Правительство Севастополя за несколько месяцев до 10-летней годовщины создания «Городского автозаправочного комплекса» приняло решение о ликвидации предприятия. Соответствующее распоряжение было подписано губернатором Севастополя Михаилом Развожаевым 3 июня 2024 года.
Государственное предприятие было создано в Севастополе на базе 16 автозаправочных станций украинской сети ANP, изъятых у группы «Приват» украинского бизнесмена Игоря Коломойского в 2014 году.
Региональные власти рассчитывали, что государственный автозаправочный комплекс будет серьёзным игроком рынка, однако отладить его работу годы спустя не удалось ни одному из севастопольских губернаторов.
Дела у государственного предприятия вообще-то изначально пошли не очень. Уже весной 2016-го директора комплекса и его заместителя задержали по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. Согласно материалам уголовного дела, с января по июнь 2015 года подконтрольная директору ГУП коммерческая организация покупала топливо у поставщиков, а затем перепродавала его своему же госпредприятию по завышенной цене.
Ущерб, нанесённый городу, тогда оценивался более чем в 1 млн рублей, что на фоне дальнейшей истории АЗК кажется даже каким-то несерьёзным. В период с 2017-го по 2018-й предприятие фигурировало в целом ряде скандалов, и, в конце концов, оказалось банкротом.
Распродажа заправок
После того как под конец 2018-го 8 заправок и административные здания обанкроченного ГУП выставили на торги, депутаты заксобрания первого созыва обратились к руководителям ФСБ, УМВД, Следственного комитета, УФАС по городу Севастополю и к прокурору с просьбой отменить намеченную продажу имущества.
Однако в начале 2019-го торги состоялись, и городские объекты (как позже подчёркивал бывший вице-губернатор Дмитрий Солодовников, фактически по цене одной заправки) достались компании, которой руководила однокурсница экс-губернатора города Дмитрия Овсянникова.
Ещё одну распродажу заправок чиновники правительства Овсянникова пытались провести уже после официальной отставки своего шефа. В городе даже назначали дату торгов (4 объекта ГУП «ГАЗК» могли продать примерно за 45 млн рублей), однако мероприятие на этот раз удалось отменить через суд.
Попытка перезапуска
В результате к 2020 году у города осталось «худшее имущество» ГУП «ГАЗК» — шесть АЗС и нефтебаза, которую, по словам бывшего вице-губернатора Владимира Базарова, из-за плачевного состояния можно сносить и сдавать на металлолом.
Несмотря на это, новое городское правительство как будто не планировало опускать руки. В конце 2020 года глава департамента городского хозяйства (сейчас и.о. вице-губернатора Севастополя) Евгений Горлов заявил, что одна из заправок сдана в аренду и даже начала приносить городу прибыль.
Тогда же глава региона Михаил Развожаев распорядился передать ГУП «Городской автозаправочный комплекс» из сферы ответственности департамента городского хозяйства департаменту транспорта, а также отметил, в какой необычной ситуации находится город.
«Только в Севастополе удивительный случай: автозаправочные станции генерируют убытки. Надо с этим закончить в следующем году», — заявлял глава региона.
Впрочем, решить этот вопрос не вышло ни 2021-м, ни в 2022 году. Несмотря на то что с 2020 года убытки предприятия снизились со 124 млн до 16 млн рублей, прибыли предприятие не приносило, и уже к концу 2022-го риторика региональных властей изменилась.
«По поводу автозаправочного комплекса: там у нас продолжаются уголовные мероприятия, которые пока, к сожалению, не разрешились. Но тот остаток <заправок>, что с широкого барского плеча оставили городу, пока, как я понимаю, обслуживать себя не может. И сделать мы с ним до завершения всех процедур тоже ничего не можем», — отмечал Развожаев.
Финал
Долгое время о существовании в Севастополе собственного автозаправочного предприятия напоминали лишь публикации о выделении субсидий и разбирательств из-за долгов. Однако летом прошлого года представители департамента транспорта сообщили, что 4 из 5 городских АЗС были сданы в аренду частным компаниям.
«В настоящий момент арендатор ведёт работы по восстановлению работоспособности заправок, благоустройству и подготовке к работе (кроме АЗС по ул. Челюскинцев, 117). Также прорабатывается вопрос возможности установки оборудования зарядных станций для электромобилей», — отмечали представители ведомства.
Подобные новости, как писали журналисты ForPost, выглядели противоречиво. С одной стороны, их можно было расценивать как положительное изменение дел. Однако необходимость существования самого предприятия после этого, с другой стороны, была не очень понятна.
«Самостоятельно организовать работу и заработок городских заправок оно, похоже, так и не смогло, а для получения арендных платежей за пользование государственным имуществом в городе создан целый департамент», — писал тогда ForPost.
