Угроза, надвигающаяся на российских рыбаков, приблизилась и нависла над ними со всей неотвратимостью. Её ещё не наделили юридической силой, но этот момент очень близок.
Опасное предложение
Минпромторг предлагает и даже настаивает, что гражданские суда старше 40 лет (а таких в стране — большинство) после 2030 года не должны выходить в море. Это, конечно, подстегнёт российское судостроение, но жесточайше ударит по рыбному промыслу страны. А в Севастополе, Крыму, да и на всём Черноморском побережье — просто его угробит.
Такой запрет оставит без работы многих рыбаков в разных регионах, но в Чёрном, Азовском и Каспийском морях — практически всех, прогнозирует глава Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб. По его прогнозу, вылов рыбы в России после запрета упадёт в 3,5 раза — с сегодняшних 4,5 млн тонн до 1–1,5 миллиона.
«Это сделает невозможным реализацию нескольких стратегических государственных программ. Первая — по самообеспечению рыбопродукцией. Вторая — по повышению внутреннего потребления рыбы. Как следствие, ставится под удар доктрина продовольственной безопасности России», — заключает Валерий Сивочуб.
Промысловики неизбежность замены судов понимают, но возмущены подходом: почему задачи одной отрасли решаются хуком по другой? Доводы рыбаков и их предложения, впервые высказанные ещё шесть лет назад, словно растворились. А вот дорожную карту по замене судов уже почти утвердили.

Предложение радикально омолодить гражданское судоходство звучало давно, теперь же облеклось в цифры и сроки. Их определили 6 августа на совещании у первого заместителя Председателя Правительства России Мантурова. Вот основные пункты плана:
— до 15 сентября 2025 года разработать программу замещения ветхого флота на период до 2035 года (программа не представлена. — ForPost);
— до 30 декабря 2025 года разработать предложения по законодательному запрету эксплуатации указанных судов с 1 января 2030 года;
— до 30 сентября 2025 года представить предложения по льготному лизингу на период до 2035 года (предложения не представлены. — ForPost).
Оптимизм всероссийского масштаба
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников получила протокол этого совещания для ознакомления и направила его в том числе в Ассоциацию рыбопромышленников Севастополя и Крыма.
«Протокол подписали вице-премьер, два министра и шесть заместителей министров. То есть уровень высоченный, — говорит Валерий Сивочуб. — Все рыбодобывающие ассоциации подключились к анализу этого протокола и сошлись на том, что он странен и очень далёк от реалий. Этот план разорит отрасль, а судостроительная промышленность такой темп не потянет», — говорит Валерий Сивочуб.
Его выводы проверяются простой математикой.
В России сейчас более 500 возрастных промысловых судов от 30 метров и больше. По программе инвестиционных квот с 2017-го по 2025 год вместо 105 запланированных рыболовных судов было построено только 47. При этом большинство их были завершены с задержкой от 1 года до 2 лет, что практически удвоило стоимость.
«Подчеркну: за 8 лет было построено 47 судов, а сейчас за оставшиеся до 2030-го четыре года необходимо построить более 500», — не разделяет оптимизма Минпромторга отраслевик.
Отметим, что это только рыбацкая арифметика, а замене подлежит и пассажирский, и грузовой флот. По расчётам Минтранса — 1670 судов. И четыре года.
«Мы задаём вопрос Минпромторгу и Минтрансу: почему обсуждаются очевидно нереальные сроки? Ответа нет. При этом льготный лизинг обещают до 2035 года, а запретят работать с 2030-го», — отмечает Сивочуб.
Миллиарды на кильке?
Весь севастопольский и крымский флот — возрастной и попадает под указанный запрет.
«По Севастополю и Крыму — порядка 20 траулеров и сейнеров. Добывают они самую дешёвую рыбу — кильку, хамсу, ставриду. Почти все эти суда сегодня старше 40 лет, а к 2030-му — все будут старше», — говорит Валерий Сивочуб.
Есть ещё маломерный флот — это суда до 12–16 метров. Они неводами ловят ставриду, барабулю, луфаря, калкана. В Севастополе таких около 40, в Крыму — ещё 50. С ними ситуация немного проще, их обновление медленно, но уже идёт. По оценке специалиста, оно касается не менее 80% маломерного флота.

«Хамса» и «новый сейнер» — эти слова в одном предложении могут быть только через слово «невозможно».
«Цены на рыбопродукцию из нашего региона самые низкие в стране и не позволяют купить новые суда. А госпрограммы с инвестиционными квотами касаются только той рыбы, которой в Чёрном и Азовском морях нет. Аналогичная ситуация и у предприятий, работающих в Каспийском море», — говорит Валерий Сивочуб.
То, что это факты, а не попытка жалобами выбить лучшие условия, в 2019 году подтвердили расчёты аграрного комитета Госдумы. Перепроверить их рыбаки предложили Минпромторгу.
«Приехали бы и посчитали окупаемость судна в наших морях. Вдруг мы неправильно посчитали — пусть посмотрят и докажут, что счастья своего мы не видим, когда от новых судов отказываемся», — с горечью иронизирует промысловик.
Гарантии надёжности
Закономерный вопрос: а безопасны ли эти немолодые, построенные ещё при Советском Союзе суда? Почему предприятия так уверены, что их флот может работать дальше?
«Решение о соответствии судов требованиям безопасности принимают специализированные организации: Морской регистр судоходства и Российское классификационное общество.
Кроме того, каждое судно проходит ежегодные проверки, два раза в 5 лет — освидетельствование в доке. И ещё инспектор портнадзора каждый квартал проверяет судно на соответствие требованиям безопасности мореплавания», — рассказывает Валерий Сивочуб.
С заявленным в документах словом «ветхий» промысловики категорически не согласны. «Ветхий» — значит, пришедший в негодность, а это не про суда, которые проходят все описанные выше проверки.
«Надо поднять судостроение, это правильно. Но объявлять для этого весь флот ветхим и заставлять приобрести новый? Возможно, это нравится всем — кроме рыбаков. Для нас это катастрофа», — говорит глава ассоциации.

