Еврокомиссия запускает юридическую процедуру против Польши за нарушение законов Европейского союза (ЕС) на фоне спора по решению Варшавы о верховенстве национальной конституции над европейским правом.
Как пишет Lenta.ru, ранее Еврокомиссия выразила сомнения в независимости и беспристрастности Конституционного суда Польши.
«Необходимо уважать основы правовой системы ЕС, в частности, верховенство Европейского права», — заявил еврокомиссар по юстиции Дидье Рейндерс.
Конфликт разгорелся из-за требований Брюсселя по изменению судебной системы Польши в соответствии с его требованиями. По словам польского министра юстиции, ЕС шантажирует Польшу, чтобы добиться переформатирования её в «федеративное государство, официально управляемое из Брюсселя, а на практике — из Берлина».
Конфликт Варшавы и Брюсселя зрел давно, равно как и вся ситуация, которая вокруг него сложилась. Сейчас он выходит на новый уровень: обе стороны откровенно закусили удила и уступать не желают. Да и пространства для манёвра у сторон практически не осталось — кто-то должен прогнуться, ничьей уже не будет.
Резонно полагают, что прогиб будет означать для них утрату национальной независимости. Брюссельские бюрократы (и стоящий за ними Берлин, как вполне резонно заметили поляки), в свою очередь, отлично понимают, что, не прогнув Польшу, они упустят инициативу во всём Евросоюзе.
Впрочем, для Польши дело не только в независимости судебной системы: её амбиции всегда шли гораздо дальше той скромной роли, которую отводят. Польша претендует на статус региональной сверхдержавы — противовеса Германии в Евросоюзе, альтернативного полюса притяжения. Именно к этому она методично шла с момента распада социалистического блока.
И в последние годы Польша в этом смысле всё более активна. Что вызывает ситуацию молчаливого и упрятанного глубоко под ковёр конфликта с Германией, желающей пресечь этот «праздник непослушания». Нынешнее противостояние с Брюсселем — во многом прорыв именно этого конфликта. Вот только есть ли у Польши хоть какой-то шанс?
Варшава грозит Брюсселю разорвать бюджетные связи с ЕС — прекратить отчисления в общеевропейский котёл. Удар этот может быть и в самом деле серьёзным. Но только политически, а не экономически. Потому что Польша отдаёт в бюджет ЕС гораздо меньше, чем сама из него получает.
Разница для Польши отнюдь не малая — более 12 миллиардов евро. И это не лишние 12 миллиардов — их изъятие заставит польское государство и население затянуть пояса. Готовы ли они к такому? Вот вопрос. И именно в этом месте всплывает тема об участии Германии в происходящем.
Дело в том, что она, в отличие от Польши, на данный момент является настоящим рекордсменом по внесению средств в европейскую казну. Её положительный баланс в этом смысле превышает 19 миллиардов евро. То есть, по сути, Польша в немалой степени находится на немецком содержании. Более того, именно Германия фактически оплатила всё польское так называемое «экономическое чудо», на которое поляки получили за эти годы более 100 миллиардов евро.
Я, в общем-то, их не осуждаю — предоставленной возможностью не воспользоваться грех. Вот только воспользовались поляки ею так себе, о чём свидетельствует нынешняя расстановка сил. Ну, теперь уже в любом случае «гром грянул», и действовать Польше придётся исходя из того, чем она реально располагает. Справедливости ради — её экономика отнюдь не плоха. Вот только живёт малость не по средствам. И если Варшаве удастся мобилизоваться и ужать свои потребности — из грядущего конфликта, может, что и выйдет.
Сейчас всё зависит от выбора самой Польши: готова ли она вступить в «решительный бой» или прогнётся. Только стоит помнить, что прогиб этот будет окончательным и бесповоротным. Ведь претендовать хоть на что-то в борьбе с европейским глобализмом польское национальное государство может, только отстояв свои ценности и свою независимость. Утратив их, она утратит всё. Посмотрим, хватит ли у них на такое решимости.
Читайте по теме: Вопрос суверенитета: европейские страны и воля США
Павел Кухмиров.
Обсуждение (1)
Это взгляд на расстоянии. Сами поляки говорят вслух, что в их стране абсолютно все контролируется Вашингтоном и Брюсселем. Не то что им нравятся времена правления Москвы, они ищут пути обретения самостоятельности, которая исчезла в в начале 18 века. Поляки полностью забыли, что это такое