Несмотря на то что летом 2023-го в департаменте транспорта сообщали об отсутствии долгов перед работниками ГУПа и о способности предприятия выполнять свои текущие обязательства, дальнейшая ликвидация комплекса казалась вопросом времени.
Ещё месяц назад Арбитражный суд Севастополя, рассматривавший банкротское дело ГУП «ГАЗК», приводил слова представителя городского правительства, заявившего «о намерении дальнейшей ликвидации данного юридического лица с погашением его кредиторских обязательств».
Теперь же решение о ликвидации ГУП «Городской автозаправочный комплекс» принято официально. В течение ближайшего времени ликвидационная комиссия во главе с последним руководителем предприятия — Мариной Евгеньевной Киссой — должна решить ряд формальных для такой ситуации вопросов и сдать документы АЗК на хранение в городской архив, поставив таким образом точку в его истории.
Андрей Гринев
Обсуждение (33)
Ох какой повод низкопоклонникам "свободного рынка" в очередной раз заявить о "неэффективности государства как собственника" и в очередной раз (и что удивительно в унисон с нынешними городскими властями) заговорить о поиске "эффективного частного"! Вот только задаться нужно вопросом а кто у нас нынче "государство"? А это те самые менагеры которых и поставили у власти (что в городе, что в стране) те самые собственники, ведь государство (а значит и власть в нем) нынешнее российское - буржуазное и рулят в нем буржуи через своих ставленников! Так кто "не эффективный", почему и в чьих интересах?
Верещагин,
Любопытно, что в случае признания госчиновниками-управленцами тезиса о "неэффективности государства как собственника" получается, что эти чиновники сами расписываются в собственной неэффективности. Никто этого не видит? )))
Serggio,
Это зависит от единиц измерения эффективности... если измерять инвест-проектами на Кипре и домами в Лондоне - некоторые могут поспорить... 🙂
Вот такие у нас манагеоы.... просрать выгодный во всём мире бизнес.... Это же талант нужно иметь! Или разовый откат для себя любимого интересней продолжительной выгоды для городского бюджета?
"для получения арендных платежей за пользование государственным имуществом в городе создан целый департамент»"- вот что значит когда деньги не свои. Были бы свои, сто раз бы подумали прежде, чем тратить.
И куда пойдут теперь сотрудники данного департамента? Я бы их к себе на работу не взяла и никому бы не рекомендовала.
Попытка власти убедить общество в том, что эффективным может быть только частный собственник, принимает уже гротескные формы.
Ликвидация государственных предприятий с обоснованием их неэффективности именно под государственным управлением, и надеждой на то, что "вот у частного собственника это всё сейчас ка-а-ак заработает!" может говорить о двух вещах:
1. Государственные чиновники - как на подбор никчёмные, абсолютно бестолковые и неэффективные руководители, которым даже бензоколонку доверить нельзя. В чём они сами и расписываются.
Но это тут же вызывает один вопрос: если они настолько неэффективны, как же тогда можно доверить им управление регионами и государством в целом? Они же ни с чем не справляются, и поэтому вынуждены отдавать предприятие за предприятием тем, кто способнее, умнее и энергичнее? Как можно доверять прибыльное управление экономикой тому, кто не смог прибыльно управлять бензоколонкой?
А если это неправда и они все умные, энергичные и знающие, тогда можно вести речь о сознательном доведении до банкротства любого государственного предприятия исключительно с целью его приватизации.
И как это называется?
Serggio,
Идея с государственными заправками на старте была утопичной. Чтобы бензоколонка приносила доход, у управленцев мозги должны быть заточены на получение дохода. Чиновники же привыкли управлять только расходами. Им сказали убрать убытки - они убрали (как смогли), а получить прибыль их не просили. Это комерсант будет рвать зад, чтобы заработать - ему надо кормить себя и своих работников. А чиновник и так сытый: ничего не заработали, значит попрошу субсидию. Вопрос только один: почему столько лет содержали из городского бюджета этот никчемный "бизнес-проект"? Почему не привлекли концессионеров? Ответ напрашивается сам собой - в доходе от этих заправок городские власти не заинтересованы.
в городе создан целый департамент», — писал тогда ForPost.
Ну, с АЗС всё понятно, растащили. А департамент уволят по профнепригодности, или поручат другое дело провалить? Вопрос к Форпосту.
Endemic,
Уверен, что об увольнении даже разговора не будет. Ещё, удоды, и премию выпишут.... за своевременную передачу госимущества в частные руки...
Ничего удивительного: если у одного низового работника на шее сидит пара-тройка щедро оплачиваемых и весьма вороватых руками-водителей - даже торговля наркотой будет убытки генерировать
Ещё одно предприятие сдают на металлолом. Градо управители - АУ!. вы о своей ТАКОЙ? прекрасной работе рапортуете Президенту? Сколько можно врать главнокомандующему?