Два других пути
Однако килька дороже не станет, а обновлять флот рано или поздно всё равно придётся. Рыбодобытчики это прекрасно понимают и предлагают два пути: программу государственного лизинга для Азовского, Чёрного, Каспийского морей и покупку судов б/у, но помоложе.
Когда нет денег на новую машину, покупаем же мы подержанную, но лучше, чем была, с небольшим пробегом и в хорошем состоянии.
«40-летний средний траулер сейчас стоит примерно 80 миллионов рублей. Судно, которое нам предлагает сегодня ОСК, — минимум 2,5 миллиарда. Понятно, что об окупаемости речи вообще не идёт. Так почему бы нам, удовлетворяя требованиям Минтранса, не купить судно со стажем меньше 40 лет? Оно будет стоить в разы дешевле, чем то, что предлагает нам судостроитель. Да, это не даст корабелам такой толчок, но почему он должен быть за счёт нашей отрасли и за счёт потребителя?» — недоумевает Валерий Сивочуб.
Другой путь — программу государственного лизинга — Комитет Госдумы по аграрным вопросам предлагал ещё в 2019 году. В 2020-м Валерий Сивочуб озвучил эту инициативу на встрече с Владимиром Владимировичем Путиным.
Государственная компания построит флот для регионов, которые сами не могут справиться, и отдаст в льготный лизинг на длительный срок — это предложение сильно отличается от сегодняшнего, сводящегося, по сути, к аренде судов.
Сейчас судостроители ориентируются на возможности своих главных заказчиков — Минобороны и Газпрома. Рыбному промыслу, особенно тому, что на хамсе и кильке, с таким уровнем цен не справиться.
Понижает стоимость не только торг и обсуждение технических нюансов, но и, например, закладка серии судов. При 10 единицах каждое будет стоить на 20–30% меньше. Ещё один путь экономии — самостоятельная закупка оборудования, без накруток судостроителя, который в данном случае выступает лишь посредником.
«При обсуждении лизинга можно добиваться минимизации стоимости. Мы говорили ОСК — давайте идти навстречу. Мы рассматриваем проекты. Вы стараетесь выйти на реальные цены. Только так возможно», — считает Валерий Сивочуб.
Промысловики, которые пострадают от намеченной сегодня стратегии, обратились в Минпромторг, Минтранс, в Росрыболовство и Минсельхоз. В последних понимание есть — свои выкладки проблему подтвердили. Однако, по последней информации отраслевиков, к декабрю готовятся документы по реализации протокола.
«Я представить не могу, что протокол заседания реализуют в том виде, который нам предоставили», — говорит глава ассоциации.
Но никакого другого документа у него нет.
Светлана Косинова
Фото компании «Голд Фиш» предоставлено Валерием Сивочубом

Вот, ей Богу, начинаешь уже понимать смысл, вкладываемый в полушутливую фразу "прошлая высокоразвитая цивилизация".
30 лет растаскивается, нещадно эксплуатируется наследие Советского Союза. И ничего "родить" взамен не можем.
Вот это ресурс был у страны, вот это мощь!
Жаль, конечно, что советский народ решил ликвидировать СССР.
Почему советский народ? Так читаем:
Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик
(Принята на внеочередной седьмой сессии
Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.)
Глава 1.
Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.
Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Вот так народ и решил, вот так народ и осуществил власть....
Прибрежный лов рыбы сетями "сделал" своё дело. Рыбы то нет... В Атлантику уже не ходим.
Опасное предложение
Минпромторг предлагает и даже настаивает, что гражданские суда старше 40 лет (а таких в стране — большинство) после 2030 года не должны выходить в море. Это, конечно, подстегнёт российское судостроение, но жесточайше ударит по рыбному промыслу страны. А в Севастополе, Крыму, да и на всём Черноморском побережье — просто его угробит.
Шикарный подарок забугорным супостатам-конкурентам, точнее вероятному противнику, особенно на Дальнем Востоке...Покруче будет по вредоносности, чем все америкосовские санкции...
идет на иголки,
такой бы людям пенсионный возраст назначили.....
Что касается упомянутого человека ,главу МПТ, одна надежда, что как всегда порожняк прогонят, как с мусоросжиганием и сортировкой.
Рыбной промышленности нет, кластер это профанация.
d dd,
Упомянутый человек три года как повышен до первого вице-премьера, так что не надейтесь
echo,
т.е будут бла бла в жизнь воплощать?
Если нет рыбы, значит ,народ будет есть омаров , лангустов и крабов : Ксюша Собчак всех обеспечит...