Россия

Автокластер в России: «Называйте как хотите, автомобили от этого не появятся»

Спасёт ли российский автопром новый автомобильный кластер?

Автокластер в России: «Называйте как хотите, автомобили от этого не появятся»
Фото:
ForPost

Правительство РФ рассматривает возможность создания автомобильного кластера, который объединит Санкт-Петербург, Ленинградскую и Калужскую области, пишут «Известия». Об этом, в частности, заявил глава Минэкономиразвития Максим Решетников.

«Пока производство возобновилось только на одном из трёх заводов. Есть идея инвестора, который приобрёл ещё одну площадку, создать межрегиональный кластер автомобильной промышленности между Петербургом, Ленинградской и Калужской областями», — доложил Решетников Владимиру Путину на совещании о социально-экономическом развитии Санкт-Петербургской агломерации.

Заводы встали

ForPost не раз писал о российский автозаводах, которые остановились после ухода иностранных брендов.

Сейчас некоторые из них потихоньку возвращаются к жизни. Например, это питерский завод, где раньше производились автомобили японской марки Nissan, а теперь будут делать российско-китайский продукт под новым брендом XCITE. Этот бренд от АвтоВАЗа призван взбудоражить Россию.

Также в Санкт-Петербурге есть ещё один автозавод, где делали корейцев Hyundai и KIA. На этом заводе после двухлетнего простоя тоже началось какое-то движение. Только пока совершенно непонятно какое.

А есть ещё завод Toyota. В прошлом году он перешёл в собственность российского ФГУП «НАМИ». Но там пока глухо, хотя, возможно, на нём станут выпускать люксовые авто российской марки Aurus.

Глухо и в Калуге, где раньше делали немецкий Volkswagen и некоторые другие иностранные бренды. По данным СМИ, на площадке завода, который перешёл российской компании «Арт-Финанс», сейчас скопилось несколько тысяч новых авто марок Volkswagen, выпущенных для рынка Китая, а также кроссоверы Audi Q6, Toyota RAV4, электрические Avatr 11, минивэны GAC M8 и кроссоверы китайской марки Chery.

Но дело не только в самих производителях машин.

«Вокруг Петербурга есть приличный набор компаний, которые выпускали комплектующие для питерских заводов. То же самое в Калужской области. Там были предприятия, производившие кузовные панели, сиденья и другие комплектующие. И после остановки самих автозаводов, понятно, что эти производства чувствуют себя, мягко говоря, не очень. И идея о кластере, пожалуй, может заключаться в том, чтобы на государственном уровне и на уровне регионов координировать работу этих производств, чтобы они работали эффективнее», — рассказал ForPost главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.

Называй как хочешь

В целом, по словам Кадакова, пока идея, озвученная главой Минэкономразвития Максимом Решетниковым, выглядит не совсем ясной.

«Я не очень понимаю, как вообще может осуществляться какая-то координация. Дело в том, что в автомобильном мире и так все друг друга знают. Да, хозяева автозаводов поменялись, но специалисты-то остались. И они прекрасно знают, где и на каких условиях они могут заказать необходимые комплектующие. Им не нужна никакая координация. Если автозавод понимает, что сможет сделать и продать 100 тыс. авто, то он и закажет для них необходимые комплектующие без государственной надстройки», — отметил он.

По словам Кадакова, наилучшим решением для участников автопрома сейчас стала бы какая-то господдержка. Ведь им приходится выживать не только в условиях остановки производства авто, но и дороговизны кредитных ресурсов.

«Я не знаю, как выживают сейчас эти предприятия. Тут нужно ехать на каждое отдельно и узнавать. Но ведь если компания выпускает какие-то конкретные панели приборов, а производство этих моделей остановлено, то ему некому продать свою продукцию. А у каждого из таких производителей есть собственные поставщики. Это целые цепочки производителей. Возможно, речь идёт о льготах и субсидировании кредитов. Список предприятий известен. Хотите им помогать? Отлично. Но зачем называть это кластером? Ну, хорошо, назовите кластером, от этого новые автомобили не появятся», — резюмировал он.

А мальчик где?

В речи Максима Решетникова прозвучали слова о наличии некоего инвестора, который и предложил создать автомобильный кластер. Но есть ли такой инвестор, до конца не ясно.

Как выяснили «Известия», в Калужской области об этом пока не слыхали.

«По информации Министерства экономического развития и промышленности, в региональные органы власти не было обращений инвесторов о создании межрегионального автомобильного кластера», — ответили изданию в пресс-службе губернатора и правительства региона.

Петербург и Ленобласть и вовсе не отреагировали на запрос.

Тем временем издание опросило экспертов о целесообразности появления автокластера. В целом они отнеслись к идее позитивно, отметив, что автопроизводителям и их зарубежным партнёрам, работающим в условиях риска вторичных санкций, государственная поддержка не помешает.

Тем временем независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев высказал мысль о целесообразности создания нескольких автомобильных компаний, причём с госучастием.

«Это бы позволило им конкурировать между собой за ресурсы, кадры и в конечном итоге за потребителя. В свою очередь, такая схема способствовала бы углублению локализации и развитию собственной автокомпонентной базы», — пояснил он.

Вывод напрашивается один. Пока в России на простаивающих автозаводах не возобновится производство машин, причём с достаточно глубокой степенью локализации, а не просто в виде сборки китайских машинокомплектов под отечественными шильдиками, автомобильный кластер между Петербургом и Калугой так и останется модным и красивым словом.

Андрей Мединский

423
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (1)

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
3737

вся эта ситуация результат политики ,которая проводилась лет 15 как.

Вспомните как поддерживали "инвестров" из этой шараги рено нассан в 2008-9 гг. и в последующие годы.

Поищите в сети,что стало с конструкторами автоваза, с местными поставщиками....

И чем все закончилось?

Кластер хоть авто, хоть туристический слова слова

 

Главное за день

Восстанавливать севастопольские памятники станет проще?

Некоторые виды работ можно проводить и без госэкспертизы, считает Екатерина Алтабаева.
19:00
3
801

Казаки-разбойники: как украинцы помогали России освободить Крым от Турции

С 1654 года запорожские казаки официально воевали на стороне Российского государства.
18:16
5
963

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
3
34462

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
20
2404

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
90
9666

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
12875