1846

Во славу "Тюлькиного флота"

«Если завтра война», - в каком состоянии наш «тюлькин флот» на Черном море, сможет ли он снова поднять на свои плечи дело, подобное подвигам героев былых времен?
Во славу "Тюлькиного флота"

15-20 мая – дни трагической и героической памяти в истории Крыма.

Из года в год мы вспоминаем трагедию крымского фронта, одно из самых тяжелых и не имеющих оправданий поражений нашей армии в Великой Отечественной войне и последовавшую за столь удавшейся врагу «охотой на дроф» эвакуацию. 150 тысяч человек мы потеряли убитыми, пропавшими без вести и попавшими в плен, почти столько же удалось эвакуировать на другой берег Керченского пролива.



«В район Керчи с ближайших баз и портов собрали баржи, сейнеры, тральщики, боты, баркасы и буксиры, торпедные и сторожевые катера. Их иронически называли «тюлькин флот» - прочел я в «Истории Великой Отечественной войны» прекрасных современных историков Алексея Исаева и Артёма Драбкина.

И это слово «иронически» немного задело.



Почему, собственно говоря, «иронически»? Этот тюлькин флот ничем не отличался по своим габаритам и функциям от того малого флота, который великолепно справился с миссией спасения английских солдат и их союзников из Дюнкерка в мае 1940. Англичане не просто гордятся этим малым флотом. «Дюнкеркский дух» является одной из важных составляющих британского национального мифа. Суда, принимавшие участие в операции, имеют право на гордый «дюнкеркский флаг».

Их сохранилось, кстати, не так уж мало – более десятка сыграли сами себя в недавнем фильме Кристофера Нолана «Дюнкерк», одна из сюжетных линий которого – плавание маленькой яхты отца и сына к берегам Франции, где она становится настоящим ковчегом спасения.



Некоторые любят иронизировать над этой гордостью англичан – мол, в отсутствие настоящих военных подвигов гордятся удачным «драпом».

Некоторые еще и тиражируют высосанный из пальца миф о том, что Гитлер специально остановил свою армию и дал британцам эвакуироваться. Но гордиться действительно есть чем – более 300 тысяч спасенных жизней. Частные суда вывезли из этого числа не так уж и много – всего лишь 5 тысяч человек («всего лишь» – не хотите ли оказаться на том берегу в числе тех, кто не попал в эти 5 тысяч), более 100 тысяч перевезли английские эсминцы, но зато малые суда использовались для того, чтобы до этих эсминцев людей довезти.

Гордиться спасенными жизнями, успешным снижением страшной цены войны – это нормально.



И нет ничего хорошего во вбитой в нас иррациональной привычке гордиться потерянными, а не спасенными жизнями, мол, чем больше потеряли, тем подвиг величавей. Именно эта дурная привычка и привела к тому, что керченская спасательная операция, наш «Дюнкерк», практически не известна ни школьникам, ни взрослым.

А это был славный подвиг – благодаря героизму и самопожертвованию того самого «тюлькина флота» страшный счет смерти был уполовинен, спасся каждый второй из воинов разгромленного Крымского фронта.

Причем значительную часть перевезли через пролив именно собранные в спешном порядке 158 рыболовных и транспортных судов.



Работал «тюлькин флот» в нечеловеческих условиях – непрерывные артобстерлы, постоянно висязщие в воздухе немецкие бомбардировщики, обрушение причалов, паника и драки среди желающих взойти на борт… И всё-таки шхуны и сейнеры раз за разом возвращались, даря надежду уже отчаявшимся.

«Весь берег представлял из себя сплошные завалы из разбитой техники и трупов красноармейцев... Только на третью ночь, во время бомбежки, мне удалось сесть на какой-то небольшой сейнер, который от перегруза осел в воду почти по борт, но каждый, кто смог попасть на палубу, помогал другим товарищам подняться из воды на суденышко...» – цитируют Исаев и Драбкин воспоминания М.Я. Бердачева.

Понятно, что есть много объективных и субъективных причин, почему тот эвакуационный подвиг «тюлькина флота» оказался почти забыт – вскоре на Азовское и Черноморское побережье Кавказа пришла война – многие суденышки и их экипажи погибли или были захвачены немцами.

«Тюлькин флот» тяжело и с потерями воевал еще два года и много раз передислоцировался. Если английские яхты, спасавшие Дюнкерк, были частными, а значит, их владельцы сохраняли их и помнили историю, то при социалистической коллективизации всего и вся связи моряков рыболовного флота и их кораблей зачастую быстро рвались. Да и маленький подвиг маленьких корабликов в эпоху «великих строек» казался ничтожным, как и человеческая жизнь. Слишком часто оказывается, что вместе с собственностью у человека отнимается и его чувство гордости и достоинства.



