Лица города
Городницкий Александр Моисеевич
Геофизик, поэт, один из основоположников жанра авторской песни в России
Родился 20 марта 1933 г. в Ленинграде в семье служащих. Пережил здесь первую блокадную зиму. В апреле 1942 года эвакуирован вместе с матерью по Дороге жизни и далее в Омск, где работал отец в военной гидрографии. В 1945 году семья вернулась в Ленинград.
В 1947 году поступил в Студию литературного творчества Ленинградского дворца пионеров (руководитель студии – поэт Глеб Семенов).
В 1951 году окончил с золотой медалью среднюю школу и поступил на геолого-разведочный факультет Ленинградского горного института имени Г.В. Плеханова (специальность – «геофизические методы разведки полезных ископаемых»). В 1952 году переведен на вновь созданный геофизический факультет и зачислен на специальность «геофизические методы поисков радиоактивных полезных ископаемых».
В 1953 году вместе с Владимиром Британишским и Александром Гдалиным организовал литературное объединение (ЛИТО) Горного института.
В 1954 году первая геологическая экспедиция – в Среднюю Азию, на Гиссарский хребет. Занимался поисками урана.
В 1957–1972 годах работал в Научно-исследовательском институте геологии Арктики Министерства геологии СССР. С 1969 года руководил лабораторией морской геофизики.
В 1957–1962 годах в качестве геофизика, старшего геофизика, начальника отряда и начальника партии занимался геофизическими поисками медно-никелевых руд в северо-западной части Сибирской платформы, в Туруханском, Игарском и Норильском районах («Енисейская экспедиция»). Был одним из первооткрывателей Игарского медно-рудного поля (1962).
С 1961 года принимал участие в океанологических экспедициях в различные районы Мирового океана на судах военной гидрографии (в том числе на паруснике «Крузенштерн») и Академии Наук.
В 1970 году впервые и на многие годы стал председателем жюри Грушинского фестиваля авторской песни.
В 1972 году принят в члены Союза писателей СССР. Рекомендатели – известные поэты Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Вадим Шефнер.
С 1972 года работает в Институте Океанологии имени П.П. Ширшова. В 1985 году возглавил лабораторию геомагнитных исследований. Многократно погружался на дно в подводных обитаемых аппаратах (впервые в 1978 году в Тихом океане на атолле Хермит). В 1988 году в экспедиции на судне «Мстислав Келдыш» в Северной Атлантике на глубоководном аппарате «Мир-1» погружался на глубину 4,5 километра.
Был на дрейфующей станции на Северном полюсе (1964) и в Антарктиде (1973).
Участвовал в поисках легендарной Атлантиды в районе подводной горы Ампер в Северной Атлантике (1982, 1984).
В 1999 году стал первым лауреатом Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы. В том же году по решению Российской Академии Наук именем Александра Городницкого была названа малая планета Солнечной системы (астероид) №5988 «Gorodnitskij».
В 2004 году присвоено звание заслуженный деятель науки Российской Федерации.
В 2013 году присвоено звание заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Научная деятельность
Александр Городницкий – один из ведущих российских ученых в области геологии и геофизики океана. Он опубликовал более 260 научных работ (в том числе восемь монографий,) посвященных геофизике и тектонике океанского дна. В 1968 году на геологическом факультете МГУ защитил кандидатскую диссертацию на тему «Магниторазведка и электроразведка при изучении морского дна». В 1982 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук на тему «Строение океанической литосферы и формирование подводных гор». В 1991 году получил звание профессора по специальности «геология морей и океанов».
Александр Городницкий является одним из авторов нового метода измерений электрического поля океана и первооткрывателем биоэлектрического эффекта фитопланктона в море (1967).
На основе совместного анализа палеомагнитных, геологических и палеоклиматических данных вместе с Л.П. Зоненшайном составил серию карт – палеогеодинамических реконструкций океанов и континентов от кембрия до наших дней.
На основе решения общего уравнения теплопроводности Александр Городницкий разработал оригинальный метод определения мощности литосферы по ее возрасту, рельефу, аномалиям силы тяжести и величине теплового потока через дно океана. Им впервые составлена карта расчетной мощности литосферы Мирового океана, получившая подтверждение последующими сейсмологическими исследованиями. Предложена и обоснована теоретически и экспериментально оригинальная модель формирования вулканических подводных гор и островов на океанической литосфере.
Он является одним из основоположников палеомагнитного моделирования подводных гор по данным магнитных и батиметрических съемок.
Александром Городницким разработана новая петромагнитная модель океанической коры, в соответствии с которой, наряду с базальтами сейсмического слоя 2А, значительный вклад в магнитные аномалии вносят серпентинизированные перидотиты, образующие нижний слой океанической коры.
Поэтическое и песенное творчество
"Атланты держат небо", "У Геркулесовых столбов", "От злой тоски не матерись" («На материк»), "Над Канадой небо сине", "Жена французского посла", "Снег", "Перекаты", "Кожаные куртки" («Песня полярных летчиков») – эти песни Александра Городницкого, написанные в дальних океанских плаваниях и в экспедициях на Крайнем Севере, давно стали народными. А сам поэт по праву признан живым классиком и одним из основоположников жанра авторской песни в России, наряду с Владимиром Высоцким, Булатом Окуджавой, Александром Галичем, Юрием Визбором.
