В России введена уголовная ответственность за нелегальный техосмотр. Ужесточение законодательства приведёт к тотальным поборам на дорогах под угрозой уголовного преследования. Так отреагировали на новый закон владельцы автомобилей.
Эксперты считают, что водители сгущают краски. По их мнению, мера ответственности в первую очередь направлена на фирмы, работающие на теневом рынке.
О том, кто попадёт под статью после прохождения техосмотра и как доказать свою невиновность, — в материале ForPost.
Новая ответственность: для кого и почему?
Опрошенные ForPost эксперты признались, что пока поверхностно знакомы с новым законом. Информация об уголовной ответственности за нелегальный техосмотр появилась в СМИ 27 июля. Прошло слишком мало времени для тщательного изучения ситуации, сложившейся на автомобильном рынке России.
Нелегальный техосмотр теперь будет наказываться штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок от двух до шести месяцев.
Этот закон был одобрен ещё в 2019 году. Тогда было принято решение отсрочить его вступление в силу на год. Бизнесу был дан шанс подготовиться. Новый пакет законов, меняющий правила техосмотра в комплексе и направленный на исключение торговли диагностическими картами, должен был вступить в силу в июне 2020 года. Однако из-за эпидемии коронавирусной инфекции его передвинули на 2021–2022 годы. Единственным оставленным пунктом стала уголовная ответственность за проведение техосмотра без аккредитации Российского союза автостраховщиков (РСА).
Теперь купить диагностическую карту без техосмотра станет сложнее. За это можно сесть в тюрьму. Работа операторов техосмотра без аккредитации считается незаконным предпринимательством, которое наказывается по статье 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».
Страховщиков наделили дополнительными полномочиями. Теперь они смогут проверять требования к техническим экспертам, контролировать работу информационных систем, проводить проверки операторов и в случае нарушений лишать их аккредитации.
Пока свободно вздохнули владельцы новых автомобилей. Им разрешено ездить без техосмотра четыре года со дня покупки транспортного средства. Для владельцев новинок автопрома необязательно проходить техосмотр при получении полисов ОСАГО. Кстати, это решение устроило далеко не всех.
Месяц назад около 120 операторов техосмотра направили письмо президенту Владимиру Путину, премьеру Михаилу Мишустину и спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой пересмотреть принятые в прошлом году принципы реформы техосмотра. Логика проста: за четыре года машина может изрядно «износиться» и стать причиной смертельного ДТП.
«Необязательный» техосмотр при оформлении полисов ОСАГО негативно сказался на бизнесе: уменьшился поток машин, приезжающих на диагностику, — у фирм не осталось средств на выплату зарплаты сотрудникам. Работать себе в убыток никто не будет.
Поэтому операторы техосмотра попросили отменить закон, позволяющий получать полис ОСАГО без подтверждения техосмотра, а также включить отрасль в перечень пострадавших от пандемии и установить для неё «налоговые каникулы».
Напомним, в мае 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, разрешающий выдавать полис ОСАГО без прохождения техосмотра на время эпидемии до 30 сентября. Затем проверить исправность машины всё же надо.
Читайте также: В России будут сажать в тюрьму за нелегальный техосмотр
Не верю
Член ассоциации «Дальнобойщики», водитель Игорь Пасынков узнал мнение своих коллег об уголовной ответственности за нелегальный техосмотр. Рулевые большегрузов считают, что крайними в этой истории останутся водители. Они уверены: этот момент пытаются замолчать при оценке нового закона.
«Беспредел, который устраивают инспекторы ДПС на дорогах в части технических испытаний тормозной системы, никуда не делся. Какого уровня нужно подключить силы, чтобы водителей на баснословные суммы не штрафовали за тахограф? Штрафы выписываются несмотря на то, что это противоречит действующему законодательству. С уголовной ответственностью за нелегальные техосмотры будет то же самое: крайними останутся водители. За этими нормами ответственности скрывают огромные деньги. Суммы значительно больше, чем за «Платоном» (система взимания платы с автомобилей, имеющих максимальную разрешённую массу свыше 12 тонн — прим. ред.)», — выразил свою точку зрения ForPost Пасынков.
Он отметил, что водитель не должен разбираться, аккредитован оператор технического осмотра или нет. Его задача — пройти техосмотр и получить диагностическую карту. Поскольку водитель не обладает нужной информацией, то его могут привлечь к ответственности или попросить взятку за закрытие вопроса.
Пасынков уверен: на автовладельцев по умолчанию возложили «странные и непонятные функции» по выявлению нелегальных автосервисов, где в «чёрную» торгуют диагностическими картами.
Он отметил, что было бы больше пользы, если бы в стране ввели уголовную ответственность за перегрузы.
