Президент США Дональд Трамп в гневе: он недоволен тем, что российский лидер Владимир Путин публично заявил о нелегитимности Владимира Зеленского и предложил ввести внешнее управление над Киевом по линии ООН.
«Меня это взбесило. Если сделка [по Украине] не будет заключена, и я посчитаю, что в этом виновата Россия, я введу против этой страны вторичные санкции — пошлину в размере от 25 до 50 процентов на российскую нефть. Любой, кто покупает нефть из России, не сможет продавать свою продукцию, любую продукцию, не только нефть, в Соединённые Штаты», — приводит британская Daily Mail слова Трампа.
Насколько высоки риски начала новой торговой войны против РФ, разбирался ForPost.
Взгляд экономиста
В январе 2025 года Россия на экспорте нефти заработала 15,77 млрд долларов — на 950 млн долларов больше, чем в декабре 2024-го, сообщает РБК со ссылкой на Международное энергетическое агентство.
Рост произошёл вопреки январским санкциям США против российского энергетического сектора, которые в Вашингтоне называли «наиболее значительными» за всё время.
Тогда под ограничения попали «Газпром нефть» и его предприятия в Казахстане и Таджикистане, «Сургутнефтегаз», Сургутнефтегазбанк, Gazprom Neft International SA (Люксембург), сербская Naftna industrija Srbije, а также десятки нефтесервисных компаний.
Даже находясь под санкциями, российские экспортёры пока в плюсе. Однако ситуация может измениться в худшую сторону, если Трамп реализует задуманное, уверен финансовый аналитик, экономист Виталий Калугин.
«Думаю, что в такой ситуации Китай, Индия вынуждены будут отказаться от приёма танкеров с российской нефтью. Пошлины на «чёрное золото» могут оказаться достаточно чувствительными», — отметил он в беседе с ForPost.
Что произойдёт, когда экспортёры перестанут вывозить из страны нефть на десятки миллиардов долларов?
«Потенциально рубль может улететь в «небеса» (курс от 150 рублей за доллар. — Прим.), бюджет нашей страны пострадает на несколько триллионов рублей», — предположил Калугин.
Что касается роста цен, он «будет отложенным»: граждане ощутят его примерно через 3–4 месяца после внедрения пошлин на нефть, направленных на уничтожение российской экономики, сказал Калугин.
«Складских запасов пока достаточно. Поэтому я не думаю, что в первые месяцы после реализации «страшного» плана Трампа цены станут заоблачными», — уточнил наш собеседник.
Более того, он считает, что угрозы Трампа «так и останутся сотрясанием воздуха». Переживать россиянам по поводу того, что они окажутся у разбитого корыта, не стоит, уверен финансовый аналитик:
«Скоро будет 100 дней, как Трамп у власти. Пока одна болтология. Ситуация напоминает анекдот: «Кто вам мешает говорить, что вы можете по пять раз за ночь?». Говорить ему никто не запрещает, но это вовсе не означает, что от слов Трамп перейдёт к делу».
Мнение политолога
Иной взгляд на ситуацию у политолога Юрия Самонкина: риски на среднем уровне, недооценивать их не стоит, считает он.
По его мнению, если Трамп претворит свой план в жизнь, то поставка российской нефти будет отрегулирована в рамках торговых отношений, в том числе по линии стран БРИКС+.
«Если брать Юго-Восточную Азию и страны Большого Юга, которые близки к ОПЕК+ (международная межправительственная организация, созданная нефтеэкспортирующими странами в целях контроля квот добычи на нефть. — Прим.), они никогда не были заинтересованы в американском рынке. Поэтому, на мой взгляд, Китаю совершенно плевать, будут ли его товары и услуги присутствовать на американском рынке. Китайская экономика пользуется отдельными механизмами, как и экономика нашей страны, которая выходит на Восток», — сказал ForPost Самонкин.
Он напомнил, что Россия уже три года отключена от международной платёжной системы SWIFT. Несмотря на это, наша экономика продолжает зарабатывать.
«Россия начинает осваивать другие рынки, с которыми треть века не работала по причине мифической европеизации. Ситуация парадоксальная: ограничения Трампа помогают нашей стране развиваться по альтернативному вектору. Это в будущем хорошо скажется на России, если мы обуздаем БРИКС и на основе этой организации будем укреплять свой экономический потенциал», — выразил свою точку зрения политолог.
Что дальше?
Политолог Юрий Самонкин уверен: Трамп продолжит играть на теме «санкционки», так как «это достойная альтернатива военной эскалации конфликта».
По его мнению, выход из ситуации один — модернизировать международное право, которое «оставалось неизменным с 1945 года»:
«За это время сменилось несколько поколений, десятки политиков. Поэтому международное право модернизировать надо».
Что касается Трампа, то «с ним работать надо очень аккуратно», уверен наш собеседник:
«Нужно использовать этот канал для донесения позиции, что никакие проекты антиРоссии в принципе не могут быть, иначе русские просто в этом отношении будут отвечать».
Американский лидер планирует на этой неделе созвониться с Путиным, чтобы обсудить ряд вопросов по дальнейшему двустороннему сотрудничеству, пишет Daily Mail.
«В графике на эту неделю разговор Путина и Трампа не зафиксирован», — приводит РБК слова официального представителя Кремля Дмитрия Пескова.
При этом Песков подчеркнул:
«Президент остается открытым абсолютно к контактам с президентом Трампом. Поэтому по мере необходимости их разговор будет весьма оперативно организован».
Роберт Вочовский