Традиционно осенью у автоинструкторов прибавляется работы: закончилось лето, а вместе с ним и сезон отпусков, а значит, люди снова готовы трудиться и учиться, в том числе и премудростям вождения. Уроки нужны и тем, кто уже сдал экзамен в ГИБДД, и тем, кому это только предстоит. Однако в 2025 году это не единственная причина, подогревшая спрос на уроки вождения.
Кто, в каком возрасте и по каким причинам в Крыму пытается стать водителем с помощью частных уроков, и какую категорию учеников инструкторы считают самой сложной, узнавал ForPost.
Сезонность и слухи про новый экзамен
В некоторых регионах России в сентябре-октябре текущего года вырос спрос на услуги частных автоинструкторов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К такому выводу пришли аналитики сервиса «Авито Услуги», проанализировав тематические запросы на сайте.
Так, в Ставропольском крае интерес к занятиям на учебной площадке возрос на 35%, к урокам по парковке — на 28%, к вождению по экзаменационному маршруту — на 23%. В Краснодарском крае вырос спрос на контраварийное вождение на 36%, на занятия на площадке — на 15%, на обучение парковке — на 12%.
Рост востребованности частных уроков по вождению отмечают и в Крыму. Местные специалисты считают, что у этой тенденции есть несколько причин. Одна из них — сезонность, отметила в комментарии ForPost автоинструктор с 18-летним стажем Анна Елкина.
«Люди охотнее берут уроки в тёплое время года, нежели зимой. При этом запросы у всех разные: кто-то хочет научиться вождению, кто-то, уже имея права, отработать маршруты “работа-дом», езду по кольцу, научиться парковаться или без проблем заехать в гараж», — рассказала собеседница издания.
Однако, по её словам, в этом году спрос на уроки увеличился благодаря информации об изменении правил сдачи теоретической части экзамена в ГИБДД.

Дело в том, что летом в некоторых СМИ и на сайтах автошкол появились сообщения о том, что с 1 сентября 2025 года ужесточатся условия сдачи водительских экзаменов: число вопросов по теории обещали увеличить с 800 до 3000, а сами вопросы должны были стать интерактивными, с использованием анимации. При этом одна и та же ситуация может быть показана под разными углами, с разной детализацией. Такие изменения, как говорится в пояснениях на сайте одной из российских автошкол, по задумке авторов инициативы должны заставить будущих водителей применять правила на практике, а не отвечать по шаблону.
Однако по состоянию на середину ноября эти нововведения пока ещё не вступили в силу.
«Теоретический экзамен сейчас сдают по-старому. Предварительно изменения запланированы на март 2026 года», — сообщили ForPost в пресс-службе Управления ГИБДД МВД по Республике Крым.
Ещё одна причина, по которой частные автоинструкторы не сидят без работы — это «слабые места» в системе обучения в автошколах. Поэтому, даже получив водительское удостоверение, не все могут ездить, отметил автоинструктор с 30-летним стажем Алексей Стребной.
«Автошколы, максимум, могут помочь подготовиться к экзамену», — считает собеседник издания, добавив, что уже после получения «корочки» многие крымчане идут к частным инструкторам оттачивать водительские навыки и отрабатывать не экзаменационные, а повседневные маршруты.
Кто идёт учиться: от новичков до переживших ДТП
Автоинструкторы, опрошенные ForPost, отмечают, что большинство их учеников — это люди в возрасте 20+. Молодёжь считает вождение необходимым навыком, поэтому и стремится получить права.
Есть и люди среднего возраста, у которых имеется водительское удостоверение, но нет навыков вождения. Среди них встречаются и те, кому, по сути, приходится проходить этот путь заново после пережитых ДТП. К таким людям нужен особый подход, рассказала Анна Елкина.
«Самая сложная категория — это те, кто когда-то попали в аварию в качестве водителя или пассажира. После происшествия некоторые много лет не могут водить. В какой-то момент они решают сесть за руль, но страх глубоко сидит в подсознании и не позволяет им свободно ездить», — отметила собеседница издания.
В таких случаях приходится поработать не только инструктором, но и немножко психологом, признаётся Анна Елкина. В этом ей помогает опыт работы медиатором (специалист по конфликтам).