«Сейчас вместо полугода исправительных работ сразу вводят миллионные штрафы. Если норма закона закреплена в КоАП РФ, ты уже виноват по определению. Начинается раздача взяток для решения вопроса. Уголовная ответственность позволила бы соблюсти презумпцию невиновности водителей в этом вопросе», — уверен Пасынков.
В том, что в истории с нелегальным техосмотром останутся крайними водители, уверен и Андрей Орёл, главный активист «Движения» — общественного проекта гражданских активистов по предотвращению нарушений законов РФ.
В беседе с корреспондентом ForPost он отметил, что компанию, нелегально торгующую диагностическими картами, выявить сложно. Нужно проделать большой объём работы по её поиску. Куда проще, уверен он, обратить внимание на водителей, которые нелегально прошли техосмотр.
«Сейчас по российским дорогам ездит достаточно много автомобилей, которые не прошли техосмотр. При этом у водителей на руках имеется диагностическая карта, в которой сказано, что транспортное средство исправно. Следовательно, есть кого наказывать», — подчеркнул Орёл.
Читайте также: Водители объявили войну полицейским на дорогах и в интернете
Финский опыт в российских реалиях
Главный активист общественного проекта «Движение» Андрей Орёл считает, что в этой сфере нужен контроль. Пока люди ценой собственной жизни расплачиваются за то, что авторынок контролируется достаточно слабо.
По его мнению, России нужно идти по пути Финляндии в вопросе легализации техосмотров. В этой скандинавской стране его проводят только частные компании. Специалисты проверяют автомобиль по 20 параметрам: от давления в колёсах до правильного освещения фар.
«Казалось бы, у нас частник и в Финляндии частник — можно договориться. Но нет. У финнов к этому вопросу отношение другое: ты не пройдёшь техосмотр, пока не устранишь все неисправности в автомобиле. Если выяснится, что финская компания выдала диагностическую карту неисправному транспортному средству, то её собственника могут оштрафовать на приличную сумму либо посадить в тюрьму сроком до 5 лет. Поэтому финны работают на совесть», — отметил Орёл.
Он не верит, что введение уголовной ответственности дисциплинирует россиян. Скорее всего, подорожает сам техосмотр, так как предприниматель столкнулся с дополнительными рисками. Их нужно как-то компенсировать.
Бизнесмены также считают, что их ждёт давление со стороны контролирующих органов. Есть подспорье для коррупции и расправы с конкурентами с помощью Уголовного кодекса. Статистка также не радует: с начала года действие аттестатов аккредитации было приостановлено у 332 операторов, у 195 — окончательно ликвидировано, сообщили СМИ.
Читайте также: «Техосмотр сегодня — абсолютно ненужная бумажка», — Максим Мишин
Надежда на суд и здравый смысл
По мнению генерального директора центра автомобильной безопасности «Autosecurity» Михаила Степанова, сама процедура ТО нужна для безопасности транспортного средства. Есть проблемы в исполнении и контроле. Поэтому техосмотр становится формальным, с выдачей некоего документа.
Он подчеркнул, что водителям не стоит бояться уголовного преследования. Под жёсткий контроль попали сервисы, торгующие диагностическими картами. Водитель не обязан проверять лицензию у оператора ТО. Ему нужно получить документ с печатью, с приложенным к нему чеком, который страхует владельца автомобиля как покупателя.
Степанов не исключает появления некоего реестра у ГИБДД, в котором будут указаны названия фирм, прошедших аккредитацию. По нему они будут выявлять участников теневого рынка, выдающих диагностические карты водителям.
Однако такого реестра точно не будет у автовладельцев. Проверить информацию они не смогут. Поэтому, уверен Степанов, необходимо обязать фирмы выдавать водителям копию лицензии по завершению ТО.
«Гражданин может оказаться в странной ситуации: он всё вроде бы сделал правильно, а оказывается, его техосмотр вне закона. Думаю, в данном случае нужно обращаться в суд, который повернёт дело в правильное русло. Самое главное, чтобы на руках был подлинный документ и чек о прохождении ТО. То, что его выдали товарищи, которые нарушили закон, водителя не должно волновать. Он — потребитель услуги», — отметил Степанов в беседе с корреспондентом ForPost.
По его мнению, теневых операторов ТО на российском рынке не так много, несмотря на то, что документ о прохождении техосмотра покупается с советских времён. Ни для кого не секрет, что водители покупают диагностические карты ради ускорения процедуры прохождения техосмотра.
По словам Степанова, в последние годы этот процесс значительно ускорился. На данный момент прохождение ТО занимает не более получаса. Он подчеркнул, что меньше водителей на дорогах не стало, но в сервисах ТО он не наблюдает очередей. Куда делись люди — вопрос риторический.
