Новости мира

"Воевать не сможет": в США признали провал самого дорогого проекта

США спустя 20 лет запустили F-35 в полномасштабное производство.

Служба новостей ForPost

Спустя почти двадцать лет после первого полета F-35 допустили к полномасштабному производству. Однако даже у американских властей самолет вызывает множество вопросов. О проблемах самой дорогой оружейной программы в истории — в материале РИА Новости.

Двусмысленный символ

В марте Министерство обороны США сообщило долгожданную новость: F-35 наконец-то запускают в серию. Это у многих вызвало удивление, ведь компания Lockheed Martin уже изготовила почти тысячу таких машин.

Действительно, первая версия истребителя пятого поколения — F-35A — поднялась в воздух еще в 2006-м. В 2008 году протестировали F-35B — с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, а в 2010-м — палубный F-35С. К производству приступили в 2011-м, спустя год истребитель приняли в эксплуатацию для учебных целей, а в 2015-м его приняли на вооружение: сперва для корпуса морской пехоты, затем в ВВС и ВМС США.

Но замысел был куда амбициознее: в 2001 году обещали к 2010-му выпустить 2852 машины. Прошло 23 года, портфель заказов с учетом заграничных клиентов достиг 3481 единицы.

Экспорт играет важную роль: Вашингтон, по сути, выступает главным спонсором программы, но в ней участвуют еще 16 государств: Великобритания, Италия, Нидерланды, Канада, Австралия, Дания, Норвегия, Япония, Южная Корея, Бельгия, Польша, Сингапур, Финляндия, Германия, Чехия и Швейцария. Комплектующие делают в семи странах.

То, что истребитель делали "всем миром", отразилось и на цене. F-35 — самый дорогой оружейный проект в истории. Американская счетная палата оценивает его в 1,7 триллиона долларов. На стадии разработки Lockheed Martin планировала вписаться в сумму в семь раз меньше — в 233 миллиарда.

Общая стоимость программы включает в себя производство, использование и обслуживание истребителя. Причем основная часть расходов — 1,3 миллиарда — как раз приходится на поддержание самолетов в рабочем состоянии. За два десятилетия F-35 стал символом не только мощи и амбициозности американского ВПК, но и его высоких трат и долгостроев. Каждый час полета тридцать пятого, как выяснила Счетная палата США, обходится налогоплательщикам в 42 тысячи долларов.

"Детские болезни"

Еще одно симптоматичное свидетельство проблем американского ВПК — частые нештатные ситуации с F-35. За почти четверть века он так и не избавился от детских болезней.

На первый взгляд очевидное требование к истребителю пятого поколения — полет на сверхзвуковой скорости — оказалось не так просто выполнить. В частности, если палубные версии находятся в данном режиме достаточно долго, то теряют малозаметность. Стелс-покрытие вздувается, обшивка трескается, антенны в хвостовой части выходят из строя.

Также выявили дефекты силовой установки — и уже случались аварии. В декабре 2022-го на базе Форт-Уэрт во время вертикальной посадки разбился F-35B. Поставки и приемочные полеты приостановили на два месяца.

Пилоты также жалуются на гипоксию — насчитали около 40 эпизодов, причем в мае 2020-го из-за этого один самолет рухнул. Летчику удалось спастись. Несколько машин разбились из-за сбоев в программном обеспечении. Отмечали и неполадки в дисплее распиаренного шлема, который сам по себе стоит как спорткар: 400 тысяч долларов. А сенсорная приборная панель в кокпите, по словам испытателей, часто не реагировала на нажатия — по некоторым данным, в 20% случаев.

Сырой спустя 20 лет

Все эти недостатки и проблемы складываются в не самую радужную для Вашингтона картину: большинство F-35, как утверждают американские СМИ, небоеспособны.

Дело в том, что и программный офис, и Пентагон в своих отчетах о состоянии истребителей используют формулировку mission capable. То есть самолет может летать и выполнять определенные боевые задачи. Полная боеготовность — это full mission capable.

