Снижение цен на автозапчасти до 35% прогнозируется в начале 2026 года. Причина — расширение системы маркировки «Честный знак», которая с нового года начнёт применяться не только к моторным маслам, но и к фильтрам, свечам зажигания и автостёклам, сообщает портал Autonews со ссылкой на основателя аналитического агентства Aftermarket-Data Дмитрия Болховского.
Однако далеко не все эксперты верят в это ценовое чудо. Они объяснили, почему очередной оптимистичный прогноз напоминает сказку про белого бычка, рассказанную на авторынке.
Цены на запчасти
Пока тренда на снижение цен нет. За период с января по июль автозапчасти стали дороже на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает «Российская газета» со ссылкой на данные международной сети автосервисов Fit Service.
Эксперты назвали несколько причин роста цен на автозапчасти:
- увеличение затрат на международную логистику;
- высокая инфляция;
- рост налоговой и другой финансовой нагрузки в автобизнесе.
Единственный плюс — инфляция в этом году более плавная, чем годом ранее. Поэтому рост цен не так заметно бьёт по кошелькам автовладельцев.
В начале следующего года ситуация улучшится, считает основатель аналитического агентства Aftermarket-Data Дмитрий Болховский. Причина — маркировка «Честный знак», которая появится на многих автозапчастях в соответствии с новым законом.
К слову, проект этого закона спровоцировал рост цен на автозапчасти в текущем году, отмечают аналитики международной сети автосервисов Fit Service. Автозаводы и автосервисы закладывали в стоимость автозапчастей расходы на маркировку — отсюда и инфляция, пусть и незначительная.
Болховский уверен: ситуация кардинальным образом изменится в начале 2026 года.
«Цены могут упасть до 35%. Под давлением тренда подешевеют и новые партии уже маркированных запчастей. Аналогичную динамику мы уже наблюдаем в категории моторных масел», — сказал эксперт.
Напомним, с 1 сентября стала обязательной маркировка автомобильных масел. Теперь их нельзя продавать в розлив из бочки. Эксперты прогнозировали рост расходов на содержание машин.
Президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области, автоэксперт Кирилл Форманчук не заметил снижения цен, о котором упомянул Болховский. Автомасла в 2025 году дорожали, уточнил наш собеседник. Его слова подтверждает статистика за первую половину сентября, опубликованная на сайте продажи.рф: 2 сентября в среднем по России литр моторного масла стоил 1 186 рублей, а 16 сентября он отпускался по цене уже в 1 205 рублей — за две недели инфляция составила 1,6%.
Несмотря на статистику по ценам на моторные масла, которые уже попали под маркировку «Честный знак», Болховский настроен оптимистично: ожидается краткосрочный тренд на снижение цен на автозапчасти.
По его мнению, он возникнет из-за того, что «начнётся распродажа немаркированных остатков товаров у дистрибьюторов и производителей». Через два-три месяца после введения маркировки цены вернутся на прежний уровень, а их итоговый рост с вводом «Честного знака» составит около 1%, добавил аналитик.
Напомним, «Честный знак» — это российская государственная система цифровой маркировки и прослеживания товаров, которая защищает потребителей от подделок и некачественной продукции. На каждую единицу товара наносится уникальный двухмерный код Data Matrix, хранящий в себе информацию о товаре и его пути от производителя до покупателя. С помощью мобильного приложения любой покупатель может отсканировать этот код, чтобы проверить подлинность и безопасность товара.
Иной прогноз
Кирилл Форманчук уверен: автозапчасти с введением «Честного знака» дешевле не станут. Бизнесу приходится нести дополнительные расходы, а в таких условиях обвал цен невозможен, подчеркнул наш собеседник.
«У вас лежат автозапчасти на складе. Вы же не пойдёте их распродавать себе в убыток. На них маржа максимум процентов десять, — сказал Форманчук. — Сейчас бизнес вообще очень маломаржинален, а дополнительные требования к учёту и отчётности могут лишь подталкивать производителей к дальнейшему повышению стоимости».
Аналогичного мнения придерживается директор компании «Автосвита» Мария Посеницкая. По ее словам, цены на запчасти в последнее время только растут, и вряд ли что-то, в том числе маркировка, способно повлиять на эту тенденцию.
При этом эксперт не исключила, что после введения маркировки «Честный знак» «распродажи» возможны.
«При введении обязательной маркировки запчастей будет переходный период, в течение которого можно будет отпускать немаркированный товар со складов. В этот период будут возможны «распродажи» и небольшое снижение цен на неликвидные позиции. Всё пользующееся спросом продадут по обычным ценам», — приводит слова Посеницкой телеграм-канал Autonews.
Что в итоге? Краткосрочное падение цен если и произойдёт, станет следствием распродаж. Уже к весне 2026 года рынок вернётся к привычной траектории роста, а новая маркировка вместо ожидаемой экономии добавит автозапчастям ещё несколько процентов в цене. Это неизбежно, отмечают эксперты.
Роберт Вочовский