В мире

Яркие ценники расскажут потребителям об опасности пищевых добавок

Общественная палата (ОП) РФ предлагает отмечать наличие опасных для здоровья пищевых добавок в продуктах, окрасив ценники в яркие цвета. Об этом рассказал «Известиям» первый заместитель секретаря ОП РФ Владислав Гриб. С такой инициативой ОП РФ обращается в Минздрав России (копия письма есть в распоряжении «Известий»).

Маркировать предлагается продукты двух категорий — содержащих вещества, вредные для ежедневного употребления человеком, и те, что противопоказаны определенным категориям граждан (детям, беременным, людям с различными патологиями). В список не рекомендованных для постоянного потребления веществ могут попасть красители (E102, E122, Е126, Е142, E155), консервант — E226 , антиокислитель — E311, а также распространенный повсеместно усилитель вкуса — глютамат натрия (E621). Инициатива направлена на стимуляцию производства безопасной для здоровья человека продукции.

Отметим, что глютамат натрия используется при изготовлении консервов, газированных напитков, сосисок, сырокопченых колбас, приправ, соусов для мяса и пасты, фастфуда и полуфабрикатов. Красители могут входить в состав марципановых изделий, желе, консервированных фруктов и рыбы.

По словам Владислава Гриба, некоторые пищевые добавки, запрещенные за рубежом, попадают под российские стандарты.

— Нужно пересматривать ГОСТ с учетом актуальных исследований. В Советском Союзе были куда более жесткие стандарты качества — сегодня пищевые добавки прочно вошли в жизнь россиян, однако всему нужно знать меру. Вредные вещества вряд ли повлияют на здоровье, если продукты, их содержащие, употреблять несколько раз в месяц, но ежедневный прием такой пищи может отразиться на здоровье человека, — говорит Гриб. — Мы предлагаем маркировать именно ценники, так как на них покупатели обращают внимание в первую очередь.

Он уверен, что нужно опираться не только на отечественные испытания, но и на зарубежную практику.

— Недавние исследования британского университета Саутгемптона, проводившиеся по заказу государственного агентства по пищевым стандартам, показали, что употребление продуктов, содержащих ряд синтетических красителей, приводит к повышению гиперактивности и снижению концентрации у детей. В результате исследований в Великобритании было запрещено использование шести красителей, в том числе — Е102, E124, Е122, — сообщает Гриб. — В некоторых странах E122 относят к группе канцерогенов — веществ, повышающих риск возникновения ракообразующих опухолей. Однако этот краситель разрешен в России, Белоруссии, Украине и в некоторых странах Евросоюза. Консервант E226, о котором мы также сказали, может вызывать расстройства желудочно-кишечного тракта.

Член ОП РФ пояснил, что уведомлять об условных обозначениях на ценниках должны уголки потребителя в торговых сетях.

— На ценниках должны присутствовать цветовые условные обозначения, о которых покупателям обязаны рассказывать магазины. Это может быть информация в уголках потребителя (которые есть у каждого торгового предприятия), также консультанты магазинов должны быть готовыми пояснить, что значит ценник с красной, желтой или оранжевой маркировкой, — предполагает Гриб. — К проекту необходимо подключить и социальную рекламу, которая рассказала бы о рекомендациях по пищевым добавкам.

В пресс-службе Министерства здравоохранения сообщили, что обращение ОП РФ будет рассмотрено.

В настоящее время Минздравом запрещено использование в пищевой промышленности пяти добавок — это Е121, Е123, E216, E217 и Е240. Ввоз продукции, содержащей данные вещества, на территорию России приостановлен. Существует также список добавок, пока не прошедших тестирование и также неразрешенных для реализации в РФ, — таковых около 200.

Однако заведующий лабораторией ФГБНУ (федерального государственного бюджетного научного учреждения) НИИ питания Владимир Бессонов заявил, что все разрешенные в России пищевые добавки абсолютно безопасны для человека.

— Перечень допустимых в пищевой продукции добавок утверждается на основе Кодекса Алиментариуса (свода пищевых стандартов, принятых Международной комиссией Всемирной организации здравоохранения и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН), основывающегося на актуальных исследованиях мировых ученых. Однако у списка разрешенных добавок могут быть варианты в зависимости от традиций питания в отдельных государствах, — говорит Бессонов. — При анализе влияния веществ на организм учитывается возможность постоянного употребления человеком продукции с конкретными добавками на протяжении всей жизни. Принятие пищи, содержащей разрешенные консерванты или красители, ежедневно не принесет никакого вреда, если их концентрация в продукте не превышает норм.

Он отметил, что пищевые добавки использовались на протяжении всей истории человечества.