Но всё-таки нельзя сказать, что подвигу малого флота вообще не уделялось внимания.

Если про саму керченскую эвакуацию быстро забыли, то в повествованиях о новороссийской десантной операции, борьбе за «Малую землю», о крымских десантах 1943-44 года «тюлькин флот» упоминается не раз. Можно вспомнить, к примеру, очерк погибшего в боях за Новороссийск А.А. Луначарского (сына советского наркома) «На катерах-охотниках», или повесть современного автора Вилиора Левковича «Тюлькин флот».

«Медленно, чихая и чадя, выходил на морской простор «тюлькин флот».

- Героические люди! — сказал мне Русанов, следя в бинокль за неспешными маневрами маленьких неуклюжих кораблей. — На них полдела держится, а ведь скорлупки!..

Сейнеры, одни с мачтами, другие без мачт, одни пузатые и высокие, другие низенькие и какие–то угловатые, шли по сверкающему, как сталь, вечернему морю, волоча за собой мотоботы, груженные автомашинами, пушками и бойцами.

Идут маленькие неуклюжие кораблики, рискуя каждую секунду с грохотом, в дыме и огне взлететь в воздух, идут, чтобы доставить солдатам хлеб и снаряды. А наш катер охраняет их, готовый погибнуть, но не позволить врагу приблизиться к этим драгоценным для нас суденышкам» – так описывал военно-транспортную работу малых кораблей  Луначарский.

Было большой удачей, что на Чёрном море наряду с Черноморским флотом и Азовской флотилией был достаточно многочисленный рыболовецкий и транспортный флот – не будь его, наш приморский маневр был бы сильно скован. Не было бы ни спасения из Керчи, ни героических десантов, война шла бы здесь ещё дольше и тяжелее, особенно с учетом сталинского приказа не рисковать боевыми кораблями.



Никогда нельзя забывать, что именно гражданский частный флот – флот рыбаков, транспортников, прогулочных судов – это подлинный фундамент морской мощи любого государства. Военный флот питается человеческими и корабельными ресурсами этого малого флота как большой кит планктоном. Именно отсюда, из мира тружеников моря, берутся мальчишки, которые с детства не тонут ни в какой шторм, научились вязать морской узел раньше, чем говорить и которых не нужно учить морскому делу с нуля.



Теоретик морской мощи американский адмирал Альфред Тайер Мэхен называл это резервной морской мощью.

«Рассматривая влияние населения, следует принимать в расчет, - писал он, - не только полную численность его, но и то, какая часть его знакома с морем или, по крайней мере, с успехом может быть эксплуатируема для службы на судах и для работ по организации материальной части флота… В стране с широким развитием национального судоходства значительная часть населения занята не только службой на судах, но и теми промыслами и ремеслами, которые облегчают организацию и содержание в исправности материальной части флота или вообще более или менее связаны с требованиями морского дела. Такие родственные последнему ремесла и промыслы несомненно развивают в населении способность осваиваться со службой на море с первых же шагов в ней».



О том же писал и наш теоретик морской мощи С.Г. Горшков, многолетний руководитель советского военного флота – его служба в годы войны как командующего Азовской флотилией познакомила его с «тюлькиным флотом» не понаслышке.

«Опыт двух мировых войн показал, что промысловые суда широко использовались в составе военного флота для решения вспомогательных и боевых задач, преимущественно в сфере обороны и защиты портов и районов базирования военного флота… Тысячи моряков транспортного и промыслового флотов своими многомесячными плаваниями демонстрируют всему миру приверженность нашего народа к мореплаванию, любовь к этой трудной, но славной профессии, которой наши предки занимались еще много веков назад, и развенчивают миф о «сухопутной» особенности русской нации» – писал адмирал в своём труде «Морская мощь государства».

И вот вопрос – «если завтра война» (а она, строго говоря, началась уже вчера), - в каком состоянии наш «тюлькин флот» на Черном море, сможет ли он снова поднять на свои плечи дело, подобное подвигам героев былых времен?



И тут всё оказывается очень грустно.

Наше промысловое рыболовство, вообще частное и корпоративное судоходство на Чёрном море и, в частности, в Крыму, находятся в глубоком упадке. Некоторый подъем переживают разве что игрушки богатых, яхты (но большая часть яхтовладельцев не живет у моря постоянно, появляясь лишь на короткий сезон), да еще небольшие прогулочные катерки, которые живут от одного туристического сезона до другого. Но большинство этих корабликов – крохотные и мореходные качества их слабые.

Основу малых флотилий прибрежных районов составляют всё-таки рыбопромысловые суда. Не случайно ведь и флот – «тюлькин». И здесь всё обстоит очень печально.

Крымское рыболовство переживает полосу длительного постсоветского упадка. Социалистический централизованный флот практически умер, а частное рыболовство всерьез не перезапустилось, хотя спрос в новом, «нашем» Крыму на рыбу несомненно есть.



