Лента новостей

20 ноября 2007 - 15:10
2869
1

Куницын Сергей. Севастополь: осознание новой миссии

ForPost Мнения: Куницын Сергей. Севастополь: осознание новой миссии

Летом исполнился год с того времени, как меня назначили на должность председателя Севастопольской городской государственной администрации. Вспоминаю, как на первых порах журналисты все допытывались: «Назначение в Севастополь для вас понижение в должности?». Отвечал кратко: «Нет!». Хотя каждый раз хотелось сказать: «Для счастливой и полноценной жизни у мужчины должно быть три непременных условия: крепкая семья, верные друзья и любимая работа.

 

 Первые два меня, слава Богу, сопровождали всю жизнь. То, чем я занимаюсь в Севастополе, мне хорошо знакомо — в Северном Крыму мы с единомышленниками в середине 90-х создавали первую в Украине специальную экономическую зону «Сиваш», позже сразу в девяти городах и районах автономии организовывали территории приоритетного развития. Мне нравится решать задачи повышенной сложности. Разве может быть любимая работа понижением или наказанием?!».

 

Морская столица

 

Севастополь, благодаря стечению многих обстоятельств (история, географическое положение, климат, концентрация на небольшой территории интеллектуального, промышленного, транспортного ресурсов и т. д.) имеет выгодные предпосылки для стремительного экономического развития. Тем не менее, несмотря на неоднократные попытки осуществить прорыв, «морская столица Украины» не стала «Черноморским Сингапуром». Уверен, пока не стала...

 

Начиная с 1992 года севастопольские ученые и экономисты, бизнесмены и чиновники, городские депутаты предпринимали попытки ускорить развитие приморского города: первыми в Украине проектировали СЭЗ и технопарки, вырабатывая инновационные модели управления территорией, предлагая пути законодательного урегулирования статуса Севастополя и т. д.

 

 С тех пор работа практически не прекращалась. И теперь имеем высокий уровень так называемой научной и проектной освоенности территории города. Практически все социально-экономические проблемы Севастополя — водо-, газо-, тепло- и электроснабжение, канализирование, противооползневая защита, утилизация и переработка бытовых отходов, сохранность и использование в туристических целях памятников истории, транспортное обеспечение жителей и гостей — досконально и скрупулезно изучены, проанализированы, просчитаны варианты и стоимость их решения.

 

 

Следовательно, то, что называют «интеллектуальным потенциалом территории», у нас имеется в наличии и, не сомневайтесь, в скором времени будет востребовано многократно. Фактически это уже случилось: «Генеральный план развития Севастополя до 2025 года» и «Программа устойчивого социально-экономического, экологического и культурного развития Севастополя до 2015 года» — эти два основополагающих документа, разработанные в городской администрации и принятые городскими депутатами, достаточно полно аккумулировали в себе упомянутые выше наработки. Что касается «Программы...», утвержденной Кабмином в июле 2006-го, то особо подчеркну: не многие украинские города имеют столь подробный государственный (!) план всеохватывающей реконструкции. И я весьма рад тому обстоятельству, что к принятию этого документа имел самое непосредственное отношение.

 

Посоветуемся с Эйнштейном

 

Предыдущий опыт управленца дает мне право на осторожный скептицизм. Упомянутые выше, несомненно, нужные документы я рассматриваю как условия «необходимые, но недостаточные». Почему? Ответ на этот вопрос дал в свое время ученый Эйнштейн: «Проблемы, существующие сегодня, не могут быть разрешены на том уровне мышления, на котором они возникли». Исходя из этого, нам необходимо на проблемы, мешающие развитию Севастополя, взглянуть из будущего.

 

Более двух веков Севастополь «стоял» на «трех китах»: военно-морская служба, судоремонт и океаническое рыболовство. «Умирание» старых военных и промышленных видов деятельности заставило севастопольцев идти в предпринимательство, малый бизнес, бурно развивать сферу услуг, туристическую отрасль (согласно проведенным исследованиям, более 40 процентов горожан связывают развитие Севастополя с туризмом)... В итоге: в последние годы город переживает бум строительства жилья и объектов торгового и офисного назначения.

 

Тем не менее должен заметить, что ставка на «перепродавательный» бизнес вряд ли себя оправдала. Севастопольский вещевой рынок на пятом километре Балаклавского шоссе не смог стать ни одесским «7-м километром», ни харьковской «Барабашовкой» — весь товар к нам везут именно из этих двух «источников», которые в свою очередь «питаются» из Турции и Польши. Наш город из предлагаемого там (а потом и в Севастополе, но уже с «накруткой») ассортимента ничего производить не в состоянии. Открытие магазина швейной фабрики имени Н. Ониловой погоды на рынке не делает и является, скорее, тем самым исключением, которое подтверждает правило. Отсюда вывод: искать путь экономического и социального прорыва Севастополь должен не на перепродаже где-то и кем-то чего-то произведенного. Не стоит ли обратить внимание на мнение упомянутых 40 процентов севастопольцев?