Стихи Александр Городницкий начал писать в школе (1947) и первые поэтические публикации датируются 1948 годом, а песни – в первых экспедициях (1954). Долгое время они распространялись способом «магнитофониздата», в магнитофонных записях, зачастую – в чужом исполнении.
В 1967 году в издательстве «Советский писатель» вышел первый сборник поэта – «Атланты». В настоящее время он является автором более 50 книг стихов, песен и мемуарной прозы.
Песня Александра Городницкого «Атланты держат небо» является неофициальным гимном Санкт-Петербурга.
Севастополь останется русским
Александр Городницкий являлся постоянным гостем севастопольского фестиваля «Балаклавские каникулы», организатором которого несколько лет был Андрей Николаевич Соболев.
В 2007 году Александр Городницкий написал песню «Севастополь останется русским», которая стала неформальным символом борьбы активных горожан за воссоединение с Россией.
В 2012 году Александр Моисеевич принял участие в открытии мемориального комплекса 35-я Береговая батарея.
2012 год. 35 Береговая батарея. Городницкий с Алексеем Чалым
В интервью 3 августа 2014 г. Городницкий сказал, что он не отрекается от «севастопольской» песни, написанной за 7 лет до интервью, и что песня «оказалась провидческой».
При этом Городницкий подписал Обращение, осуждающее «аннексию» Крыма, в компании известных либералов-русофобов (Ахеджакова, Гозман, Лазарева, Шендерович и т.п.), а также категорически отказался принимать медаль «За возвращение Крыма». В Севастополь больше не приезжал.
А. Городницкий: Я расскажу историю этой песни. Песня написана в 2007 году. Каждый год в Балаклаве, под Севастополем проводился довольно известный фестиваль русской авторской песни «Балаклавские каникулы», где я был председателем жюри. В очередной раз восемь лет назад, еще при Ющенко, если я не ошибаюсь, когда мой друг, председатель оргкомитета фестиваля Андрей Соболев, мне подробно рассказывал о тех притеснениях, которые терпело русское население, это всё факты, например, были закрыты передачи из Москвы, из 25 русских школ оставили, по-моему, три. Меня больше всего огорчило то, что детей заставляли изучать Пушкина только в украинском переводе.
Я человек старорежимный, я считал и считаю, что Севастополь был и остается русским городом, потому что он полит таким количеством русской крови, так связан с русской трагической и героической историей… И я написал эту песню по убеждению. Она не конъюнктурная, там нет ни слова против Украины, которая позволила бы пользоваться ею как политическим знаменем, да.
То обстоятельство, что эта песня сейчас стала пророческой и была использована… Человек, который открыл ядерную реакцию совершенно не виноват в том, кто и как ее использовал, то ли в мирных, то ли в иных целях… Песня эта была написана по убеждению моему, я много лет работал в Севастополе с военными гидрографами, для меня Севастополь был и остается городом русским, и российским.
А дальше было следующее. Когда я эту песню написал, может кто-то знает, мыс Хрустальный, на нем огромный монумент «Последним защитникам Севастополя», там из бетона красноармеец и краснофлотец. И прямо у подножия монумента концерт в Севастополе был. Там прожектора, собралась публика, там же русское население, флот.
А я эту песню придумал на нервной почве и Сережа Никитин, он ее подобрал, ему понравилось, подхожу к Соболеву, такое дело, а я там работал стариком Державиным, меня привозят, я там чего-то благословляю их старческой ручкой и меня уводят обратно пить… И, я говорю Соболеву – Андрей, такое дело, я песню написал, но я боюсь, что у вас будут неприятности с властями из-за этой песни… Ну а что от дедушки ждать, пойте, говорит, что хотите. И я пошел.
И когда я начал ее петь, и когда я спел первый раз припев, то по толпе прошла такая искра. Это все в YouTube есть. Раз эта песня стала знаменем, она, кстати и раньше была протестной песней, после этого через год украинские власти закрыли фестиваль. Полностью был прикрыт долгие годы.
Вот в такой обстановке эта песня была написана. Ни от одной строчки этой песни я не отрекаюсь. Естественно, как член «Пен-Центра» я посчитал должным подписать протест против агрессии. Это разные вещи. Но я считал и считаю, что если уйти от методов, то историческая справедливость рано или поздно должна была восстановиться.
В том же 2014 году Александр Городницкий написал песню «Майдан», посвященную киевским событиям. Оно перекликается со стихотворением, которое много лет назад написал бывший главный редактор журнала «Огонек», Виталий Коротич – «Переведи меня через майдан». В нем есть такие слова:
Нелегкий день сегодня нами прожит.
Нелегкий жребий нам судьбою дан.
И, если ты Россию любишь, Боже,
Переведи ее через майдан.