Что ещё на очереди в металлолом. - "Черноморец"?
Частник прежде чем открыть дело, просчитывает всё - так? Никогда не начнёт работать если нет прибыли - так? Почему Азс в аренде имеет прибыль /даже с учётом платы за аренду/, а город нет? Сплошные вопросы. Так какой он руководитель города, который НЕ может построить работу своих подчинённых? На то Вас и назначил Президент. И какие отчёты о хорошей работе Вы докладываете руководству страны?
Господин градо начальник это что за руководительство городом.
Сдаётся, что всё это - сговор! - "Ивановцы", одним словом! Даже не понимают, что всё сейчас меняется не в их пользу и час расплаты может наступить в любой момент.
3 команды губернаторов Севастополя - бездари и рук....пы проср...ли даже АЗС.
Сделать убыточными автозаправки - это надо иметь талант. Винзавод у них тоже походу убыточен. Умеют только прибыльные прокладки по сбору платежей создавать типа ЕИРЦ, БГС, ЕГКС.
Этих эффективных манегеров с Ленина,2 надо МВД и ФСБ взять на заметку, для дальнейшего внедрения в мафиозные структуры. Они всю мировую торговлю наркотой и оружием развалят, сделав этот криминальный бизнес убыточным 😂
Росс,
А ещё умеют под застройщиков плясать и ломать не ими созданное. А что они уже создали в городе нормального? Да ничего!
Вот пример человеческой жадности. Не смогли договориться кому сколько %. Бараны !
всё логично, проиграли конкурентам с разгромным счётом, город уже не может покрывать убытки, времена не те...никогда компания, предприятие , завод или фабрика не смогут в рыночных условиях обыграть конкурентов где управляет частник, это противоречит законом бытия, просто невозможно, один отбывает рабочий день за оклад с 9-18 с выходными , больничными и отпусками и прочими, другой живёт этим делом 24/7 и другим спуска не даёт .
Почему частники от заправок получают оффигительную прибыль, а город нет. Может чиновники слишком плохи и некомпетентны?
Какжетак,
в натуре, давайте прибыль заправок делить поровну между городом и поставщиком
Какжетак,
потому что если работать честно, то стимула нет, у частника то как- больше и лучше продал - победил конкурента - заработал, а тут - работа за зп, поэтому начинают воровать
в итоге чиновников сажают, АЗС нет и все развалено.
АЗС не может быть убыточной априори - просто поставили не тех людей которые все и развалили
BoratS,
Кого надо было - тех и поставили. Какой результат был нужен - такой и получили.
А почему государственная АЗС оказалась убыточной на фоне успешных частных АЗС?
Вот к нам приехал чиновник О. Поработал, спел песню, я уехал жить в Л...
И тишина. И не г-н М.,замом которого был О., не г-н П.,который лично благословлял
ни словом не обмолвились, мол пардоньте, ошибались....
И благословляют 3 го
чему тут удивлятся
Танкер 3-4 тыс. т на Туапсе. Разгружается на терминале в Камышах. Бензин и соляра идет на городские заправки по цене ниже Краснодарского края. Все заправляются на них. АТАН, ТЭС - караул!!! Грабют!! Памагите!!! Думаю за те бабки, что они потеряют, импичмент президенту организовать конечно не получится, а вот снять губернатора можно попробовать. По сему начальству приходится лепить уж совсем несусветное - АЗС убыточны. Напоминает анекдот про картежников - господа козырный туз не сыграл! Как же так!? Раскладссс сударь, раскладсс...
Oldcool,
Вывод напрашивается один. Разборки конкурента. Вот и всё. Кто-то примитивно сливает госпредприятие с помощью руководства города. В 90-е взрывали, а сейчас сдаём стране металлолом
Всё дело в том что город живёт за счёт государственного бюджета. Сколько могут "освоить" столько и получают. Абсолютно нет никакой ответственности губернатора за исполнение доходной части бюджета. Создаётся впечатление что депутаты Законодательного собрания просто не участвуют в формировании бюджета и формально контролируют его исполнение.
Это ж сколько нужно ума, чтобы наливайка бензином не заработала?
Кстати бенз дерьмовый был на ней - у меня после заправки сразу чек вылез
BoratS,
а зачем им хороший?! если будет хорошее топливо , сервис, булочка,кофе вкусный и недорогой, приветливый персонал... то вы туда будете постоянно кататься и создавать им суету, лишняя работа за те же деньги, еще чего случится , не той марки еще бенз зальют придется руководителя в выходной дернуть, нееее, катайтесь отсюда вон к тем.
Это каким надо быть ...........,что бы заправочная станция была убыточной?Так вот кто руководит городом...
А заправки в центре города, среди жилых кварталов, не являются опасными при СВО?