 

Дававшее работу и весьма приличную зарплату тысячам севастопольцев приборостроение с развалом СССР перестало быть востребованным — оборонные заказы исчезли. И специалисты в этой отрасли знают: Россия частично потребности своей обороны удовлетворяет своими силами, частично — путем закупок приборов в дальнем зарубежье. Украине объемы производства оборонной электроники предыдущих лет не понадобятся. Никто из серьезных специалистов в ближайшем будущем не прогнозирует возрождения хотя бы на уровне 70—80 годов прошлого века нашей рыбодобывающей и рыбообрабатывающей промышленности. Утрата большей части тоннажа рыболовецкого флота в масштабах Украины исключила нашу страну из числа серьезных игроков на этом сегменте мирового рынка. Строить новый флот целесообразно только с перспективой возможности получения значительных квот на добычу морепродуктов в различных районах Мирового океана. Что в условиях жесточайшей конкуренции и ужесточающихся требований представляется весьма и весьма проблематичным. Следовательно, для судостроительной и судоремонтной отраслей Севастополя ближне- и среднесрочная перспектива тоже малооптимистична.

 

Некоторый оптимизм добавляет наша винодельческая отрасль, которая, ко всеобщему удивлению, справившись с вызовами нового времени, не только выжила, но и окрепла в последние годы. Да, в статистических показателях эта отрасль в городском хозяйстве не играет заглавной роли. Но РЕАЛЬНАЯ стоимость агрофирмы «Золотая Балка» или марочных вин Инкерманского завода измеряется не тоннами произведенного винограда или тысячами бутылок реализованного вина. Она в другом — в составляющей общего нового бренда Севастополя. Который, к слову, еще предстоит сделать цельным, полным и завершенным.

 

Понимаю ностальгию некоторых севастопольцев по прошлым временам, когда у города был особый статус закрытой военно-морской базы. И их желание вернуть все на круги своя. Недавно в городской газете старожил Севастополя предложил закрыть на летний сезон въезд всему иногороднему автотранспорту. Этот путь настолько же малореален, насколько и малопродуктивен: запрещающие знаки будут останавливать не столько автомобили, сколько поток туристов.

 

 Выход в другом. В создании современных условий для посещающих наш город гостей, в том числе и в строительстве новых транспортных коммуникаций и реконструкции уже имеющихся. Мы сдали в эксплуатацию развязку на десятом километре Балаклавского шоссе. На очереди — строительство тоннеля, который свяжет центр города с одним из «спальных» районов и тем самым разгрузит от автотранспорта наиболее оживленные магистрали.

 

В стадии проектирования — возведение моста через Севастопольскую бухту. В государственном бюджете Украины на 2008 год запланировано выделить нашему городу свыше 16 миллионов гривен на перестройку транспортной сети. Правда, на обустройство развязки на десятом километре Балаклавского шоссе ушло более полусотни миллионов...

 

Что день грядущий нам готовит?

 

Говорят, только пчелы строят свои соты, не имея перед собой плана, — помогает инстинкт. Человек должен продумать путь решения даже самой простой задачи. Сложной — тем более. Десять предстоящих лет Севастополь будет жить с повседневным присутствием в умах и делах «Вопроса-2017». Мы должны понимать, что связанные с выводом (или продлением сроков пребывания) Черноморского флота Российской Федерации в Севастополе политические и экономические процессы — при любом из возможных вариантов развития — будут иметь последствия для экономики и населения города.

 

Опять же при каждом из этих вариантов роль военно-морской базы в жизнедеятельности города будет сокращаться с каждым годом все больше и больше.

Вступление соседних нам Румынии и Болгарии в Евросоюз повышает роль их портов в обслуживании транзитных грузопотоков в бассейне Черного моря. Если не предпринимать соответствующих усилий «уже вчера», то крымские порты, в том числе Севастополь, могут оказаться на периферии процессов. С другой стороны, Севастополь может видеть свою перспективу, исходя из интенсификации в ближайшие годы работ по разведке и разработке на шельфе Черного моря запасов природного газа и нефти.