Согласно сентябрьскому отчету Счетной палаты, частично боеспособных самолетов — 54,69%, полностью боеспособных — 27,75%. Это куда меньше того, что требуется.

"Если самолет может работать только 55% времени, а цель — 85-90%, значит, налогоплательщики не получают то, за что платят", — приводит NBC слова автора отчета Дианы Маурер.

Как отмечается в документе, помимо уже имеющихся проблем, возникли трудности с ремонтом — не хватает запчастей. И справиться с этим в условиях логистического разброса на восемь стран крайне сложно.

При этом в декабре Счетная палата сообщала, что из семи ее рекомендаций Пентагон и Lockheed Martin выполнили три, частично — еще три, а одну попросту проигнорировали. Фактически производитель продолжает штамповать бракованные самолеты, которые уже на выходе с конвейера требуют ремонта.

Ничто из этого не помешало Вашингтону принять решение о полномасштабном производстве. На самом деле, уточняет Reuters, это означает всего-навсего завершение эксплуатационных испытаний. И теперь о недостатках главного американского истребителя — к тому же приспособленного под ядерные бомбы B61-12 — будут узнавать "по ходу дела".

Источники
1226
Поделитесь:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:
Обсуждение (4)
Верещагин
15564
Верещагин

Спустя 13 лет с даты начала серийного производства F-35 (когда их уже выпущено 1000 штук!) "РИА Новости" узнала о начале этого производства? У них там интернета нет, или они только пишут, но не читают?

Тина Севастополь
10035
Тина Севастополь

Это ли не тот "невидимка", который сбили югославы году примерно в 1999-м, а теперь каждый год отправляют открытку

со словами: " Извините, мы не знали, что он невидимка".

Верещагин
15564
Верещагин

to Тина Севастополь:  Не тот, тот был F 117.

ВячеславЛобов
135
ВячеславЛобов

Действительно, первая версия истребителя пятого поколения — F-35A — поднялась в воздух еще в 2006-м....

...За почти четверть века он так и не избавился от детских болезней.

2024 - 2006 = 18. Восемнадцать лет - это четверть века по мнению Риа Новости. ничего так округление!

Главное за день

Кого россияне считают главными героями 2025 года

Лидер профсоюза «Учитель» объяснил, почему педагоги оказались на непочётном шестом месте народного рейтинга.
17:19
0
428

Дорогое чудо: во сколько крымчанам обойдётся Дед Мороз

Услуги бородатого волшебника подорожали к концу года.
16:24
2
554

Из небытия вернулись почти полторы тысячи имён защитников Севастополя

Сотрудники «35-й батареи» по крупицам продолжают восстанавливать имена воинов.
16:08
0
675

Как СВО помогла крымскому мальчику с инвалидностью раскрыть талант и найти себя

Юный волонтёр мечтает встретиться с Владимиром Путиным и подарить президенту свою картину.
10:28
1
892

Чем занимается «Отряд Севастополь»

Формирование, о котором очень мало говорят, выполняет важную миссию.
08:00
5
2164
Туризм

В Севастополе из тени вышли менее полусотни гостевых домов

Остальные с 1 января не смогут оказывать и рекламировать свои услуги.
14:05
5
1155

Успех с неприятным привкусом: в какие регионы едет больше всего туристов

Только один из пяти топовых регионов показал прирост гостей, остальные — в минусе.
11:13
0
466

В Крыму подготовили более полсотни бесплатных экскурсий на новогодние праздники

Краеведческое развлечение предлагают почти все крупные города полуострова.
12:29
0
3944

Прикоснуться к истории: в Крыму набирает обороты археологический туризм

Туристы охотно едут на раскопки памятников старины в Крыму.
18:27
0
2407

Какие туристы чаще всего ездят в Москву и тратят там больше денег?

Миллионы путешественников посещают столицу ежегодно.
11:19
0
682