Читайте также: За тяжкий вред здоровью — ничего
Внешние признаки
Эксперты советуют обращать внимание и на работу персонала операторов ТО. В законе чётко прописано, что они должны делать.
Так, например, эксперт-техник, проводящий ТО, обязан фотографировать автомобиль и прикладывать фото к диагностической карте, которая вносится в единую автоматизированную информационную систему техосмотра ЕАИС. Свои действия техник заверяет электронной подписью. Оператор технического осмотра ежегодно подтверждает качество и правильность своих работ согласно требованиям аккредитации.
Если во время техосмотра специалисты сервиса не производили данных действий, есть повод задуматься о том, где вы проходите ТО.
По данным Российского союза автостраховщиков, в России официально работают 4999 операторов ТО и 5571 пункт ТО.
«Изменения в УК РФ позволят более активно реагировать на нарушения правоохранительным органам. Насколько эффективно будет работать новелла, покажет практика. Такие изменения нужны в том числе для достижения целей в рамках большой реформы ТО», — приводит «Коммерсант» слова заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова.
По мнению замдиректора томского «Техэксперта» (оператор ТО) Максима Сухушина, во многих регионах операторы ждали вступления в действие этой статьи. Компании готовы сами проводить контрольные закупки и привлекать к ответственности страховых агентов за незаконную торговлю диагностическими картами.
Сухушин сообщил «Коммерсанту», что в Татарстане, Краснодаре, Башкортостане, Красноярске, Новосибирске, Тюмени компании готовы бороться за свой бизнес, но не все регионы настолько активны. В Москве и Санкт-Петербурге этим заниматься никто не будет. Пока государство не начнёт проводить массовые контрольные закупки, в полной мере поправки не заработают.
На помощь пришёл и Антимонопольный комитет России. ФАС объявила о планах пересмотреть методику расчёта предельного размера платы за техосмотр (используется для разработки тарифов в регионах), которая должна прийти на смену действующей с 2012 года. Операторы много лет жалуются на этот документ, не позволяющий установить адекватные цены на ТО. В ФАС планируют сделать ценообразование более «рыночным», исключив, в частности, предельный размер оплаты техосмотра.
Читайте также: ГИБДД будет отменять результаты техосмотра
Роберт Вочовский
Обсуждение (7)
Да плевать им на техсостояние вашей машины! Деньги давай! Многоденег давай! Главное бизнис!
Пройти техосмотр очень легко и просто. Времени совершенно не отнимает, удовольствие 500 р . В чем проблема ? Если автомобиль технически неисправен, его не должно быть на проезжей части. Любишь кататься, люби и саночки возить.
to kulekvvv:
Вот, не знаю, плюсануть Вам или минус поставить.
С одной стороны Вы правы - авто должно быть исправным.
А с другой - все сервисы ТО работают в рабочие дни до 17-30.
У меня рабочий день совпадает с их часами работы.
Итого вынужден был брать день за свой счёт. Потратил 4 часа (доехать до ТО, подождать 2 часа в очереди, вернуться домой.
Карты не принимают, только нал.
И цена не 500 р, а 750.
Презумпция виновности?...
to kulekvvv:
Несомненно, автомобиль на дороге должен быть технически исправен. Но как этому помогает пойденный один раз в год или в два года техосмотр? За пару месяцев можно так убить авто, что хозяин сам узнавать его не будет. Где логика? Тогда давайте введем для всех обязательный ежедневный осмотр и прохождение врача перед выездом. Техосмотр для автолюбителя - это просто вынимание денег из кармана. Другое дело - ежедневный выпуск на линию коммерческого транспорта, особенно пассажирского.
to Ластик:
Ну цены, допустим, есть разные и 500 тоже многие принимают. Другое дело - время работы. Но закон же писали для всей страны, а не для Севастополя)) Был в Питере, так там почти все организации (включая СТО) работают как минимум до 19. Ну а по поводу "осмотра" без "осмотра", прежде всего это бизнес некоторых компаний, предлагающих ОСАГО и за отдельную плату диагностическую карту. ПРЯМО РЯДОМ, А ТО И НА ПЛОЩАДКЕ ГИБДД. Посмотрите на половину машин, колесящих по городу, в том числе и на маршрутный транспорт - там даже не нужно документы проверять, что бы понять, что в последний раз они проходили реальный осмотр НИКОГДА! Просто к нам пока ДПС завозят ТОЛЬКО для перекрытия движения(
Еще один закон, если исполнять который по всей строгости, вся страна в Хабаровск превратится. Лучше бы не лезли туда, не шатали лодку так сказать.