 

 Этот многомиллиардный проект открывает определенные перспективы перед севастопольскими наукой, промышленностью и морским транспортом. Расширение масштабов добычи газа и нефти неизбежно привлечет внимание общественности стран Причерноморья к проблемам экологической безопасности. И здесь наработки севастопольских ученых — экологов, океанологов и других специалистов — должны быть востребованы. Удачное географическое местоположение Севастополя — практически в центре Черного моря — и материально-техническая база учебных заведений позволяют ему в будущем стать центром базирования и подготовки кадров для обеспечения экологической, технологической и физической (антитеррористической) безопасности как объектов газо- и нефтедобычи, так и трубопроводов, проходящих по морскому дну, эксплуатируемых сегодня и запланированных к строительству в ближайшем будущем.

 

 

Мировой опыт подсказывает, что из тех регионов, которые не заботятся о создании у себя конкурентоспособных бизнес-цепочек, включенных в глобальные экономические процессы, постепенно уходят серьезный бизнес, инвестиции, кадры, там уменьшается количество населения, уезжает молодежь. «Рыба ищет, где глубже...»

 

Так что же делать?

 

Начинать надо с простого: с осознания места и, я бы сказал, миссии Севастополя в новых реалиях жизни. В первую очередь нужно установить для себя несколько аксиом, которыми руководствоваться в своей деятельности.

Первая: нам не надо никого догонять. Невозможно догнать постиндустриальный мир на пути индустриального развития. Тем более что попытки «догнать и перегнать» ведут к потере времени и консервации отставания. Вспомните, чем закончилось хрущевское требование: «Догнать и перегнать Америку!».

 

Аксиома вторая: перестать указывать бизнесу. И исполнительной, и представительной ветвям городской власти необходимо раз и навсегда отказаться от желания диктовать предпринимателям, какие конкретно локальные проекты они должны реализовать в Севастополе. Если мы обеспечим чистоту на городских улицах, парки и скверы вокруг памятников будут ухоженными, добьемся круглосуточного холодного и горячего водоснабжения, сделаем удобными вокзалы и транспортное обеспечение, на улицах и площадях установим указатели на нескольких языках — турист к нам поедет.

 

 А бизнес на рост потока гостей города отреагирует автоматически. Освободившееся от «раздачи ценных указаний» время местной власти разумно будет употребить на создание так называемых «площадок для диалога» между населением, местными предпринимателями и инвесторами, на организацию условий для работы «фабрик мысли», то есть на создание творческой атмосферы постоянного поиска новых идей в развитии города.

 

Уверен, что стратегия перспективного развития нашего города — это не толстая папка с цифрами, расчетами, таблицами. Это четкое осознание всеми нового смысла существования и новой исторической роли Севастополя. В стране, в Черноморском регионе и, в целом, в быстроменяющемся мире. Миссия для города — то же, что национальная идея для страны. Мне представляется весьма символичным тот факт, что Севастополь, развиваясь и расширяя свою территорию, совсем недавно — уже в послевоенное время — «вобрал» в себя Херсонес.

 

 Тот самый, который древние греки основали более двух с половиной тысяч лет назад и который более десяти веков нес античную цивилизацию, культуру, науку, мировоззрение множеству племен и народов, населявших Крым и прилегающие территории. Тот самый Херсонес, который под именем Корсуня стал местом крещения князя Владимира и колыбелью православной веры наших предков.

 

 Более двух веков Севастополь вносил свою лепту в мировую историю как арена военно-политических событий. Херсонес—Корсунь—Севастополь всю свою историю играл особую, отведенную ему роль. Надо отдать должное тем, кто жил на территории нынешнего Севастополя задолго до нас: миссию своей «малой родины» они осознавали сполна. И соответствовали ей.

 

Сергей КУНИЦЫН,председатель Севастопольской городской государственной администрации.

 

«Голос Украины»

Поделитесь этой новостью с друзьями:

1
Средняя оценка: 1 (3 голосов)

Обсуждение (1)

Аватар пользователя admin
постов:
62379
петр (Севастополь)
- 20/11/2007 в 18:30

Хорошо написано, убедительно. Но что-то все равно настораживает...

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Главное за день

Военкор Пегов: Севастополь стал для меня родным городом не здесь, а под Мариуполем

Лицемерие стало главным западным трендом. Сейчас это главный наш враг.
11:01
229
0

В Севастополе инфляция бьет рекорды ЮФО и в целом России

С начала года в городе-герое подорожало фактически всё.
10:02
947
9

В Севастополе обвалился спрос на новостройки

Есть мнение, что настало время пересмотреть аппетиты и подходы.
20:04
4874
26

ТОП 5