Успешно осуществлять федеральную целевую программу социально-экономического развития Крымского полуострова местным властям мешают как полная зависимость от Москвы, так и пережитки украинского прошлого, проявляющиеся не только в официальной плоскости.
И как результат — наиболее успешные объекты ФЦП создаются под полным контролем федеральных властей. Например, автомобильная часть Крымского моста, первая очередь трассы «Таврида», новый терминал аэропорта «Симферополь», строительство нового медицинского центра в Симферополе. В то время как крымские власти буксуют, не в состоянии вовремя ввести в эксплуатацию даже детсады.
Напомним, по итогам 2018 года в Крыму в эксплуатацию вели только четверть запланированных объектов ФЦП до 2022 года — 11 из 44. А 2019 год начался для крымского правительства с объявления о проблемах с объектами ФЦП в Керчи и Феодосии, а также в Бахчисарае.
Трудности адаптации
Основная причина такого освоения ФЦП крымскими властями — это неспособность приспособиться к общероссийской культуре освоения бюджетных денег, считает директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. Именно из-за этого, по его мнению, нарушаются сроки и возникает недопонимание между региональными властями и федеральными структурами, которые в том числе согласовывают подготовленную на местах проектную документацию.
«Крымская бюрократия и окологосударственный бизнес, который кормится на подрядах, до сих пор не адаптировались к российским бюрократическим реалиям. Ведь построить государственный объект за государственные деньги значит не просто договориться по коммерческим вопросам с поставщиками, с рабочими и так далее, но и оформить огромное количество документации.
И к этим бюрократическим процедурам представители крымской бизнес-культуры и крымской бюрократии так и не адаптировались. Это постоянно вызывает беспокойство в федеральном центре, там говорят о низком освоении бюджетных средств в силу отсутствия адаптации: по старым правилам работать уже нельзя, а по новым работать так и не научились», — считает Салин.
Кроме того, что крымские власти пока не способны привыкнуть к работе государственной системы России, у них возникают проблемы в теневой сфере, потому что за 23 года они были заточены под украинский коррупционный продукт.
«На строительстве объектов всегда есть неформальные договорённости, так как строительство, и в первую очередь за бюджетные деньги, очень привлекательно с точки зрения теневых финансовых потоков. И старые схемы, которые действовали в Крыму в украинские времена, по разным причинам уже нельзя применять сейчас, а к новым схемам крымский бизнес и крымская бюрократия ещё не адаптировалась», — отметил директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ.
Разница в управлении
Использование должностных полномочий для проталкивания на «хлебные» объекты «своих» компаний, безусловно, присуще крымскому политикуму. Но это не самая главная проблема в том, что осуществление ФЦП крымскими властями проходит со значительными отставаниями и даже откровенными провалами, считает крымский политолог Владимир Джаралла.
«Тут нужно сравнить стиль и методы работы федеральных структур и крымских, в этом коренное и качественное отличие. Федеральные структуры работают строго по методике, строго по расписанию и нацелены на результат. Крымская сторона даже заявки подаёт на ведение тех или иных работ с нарушением сроков, а российский бюджет работает чётко по графику — и если ты не успеваешь подать заявку, то в лучшем случае успеваешь <получить деньги> на следующий квартал.
Поэтому многие проекты местными делаются второпях, чтобы просто не потерять деньги. А выглядит в глазах людей всё так, будто речь идёт о коррупции, мол, сделали всё лишь бы как, чтобы ещё раз деньги выделили», — сказал он.
Без коррупции в Крыму не обходится, признал Джаралла, и она отражается не только в передаче ценных госконтрактов, как правило, местным фирмам — они явно преобладают на материковыми. Отражается и в работе правоохранителей — аресты и посадки чиновников всех уровней и представителей бизнес-структур всех мастей регулярно попадают в новости.
Ещё по теме: Сколько коррупционеров осудили в Крыму
«Минусует» планы развития Крыма и некая местечковость крымских чиновников, которые предпочитают не высовываться, ведь, инициатива, как известно, наказуема, добавил политолог.
