Литовский премьер не исключает отставку правительства в связи с продолжающимся транзитом удобрений «Беларуськалия» через Литву, что противоречит санкциям США. Об этом сообщает «Интерфакс».
По словам премьера, решение о будущем правительства будет приниматься с точки зрения «оценки собственной способности защищать долгосрочные интересы государства». Транзит удобрений «Беларуськалия» через Литву продолжается, несмотря на введённые США на прошлой неделе санкции против компании.
В литовской власти разворачивается самая настоящая драма, которая куда трагичнее, чем может показаться со стороны. Более того: подобная проблема в ЕС отнюдь не только у Литвы. И речь, конечно же, не об отдельно взятых белорусских калийных удобрениях. Вопрос гораздо шире. Впрочем, для начала рассмотрим всё же саму Литву.
То, что там происходит, с колокольни РФ может напоминать какую-то мелкую возню: незначительный спор хозяйствующих субъектов. Но для самой Литвы всё очень грустно. Это история, в которой соединилось всё: итоги экономической политики минувших трёх десятилетий и внешнеполитического курса за тот же период, и много чего ещё.
А дело в следующем: американцы ввели санкции против Белоруссии. В частности, против «Беларуськалия» — предприятия, которое доставляет собственные грузы по литовским железным дорогам. Ну, по крайней мере, сейчас. Литва же как абсолютно зависимый вассал США, разумеется, тут же взяла под козырёк и попыталась перекрыть данный транзит. Но не тут-то было. Произошло неожиданное: литовские железные дороги делать это отказались наотрез. Причин две.
Во-первых, Белоруссия уже оплатила перевозку авансом на определённый период, и договоры уже подписаны, а в случае их нарушения Минск с удовольствием вкатит Lietuvos gelezinkeliai судебный иск, который сделает их банкротом (это очевидно заранее).
Ну а то, что «во-вторых», ещё хуже. Дело в том, что литовские железные дороги в своей работе уже давно в основном повязаны на одну товарную группу — те самые белорусские удобрения. После того, как РФ начала сворачивать прибалтийский транзит, этот момент и вовсе стал критическим. И если сейчас подчиниться санкциям, то Литва просто потеряет свои железные дороги.
Они обанкротятся и закроются. Закономерный итог, ведь в их отношении Литва вела себя много лет точно так же, как Украина со своей ГТС, — никакого развития, только минимальное поддержание и паразитирование на советском наследии и российском транзите. Результат, как говорится, на лице.
Даже без учёта возможного банкротства железной дороги и возможного судебного иска Литва потеряет на этом минимум 0,5 процента ВВП. И для неё это уже критические полпроцента. Но вот Америку проблемы Литвы интересуют не больше, чем известного шерифа проблемы негров. Для неё всё просто: она скомандовала — слуги выполнили. Какие при этом они понесут издержки, господина не касается. Потому в Литве и нарастает градус драмы — ситуация безвыходная.
Так вот замечу, что в Европе следование американской воле и американской повестке вредит не одной Литве. Она — это так, по мелочи. Куда серьёзнее, к примеру, то, что происходит в той же Германии. Где новая глава МИД от «партии зелёных» совершенно без всяких заморочек заявляет, что российский «Северный поток — 2» чему-то там не соответствует и вообще хорошо бы, чтоб его не было. И это — в разгар энергетического кризиса.
Самым мелким последствием её слов стало то, что цены на газ тут же проломили потолок. Так вот, «партия зелёных» — это самая левацкая и повязанная на нынешнюю американскую «повесточку» структура, что только может быть. Экономические последствия их не интересуют от слова «вообще». Что ж, немцы сами её выбрали. Их страна — им решать. Точно так же, как литовцам.
Я же могу сказать лишь одно: нынче нормальная экономика — это вопрос суверенитета. Чем он крепче — тем крепче экономика. И слабеет она вместе с его уменьшением. Это главный урок из того, что сейчас происходит в Европе.
Читайте по теме: Торговцы людьми: мигранты — правильные и неправильные
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
Спорное утверждение. Тут нет ничегокроме экономики. Верно то что
Здесь нет ничего кроме конкурентной борьбы. Чем выше цена энергоносителей для европ, тем конкурентнее товары производимые американцами по сравнениюс европейскими.
Возня вокруг СП2 имеет ту же природу. Американцы добывают сланцевый газ-нефтьи обеспечивают себе энергоносители. Продавая те же энергоносители европейцам по ценам намного выше чем на внутренне рынке в штатах, при этом отсекая источники более дешёвых энергоносителей для европ, американцы обеспечивают свою конкурентноспособность.