Правительство РФ рассматривает возможность создания автомобильного кластера, который объединит Санкт-Петербург, Ленинградскую и Калужскую области, пишут «Известия». Об этом, в частности, заявил глава Минэкономиразвития Максим Решетников.
«Пока производство возобновилось только на одном из трёх заводов. Есть идея инвестора, который приобрёл ещё одну площадку, создать межрегиональный кластер автомобильной промышленности между Петербургом, Ленинградской и Калужской областями», — доложил Решетников Владимиру Путину на совещании о социально-экономическом развитии Санкт-Петербургской агломерации.
Заводы встали
ForPost не раз писал о российский автозаводах, которые остановились после ухода иностранных брендов.
Сейчас некоторые из них потихоньку возвращаются к жизни. Например, это питерский завод, где раньше производились автомобили японской марки Nissan, а теперь будут делать российско-китайский продукт под новым брендом XCITE. Этот бренд от АвтоВАЗа призван взбудоражить Россию.
Также в Санкт-Петербурге есть ещё один автозавод, где делали корейцев Hyundai и KIA. На этом заводе после двухлетнего простоя тоже началось какое-то движение. Только пока совершенно непонятно какое.
А есть ещё завод Toyota. В прошлом году он перешёл в собственность российского ФГУП «НАМИ». Но там пока глухо, хотя, возможно, на нём станут выпускать люксовые авто российской марки Aurus.
Глухо и в Калуге, где раньше делали немецкий Volkswagen и некоторые другие иностранные бренды. По данным СМИ, на площадке завода, который перешёл российской компании «Арт-Финанс», сейчас скопилось несколько тысяч новых авто марок Volkswagen, выпущенных для рынка Китая, а также кроссоверы Audi Q6, Toyota RAV4, электрические Avatr 11, минивэны GAC M8 и кроссоверы китайской марки Chery.
Но дело не только в самих производителях машин.
«Вокруг Петербурга есть приличный набор компаний, которые выпускали комплектующие для питерских заводов. То же самое в Калужской области. Там были предприятия, производившие кузовные панели, сиденья и другие комплектующие. И после остановки самих автозаводов, понятно, что эти производства чувствуют себя, мягко говоря, не очень. И идея о кластере, пожалуй, может заключаться в том, чтобы на государственном уровне и на уровне регионов координировать работу этих производств, чтобы они работали эффективнее», — рассказал ForPost главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.
Называй как хочешь
В целом, по словам Кадакова, пока идея, озвученная главой Минэкономразвития Максимом Решетниковым, выглядит не совсем ясной.
«Я не очень понимаю, как вообще может осуществляться какая-то координация. Дело в том, что в автомобильном мире и так все друг друга знают. Да, хозяева автозаводов поменялись, но специалисты-то остались. И они прекрасно знают, где и на каких условиях они могут заказать необходимые комплектующие. Им не нужна никакая координация. Если автозавод понимает, что сможет сделать и продать 100 тыс. авто, то он и закажет для них необходимые комплектующие без государственной надстройки», — отметил он.
По словам Кадакова, наилучшим решением для участников автопрома сейчас стала бы какая-то господдержка. Ведь им приходится выживать не только в условиях остановки производства авто, но и дороговизны кредитных ресурсов.
«Я не знаю, как выживают сейчас эти предприятия. Тут нужно ехать на каждое отдельно и узнавать. Но ведь если компания выпускает какие-то конкретные панели приборов, а производство этих моделей остановлено, то ему некому продать свою продукцию. А у каждого из таких производителей есть собственные поставщики. Это целые цепочки производителей. Возможно, речь идёт о льготах и субсидировании кредитов. Список предприятий известен. Хотите им помогать? Отлично. Но зачем называть это кластером? Ну, хорошо, назовите кластером, от этого новые автомобили не появятся», — резюмировал он.
А мальчик где?
В речи Максима Решетникова прозвучали слова о наличии некоего инвестора, который и предложил создать автомобильный кластер. Но есть ли такой инвестор, до конца не ясно.
Как выяснили «Известия», в Калужской области об этом пока не слыхали.
«По информации Министерства экономического развития и промышленности, в региональные органы власти не было обращений инвесторов о создании межрегионального автомобильного кластера», — ответили изданию в пресс-службе губернатора и правительства региона.
Петербург и Ленобласть и вовсе не отреагировали на запрос.
Тем временем издание опросило экспертов о целесообразности появления автокластера. В целом они отнеслись к идее позитивно, отметив, что автопроизводителям и их зарубежным партнёрам, работающим в условиях риска вторичных санкций, государственная поддержка не помешает.
Тем временем независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев высказал мысль о целесообразности создания нескольких автомобильных компаний, причём с госучастием.
«Это бы позволило им конкурировать между собой за ресурсы, кадры и в конечном итоге за потребителя. В свою очередь, такая схема способствовала бы углублению локализации и развитию собственной автокомпонентной базы», — пояснил он.
Вывод напрашивается один. Пока в России на простаивающих автозаводах не возобновится производство машин, причём с достаточно глубокой степенью локализации, а не просто в виде сборки китайских машинокомплектов под отечественными шильдиками, автомобильный кластер между Петербургом и Калугой так и останется модным и красивым словом.
Андрей Мединский
Обсуждение (1)
вся эта ситуация результат политики ,которая проводилась лет 15 как.
Вспомните как поддерживали "инвестров" из этой шараги рено нассан в 2008-9 гг. и в последующие годы.
Поищите в сети,что стало с конструкторами автоваза, с местными поставщиками....
И чем все закончилось?
Кластер хоть авто, хоть туристический слова слова