Есть среди клиентов и возрастные ученицы — женщины в возрасте 50+. Обычно они записываются на уроки вождения с подругами, отметила Анна Елкина.
«Это сложная категория: им трудно начать водить, из них небольшой процент получает права и потом ездит», — поделилась своими наблюдениями автоинструктор.
Район, «сарафан» и знакомая машина: как выбрать «своего» инструктора
Средняя цена занятий в Крыму с автоинструктором —1600 рублей, подсчитали эксперты «Авито Услуги». Это дороже, чем в соседних регионах России.
Например, в Краснодарском крае средняя стоимость — 1500 рублей, в Ростовской области — 1300 рублей, в Волгоградской — 1000, в Ставропольском крае — 1190 рублей.
В среднем, по словам крымских инструкторов, их ученики берут одно-два занятия в неделю. А вот продолжительность обучения зависит от самого клиента и его цели.
«Ученик автошколы, которому нужно сдать экзамен, занимается несколько раз в неделю. Если человеку не к спеху, он может брать уроки один раз в неделю. Если ученик будет часто заниматься, не менее двух раз в неделю, то на обучение уйдёт меньше времени. Но я стараюсь их максимально быстро обучить — за пару месяцев», — рассказал Алексей Стребной.

То есть за пару месяцев сумма за обучение набегает приличная: если человек интенсивно занимается пару раз в неделю, пытаясь уложиться за несколько месяцев, то отработка навыка ему обойдётся не менее чем в 25000 рублей. А если указанного времени не хватит, чтобы постигнуть премудрости вождения, сумма может увеличиться кратно.
Частных инструкторов, предлагающих свои услуги, очень много. Стоимость примерно у всех одинаковая. Как найти своего автоспециалиста, ForPost поинтересовался у самих крымчан.
Жительница Симферополя Наталья Леонова автошколу окончила больше пяти лет назад, но сдать экзамен сразу не получилось: не повезло с инструктором, признаётся девушка. По её словам, он не объяснял, как ездить, а просто командовал: «поверни налево», «поверни направо», «нажми на тормоз». В итоге с ним на первом же уроке девушка попала в аварию. А позже и экзамен провалила.
Нынешним летом Наталья решила довести начатое до конца и получить права. На этот раз серьёзнее всего подошла именно к выбору инструктора по вождению.
«Мне кажется, решающим фактором были и остаются рекомендации друзей, знакомых, коллег. Во всяком случае, и я, и мои знакомые, кто недавно тоже сдавал на права, именно так инструкторов выбирают. Сарафанное радио до сих пор работает эффективнее любой рекламы в соцсетях», — считает Наталья Леонова.
Кроме того, взрослые ученики уже учитывают наличие гибкого графика уроков и удобный им район. Ещё один серьёзный аргумент — это возможность после практики сдавать экзамен «от автошколы», перечислила собеседница издания.
«Это не так страшно, как самому барахтаться — ещё и сдавать можно на машине, на которой ты учился. Для многих это важно: люди привыкают к учебной машине, и для них потом пересесть в машину ГИБДД и сразу поехать — это стресс, из-за которого можно провалиться. Но эта услуга у автошкол, разумеется, не бесплатная», — рассказала Наталья Леонова.

После долгих раздумий крымчанка выбрала инструктора по рекомендации мужа и, как признаётся собеседница издания, ни разу не пожалела.
«Мы как-то сразу нашли общий язык. Мне с инструктором очень повезло, потому что он научил меня самым важным вещам: анализировать дорожную ситуацию, чувствовать машину, не бояться неожиданностей, не теряться, если что-то пошло не так. Теперь я понимаю, что я делаю за рулём и почему, умею это самой себе объяснить», — подытожила собеседница издания.
Дорога не прощает ошибок, поэтому во избежание печальных последствий люди готовы тратить на совершенствование навыков вождения и деньги, и время.
Кроме того, нарушение правил ПДД влетает в копеечку. Как рассказывал ForPost, с 1 января 2025 года в 1,5 раза увеличились штрафы для водителей за нарушение правил дорожного движения. Так, за превышение скорости на 20-40 километров нарушители теперь платят 750 рублей вместо 500. Проезд на красный цвет теперь обходится в 1500 рублей вместо 1000, несоблюдение требований разметки и знаков — в 750 рублей вместо 500, езда по обочине — в 2500 рублей вместо 1500.
Вместе с тем, как считает руководитель общественной организации «СтопХам» Крым Константин Возников, увеличение суммы штрафа кардинально не улучшит ситуацию на дорогах. Необходимо ужесточение ответственности за нарушения вплоть до конфискации автомобиля.
Юлия Суконкина
Фото: Татьяна Воробьёва|ForPost, Неонилла Кудрик|ForPost, Татьяна Воробьёва|ForPost, Алексей Лохвицкий|ForPost