— Глютамат натрия добавлялся при изготовлении соусов, которыми заправляли еду для римских легионеров, та же лимонная кислота является традиционной добавкой в пище. Сода и уксус, куркума, концентрат виноградного сока, аскорбиновая кислота, карамель — всё это пищевые добавки, — сказал Бессонов. — Споры об их полезности начались после введения индекса E, созданного для того, чтобы кратко рассказать о составе продукта на этикетке.

Начальник управления по связям с общественностью Х5 Retail Group (компания управляет магазинами экономкласса «Пятерочка», супермаркетами «Перекресток», гипермаркетами «Карусель») Владимир Русанов считает, что информация о составе продукта должна традиционно остаться на упаковке.

— На ценниках должна быть стоимость товара, а не данные о его составе: маркировка может отвлечь покупателей от самого продукта, его производителя, цены. Продажи на определенные товары могут упасть, а реальных причин для этого не будет, — отмечает Русанов. — Если содержание пищевых добавок не превышает норм, то о каком вреде может идти речь? Никто не будет закупать опасную для здоровья покупателей продукцию.

В свою очередь, руководитель по внешним корпоративным связям торговой компании «Ашан» в России Мария Курносова подчеркнула, что информацию о составе продукта некоторые производители печатают мелко, вводя покупателей в заблуждение.

— Наша торговая сеть выступает за открытость информации, поэтому мы не видим ничего плохого в маркировании ценников. Клиент должен знать, что он употребляет, каков состав продукта, где он был изготовлен и для какой категории людей рекомендован, — заявила Курносова. — Цвета на ценниках будут понятны покупателям.

Генеральный директор Фонда защиты потребителей Александр Калинин уверен, что дополнительная маркировка ценников не нужна.

— Существует ГОСТ, где четко прописано, как должны выглядеть этикетки, оформлена продукция: это строгие правила, признанные не только в нашей стране, но и за рубежом, — говорит Калинин. — Маркирование ценников требует внесения изменений в закон о торговле, но в них нет смысла, так как ГОСТ гарантирует безопасность предлагаемой потребителям продукции.

Заведующая консультативно-терапевтическим отделением ЗАО «ЛЦ» Алина Лановая уверена, что покупатели должны знать о рисках, связанных с употреблением глютамата натрия.

— Глютаминовая кислота необходима человеку, но в соединении с натрием она может вызывать привыкание и таким образом влиять на клетки головного мозга. Сейчас проводятся многочисленные исследования усилителя вкуса, и речь идет о рисках развития болезни Альцгеймера в связи с ежедневным употреблением глютамата натрия, — поясняет Лановая. — Одно из завершенных исследований показало, что усилитель вкуса может привести к возникновению сахарного диабета второго типа.

1836
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (4)

Profile picture for user Виринея
272
Виринея

Маркирование ценников требует внесения изменений в закон о торговле, но в них нет смысла, так как ГОСТ гарантирует безопасность предлагаемой потребителям продукции.
Да, но, во-первых, если употребить в день несколько продуктов с "неопасными концентрациями" сомнительных добавок, можно получить и превышение ПДК ;) А, во-вторых, посмотрите на маркировки! - там сплошные ТУ, а не ГОСТы ;) Вообще, давно жду такого шага - надоело каждый раз в табличку-расшифровку Е-шек заглядывать...

Profile picture for user Дримарондо
2874
Дримарондо

предлагает отмечать наличие опасных для здоровья пищевых добавок в продуктах, окрасив ценники в яркие цвета
Проще сделать наоборот, яркие ценники на хороших
продуктах, что бы сразу было видно, это качественный и
безопасный продукт, а так можно весь супермаркет
ярлыками опасности обклеить, аж рябить будет в глазах.

Profile picture for user Линьков
32204
Линьков

Безусловно, яркий цвет, тем более, пищевых химических добавок, должен отпугивать или настораживать покупателей

Profile picture for user Патриот своего Города
7715
Патриот своего…

когда денег не будет будут и это жрать...

Главное за день

В Севастополе передвинутые красные линии открывают дорогу застройщикам

Дорогу на улице 4-й Бастионной значительно сужают.
19:02
36
4896

Жуткого вида «наследие» украинского прошлого встречает въезжающих в Севастополь

Почему за десять лет не удалось привести в порядок заброшенное место?
17:10
23
8541

Как «пяточка» спасает крымских малышей

Меньше, чем за два года, тест помог сохранить 16 детских жизней.
11:16
0
954

Как в Крыму поселились предки домашних овец

Европейские муфлоны более ста лет активно расселяются по Крыму.
16:20
0
969

В Севастополе сняли с продажи скандальное вино

«Золотая балка» заявляет о наказании тех, кто поставил пятно на репутации фирмы.
11:04
53
15239