В прошлом году мне даже попадалась новость, что «в Севастополе хотят возродить тюлькин флот и рыбные рынки» и власти даже сообщали, что на развитие рыбохозяйства в акватории Черного моря планируется потратить 2 миллиарда рублей. Но сдвинулось ли дело с мёртвой точки и сделано ли хоть что-нибудь – неизвестно.

Пока что в городе русских моряков с плодами земными дело обстоит несоизмеримо лучше, чем с «дарами Нептуна».



А тут еще и суетится Украина. Пиратский захват «Норда» как бы намекает, что в условиях наличия под боком «северного Сомали» заниматься рыболовством в крымской акватории  - не лучший выбор.

Поэтому если украинское пиратство не будет пресечено раз и навсегда, то о возрождении крымского рыболовства можно и не мечтать. И этот же случай, с издевательством над русскими моряками, посмевшими не отречься от гражданства своей страны, показывает и ещё одно – «тюлькин флот» и сегодня в бою, на самом острие опасности.

Егор Холмогоров

 

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user Bravic
17

В прошлом году мне даже попадалась новость, что «в Севастополе хотят возродить тюлькин флот и рыбные рынки» и власти даже сообщали, что на развитие рыбохозяйства в акватории Черного моря планируется потратить 2 миллиарда рублей. Но сдвинулось ли дело с мёртвой точки и сделано ли хоть что-нибудь – неизвестно.

 В России законодательство и чиновники не любят малый бизнес - в том числе и рыболовный.   Выйти на ялике и наловить сетями рыбы в России нельзя ( а при украине можно было)   задушили весь рыбацкий малый бизнес и рыбы не стало на рынках.   Я покупал в рыбном магазине по пол доллара за киллограм жывых ершей на уху.  Их ловили с яликов сетями- сейчас их нет.

Profile picture for user nemoronin
2796

Что хотел сказать Егор Холмогоров ? Что он, позиционирующий себя "русским националистом", "историком"  и  "борцом с либералами" поет с этими либералами в унисон и борясь с "мифами", сам их плодит? Это по поводу Дюнкерка который он не понятно к чему вспомнил для сравнения с военной историей нашего тюлькиного флота, где условия действий англичан в 1940-м, ну никак не сравнить с Керчью в 1942. Хотя бы потому, что у англичан был этот самый трехсуточный таймаут, который Холмогоров считает "мифом", а у наших его не было. У англичан были те самые эсминцы для эвакуации на которые их "тюльки" (собранные со всего побережья южной Англии, что на порядок больше, чем у нас на всем Черном море) и возили с берега эвакуируемых, а у нас нет, а еще был практический паритет с немцами в воздухе, чего не было у нас. Ну и странное совпадение: 10 мая 1940 года Гесс приземляется в Англии, 24 мая Рундштед, под нажимом Гитлера, отдает приказ о приостановке успешнейшего наступления на скопище отступивших, разгромленных англичан на абсолютно не оборудованном берегу. Гейнц Гудериан в воспоминаниях пишет, что "остолбенел - зачем?", осталось 25 км и за полдня их всех можно закатать в песок! Лиддел-Гарт, да что там он - Черчилль (!) - признает, что это была попытка Гитлера на выгодное ему заключение мира, а Холмогоров - "миф"!crazy  Ну а уж если его заботит судьба этого флота, то что мешает ему понять, что возрождение того самого флота возможно только если те самые "миллиарды" начать тратить на его строительство, тем самым комплексно развивая промышленность территории (есть заработок у корабелов и есть современные суда у рыбаков, значит есть рыба и за что ее покупать), а все что касается процветания его коммерческой деятельности, сводится к одному - НЕ МЕШАТЬ! На кого работает Холмогоров, что так навязчиво уводит  читателя, как от реальной истории, так и от реальных проблем? 

Profile picture for user VicMich
2896

Совершенно непонятно, о чем и зачем написано...

Profile picture for user Аэлита
4243

Почему рыбаки - дважды моряки? Вот ответ:

 

Profile picture for user Аэлита
4243

Я всегда говорила, что в Севастополе надо восстанавливать, в первую очередь, флота - ЧФ, транспортный и промысловый. Специалистов  еще с советских времен в Севастополе бульше всего. 

Profile picture for user ulogin_mailru_6872155919675846363
1

ПРЕКРАСНАЯ СТАТЬЯ.

ОБИДНЫЕ ИЛИ НЕСОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ.

ЛИШЬ КОНКРЕТНО ПРО ДЮНКЕРК СОДЕРЖАТЕЛЬНО. 

И АЭЛИТА УМНИЦА И МОРЯЧКА - ЛИХО МН.Ч. ОБРАЗОВАЛА.