарском порту Варна в августе 1944 года. Речь идёт о германских канонерских лодках типа KT — Ganter, Frankfurt и Nurnberg (первоначальные названия КТ-25, КТ-33, КТ-39).
Ganter и Frankfurt были построены по заказу Германии на заводе DDSG в Будапеште в 1943 году, Nurnberg — в этом же году в захваченном Николаеве. Эти суда создавались в качестве военных транспортников, но в результате использовались для других целей.
Ganter в начале 1944 года был переоборудован в корабль противолодочной обороны UJ 110. Однако уже в конце мая вновь возвращён в состав транспортного флота. Напомним: к тому времени уже был освобождён Севастополь.
Немецкая трофейная канонерская лодка типа Ganter
В конце августа 1944 года германское командование передало корабль властям Болгарии. А уже через две недели он вошёл в состав ЧФ в качестве канонерской лодки «Кубань». К концу осени судно передали Черноморскому государственному морскому пароходству, где использовали в качестве грузового теплохода «Феолент». Однако в 1949 году оно возвращается на военный флот – в аварийно-спасательную службу. Затем его переводят на Балтику в качестве спасательного судна подводных лодок СС-44. В конце 60-х трофей пускают на лом.
КТ-33 с лета 1943 года становится кораблём противолодочной обороны UJ 107, весной 1944 года — вспомогательной канонерской лодкой Frankfurt. В мае 1944 года корабль подрывается на минном заграждении в низовьях Дуная, но остаётся на плаву и после ремонта вновь используется как корабль противолодочной обороны, но с номером UJ 112. В состав ЧФ его зачисляют в качестве канонерской лодки «Терек», а с февраля 1945-го его переводят в состав военных транспортников. Свой век «немец» заканчивает в качестве спасательного судна ЧФ СС-4 в 1960 году.
Третий представитель серии КТ был затоплен командой на рейде Варны в конце августа 1944 года. Советские моряки подняли его, отремонтировали и сделали канонерской лодкой «Днестр». По 1949 год судно служило военным транспортником, а затем вошло в состав гидрографической службы ЧФ под именем «Курсограф». В 1964 году его разделали на металл.
Андрей Киреев
Обсуждение (11)
Спасибо, было интересно.
Шах и мат, фИолентщики! =) Это к старому спору о правильном написании, пардон за оффтопик, статья интересная.
Забыли упомянуть танкер "Истра".
... батя рассказывал, что в составе нашей ОВРа, куда он, в 1955 году, попал лейтенантом по окончании ЧВВМУ им. П.С. Нахимова, еще оставались, доставшиеся по репарациям, бывшие немецкие то ли тральщики, то ли большие охотники, ходившие чуть ли не на угле...
"Феолент",всю жизнь был танкер,ходил под флагом вспомогательного флота,в 80-х пущен на иголки.
Вообще-то подводные лодки по ялтинским соглашениям не делились, а подлежали уничтожению. Хотя подводных лодок в разном состоянни были захвачены сотни.У меня отец был в комиссии по приёму трофейного флота ,рассказывал об этом. Причём в это время 45,46 год был откомандирован и находился на английском эсминец работала совместная приёмная, комиссия с союзниками.
в статье речь о боевых кораблях, или которые выполняли функции боевых. Насколько я понимаю, танкер таким не был.
to Трахейский_деспот:
Ну и что, кто то называет Феолент, кто-то Фиолент. Литературно оба варианта правильные.
Ангару надо было сохранить, хотя бы для истории
to Борей:
Металлоискатели оказались сильнее истории, они и 35 батарею всю до последнего гвоздя уничтожили, вот только мы и остались кто всё это видел и трогал своими руками.
Отец служил на СС"Скалистый", детская память ,по моему тоже был из немцев и возможно с паровой машиной .