«Требования властей Крыма регулярно переходят в угрозы: мол, кто не выполняет работу, будут наказаны — это вполне справедливо. Но сама система таких сигналов упирается в сложившуюся пагубную практику: не нужно высовываться, потому что будешь наказан; пусть документы подпишет кто-то другой, пусть и с опозданием сроков, чем к тебе придёт прокурорская проверка. И добавим к этому монополизм, когда лучшие контракты получают только «свои» фирмы. — констатировал Джаралла. — В итоге мы получаем общую провинциальную картину, которая показывает, что преобразования на местном уровне хоть и идут, но очень вяло и явно отстают от федерального результата».
При этом следует не забывать, что те проекты, которые курирует Москва, имеют федеральное значение (трасса «Таврида», Крымский мост, электростанции и другие), а переданные для осуществления крымским властям объекты, хоть и не менее важны для местных жителей, но находятся исключительно в сфере региональных интересов (школы, детсады, например).
Дотационная беда
Отражается на возможностях и желании крымских властей эффективно осваивать федеральные деньги и то, что Крым является дотационным регионом. И региональные власти не чувствуют себя полностью ответственными за освоение полученных из центра денег. Пока Крым не научится зарабатывать сам, он не научится самостоятельно и тратить. Вот в чём всё дело, считает российский экономист Никита Кричевский.
«<В материковой России> наилучшие результаты показывают те программы, которые разрабатывают сами регионы. Например, Москва — в Москве, если разрабатывают, то и выполняют так, как разработали. И федералы в Москву не лезут, потому что им уже за это треснули по рукам. В Москве всё сами, своими деньгами.
А у Крыма своих денег нет. Поэтому приходится с протянутой рукой ездить в Москву. А потом — что могут, то и делают. Но есть же объективные обстоятельства, выше которых не прыгнешь, так что не надо обвинять региональные власти», — сказал Кричевский.
Ещё один момент, возникающий при таких отношениях региона и центра, — крымские власти не просто деньги у Москвы просят, но и вынуждены осуществлять планы, которые задумывает федеральный центр, добавил эксперт.
«Это проблема <отставания в реализации ФЦП> — не региональных исполнителей, а планировщиков, тех, кто определяет и ставит задачу. Планирование ведётся безобразно: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. И планирование, как правило, ведётся из Москвы, а там на первом месте политика: давайте, работайте, надо быстрее, надо точнее, надо освоить, давай, Аксёнов, работай, трудись, как хочешь!» — считает Никита Кричевский.
Ещё по теме: Москва простила Крыму срывы программы развития
Как писал ForPost, Москва решила изменить план-график реализации федеральной целевой программы социально-экономического развития Крымского полуострова до 2022 года. Это произошло после того, как в феврале этого года в Симферополе для «разбора полёта» приехал зампред федерального правительства Дмитрий Козак.
После мартовской поездки в Крым президента России Владимира Путина, после его встречи с представителями общественности Республики Крым и Севастополя и совещания с членами правительства РФ федеральному правительству было поручено до 1 октября подготовить предложения по обеспечению социально-экономического развития Крымского полуострова до 2025 года. В результате, вероятно, ФЦП развития Крымского полуострова продлят до 2025 и увеличат её финансирование.
Власта Пидпалая, Наталия Назарук
Фото Facebook Сергея Аксёнова
Обсуждение (3)
Кто ничего не делает, тот ничего и не "превышает". В Крыму это особенно важно для "прикомандированных". В Сибири оно кто-то проще.
А в Севастополе должностные туристы с материка осваивают средства ФЦП куда хуже,чем местные управленцы в Крыму.В 2017 в Крыму - 87%,а в Севастополе -20%,включая украденые 2 млрд на очистные. В 2018 - в Крыму 93%,в Севастополе -38%.В Крыму реально строят школы,садики,больницы,а в Севастополе тупо достраивают начатое в Украине и больше разрушают вместо создания новых больниц и предприятий.
100% осваиваются только средства на содержание штата из 2500 саботажников.
Вяло, но делают же. Если где не успевают придумывают новые скандалы, чтобы было хоть какое-то оправдание.