Масштабная комплексная экспедиция крымских учёных уже несколько месяцев изучает русло реки Салгир. Промежуточными, но уже неутешительными результатами с ForPost поделились участники исследования.
Работы начались в конце мая и проходят по всему течению и притокам самой длинной реки Крыма, охватывая Симферопольский, Нижнегорский, Красногвардейский и Белогорский районы республики. В исследованиях участвуют радиобиологи, гидробиологи, ихтиологии и химики не только из Института биологии южных морей имени А.О.Ковалевского РАН, но впервые привлечены сотрудники Научно-исследовательского центра пресноводной и солоноватоводной гидробиологии из города Херсона.
Исследования этого года продолжают многолетние наблюдения за экосистемами внутренних водоёмов Крыма. Сейчас такой мониторинг стал особенно важным из-за того, что влияние человека на реки полуострова увеличивается, рассказала старший научный сотрудник отдела ихтиологии ФИЦ ИнБЮМ, кандидат биологических наук Евгения Карпова.
«Реки Крыма сейчас испытывают огромное антропогенное воздействие. Это связано с интенсивным водозабором после того, как прекратилась подача воды в Северо-Крымский канал, а также происходит так называемая расчистка русла: удаляется прибрежная растительность, снимается часть ложа реки бульдозерами или экскаваторами», — объяснила собеседница ForPost.
Работы по берегам и в русле рек с помощью тяжёлой техники особенно активизировались в последние годы и вызывают большие опасения. Ведь пока рабочие и профильные чиновники рапортуют о выполненных планах по профилактике подтоплений жилых домов и накопленных таким образом запасах водохранилищ, учёные наблюдают ситуацию в комплексе.
«На самом деле, такой подход для этих рек абсолютно неверный. Он скопирован с равнинных рек, которые имеют совершенно другие свойства, и получается обратный эффект: вода уходит в море, не накапливаясь в водоносных горизонтах, из-за чего пересыхают все близлежащие источники или снижается их водность», — уточнила учёный.
Этим негативные последствия, увы, не ограничиваются. Как добавила Карпова, бульдозеры и экскаваторы «варварски уничтожают» живые организмы, обитающие в реке,— растения и животных. К примеру, в свисающих над водой корнях, в донных камнях и речных заводях всегда находили укрытие рыбы многих видов, здесь же они, как правило, откладывали икру.
Читайте по теме: Расчистка русла горной реки привела в ужас крымчан
В итоге негативные последствия превышают положительные результаты этих работ, отметила собеседница. Подобная ситуация уже заметна на примере Салгира: в Добровской долине недавно была проведена расчистка русла, и структура речного сообщества оказалась нарушена.
«Самый устойчивый вид рыб нормально себя чувствует, а редкий вид, к примеру, крымский усач, сократился, — поделилась наблюдением ихтиолог. — Страдает вся экосистема реки в целом, не только водная, но и прибрежная её часть. Здесь можно встретить много эндемичных животных, в частности насекомых. Некоторые из них имеют очень узкий ареал обитания, с уничтожением которого мы можем их потерять».
Ихтиолог исследует состояние рыб в реке.
Во время работ в целом уничтожается симбиоз речной флоры и фауны, добавил научный сотрудник НИЦ пресноводной и солоноватоводной гидробиологии Григорий Прокопов.
«Биоразнообразие любого места, в том числе реки, зависит от наличия соответствующих мест обитания — биотопов. Если биотопы уничтожаются, то, естественно, все виды, которые там находятся, тоже страдают, — описал происходящее собеседник ForPost. — Со временем это восстанавливается, но сейчас рабочие ведут расчистку и сравнивают ямы, вытаскивают валуны, где могут, выкапывают до коренной породы — выгребают из русел грунт вместе со всеми обитателями, не обращая внимания, краснокнижные они или нет. Они стараются реку превратить в канал».
На состояние жизни в реки влияют также растущие по берегам деревья и кустарники. К примеру, в районе сёл Доброе и Дружное Симферопольского района рабочие полностью оголили русло Салгира, лишив его тени.
В итоге на солнце вода прогревается, что приводит к сокращению кислорода, продолжил Прокопов.
«Тёплая вода плюс органика — это развитие на камнях водорослей. В самом худшем варианте образуется плёнка из цианобактерий. Это приведёт к коллапсу экосистемы», — пояснил опасность такого подхода учёный.
Читайте по теме: Краснокнижные крабы выжили после варварской расчистки горных рек Крыма
Что же делать, если от паводков, вызванных заторами на реках Крыма, страдают и даже гибнут люди? Выход есть, считает Евгения Карпова.
«Убирать заносы и мусор в русле нужно, но работы должны быть точечными и бережными. Их надо проводить вручную без тяжёлой техники», — уверена собеседница ForPost.
Читайте по теме: В Крыму неизвестные лесорубы перепутали расчистку реки с вырубкой
Между тем полевая экспедиция ИнБЮМ и их херсонских коллег продолжится до конца года. ForPost будет следить за результатами исследования.
Пелагея Попова
Фото: пресс-служба ФИЦ ИнБЮМ
Обсуждение (1)
Все как обычно: разумные решения не воспринимаются, все бездумно делается. Дегенераты у власти.