В масштабной работе учёных из разных уголков России поставлена точка. Историки Республики Татарстан и Севастополя завершили исследование, растянувшееся на девять лет: определена точная локация средневековой резиденция крымских ханов Ашлама-Сарай. Подробнее в историческом прошлом полуострова разбирался ForPost.
Разобранный на камни
Археологическая экспедиция «Каффа» Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан изучает материальные остатки памятников, связанных с историей тюрко-татарских государств и Османской империи XVI-XVIII веков на территории Поволжья, Крымского полуострова и Северного Кавказа.
Одним из объектов, который привлёк внимание казанских историков в Крыму, стал дворец Ашлама-Сарай, использовавшийся бахчисарайскими правителями в средние века как загородная резиденция. Об этом рассказал ForPost директор научно-образовательного центра «Археологические исследования» Севастопольского госуниверситета Сергей Бочаров, участвовавший в этой работе.
«Знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666 году посетил Крым и оставил самое подробное описание крымского ханства. Рассказывая об Ашлама-Сарае, он красочно упоминал журчащие дворцы и фонтаны, летние павильоны в китайском и персидском стилях. И нас этот объект очень заинтересовал», — уточнил собеседник.
Однако прежде чем приступить к раскопкам, археологи провели немало часов, собирая по крупицам всю доступную информацию. В частности, они нашли свидетельства того, что с закатом правления крымских ханов к концу XVIII века Ашлама-Сарай также пришёл в упадок.
По данным Сергея Бочарова, при присоединении Крыма к Российской империи в 1783 году светлейший князь Григорий Потёмкин Таврический приказал было возродить загородную резиденцию ханов, но год спустя отдал другое распоряжение. На этот раз он велел разобрать строение на камни, и из полученного материала построить в Симферополе путевой дворец для императрицы Екатерины II в преддверии её грандиозного путешествия на юг.
Приказ князя был исполнен в точности. В итоге, как уточнил севастопольский историк, когда десять лет спустя в балке Ашлама-Дере побывал учёный академик Пётр Симон Паллас, то, как он записал в своём дневнике, от прекрасного сада и дворца ничего не осталось — видны «едва приметные следы».
Следующие полтора века о резиденции мало кто вспоминал, лишь в 1928 году основатель и первый директор Бахчисарайского дворца-музея Усеин Боданинский провёл здесь небольшую археологическую разведку.
«В двух сделанных шурфах он выявил следы фундамента. Ещё один найденный нами документ показал, что в 1935-1936 годах и камни, и фундамент стен дворца были использованы при строительстве хозяйственных построек дома инвалидов на территории Зынджирлы-медресе (Бахчисарай, улица Басенко, 56 — Прим.), — добавил Сергей Бочаров. — То есть Ашлама-Сарай разобрали полностью, но нам было интересно: ну а всё-таки можно сейчас найти место, где был этот дворец, и зафиксировать какой-либо научный материал».
Теорию подтвердили на практике
Чтобы определить, где копать, историки обратились в военно-исторический архив в Москве. Там они получили план Бахчисарая второй половины XVIII века, где был отмечен Ашлама-Сарай. Совместив этот документ с современной картой и аэрофотоснимками, исследователи смогли предварительно определить местоположение дворца.
Кроме этого, продолжил собеседник, учёные провели геомагнитное исследование двух участков, которые показали так называемые аномалии. На основе этих данных в балке Ашлама-Дере было заложено девять разведочных шурфов и один раскоп размером 4х4 метра. Уже на глубине около одного метра археологов ждало подтверждение их теорий.
«Мы прошли всего лишь метр, как пошла вода и следы вымосток. И что самое интересное из находок — черепица, покрытая зелёной глазурью, которая явно применялась для декора, а также множество фрагментов водопроводных труб, по которым вода распределялась между фонтанами и водоёмами. Кроме этого, нашли следы распашки [под сады]. Таким образом, мы полностью подтвердили, что этот дворец находился именно там», — пояснил Сергей Бочаров.
Эти археологические раскопки проходили в 2015-2016 годах. Следующие девять лет историки посвятили обработке результатов полевых исследований. Работа завершилась, по словам собеседника, лишь недавно — сейчас учёные готовятся опубликовать полученные данные, чтобы ввести их в научный оборот.
Кроме этого, обратил внимание Сергей Бочаров, археологи готовы поделиться всеми материалами с гидами, чтобы посещение места, где когда-то находился Ашлама-Сарай, вошло в туристические экскурсии, знакомящие с историей Крымского ханства и Бахчисарайского района.
Шесть ханских дворцов Крыма
Ханский дворец в Бахчисарае сегодня является единственным сохранившимся дворцом правителей Крымского ханства. Однако в отечественных архивных материалах, кадиаскерских книгах (документы, в которых фиксировались судебные разбирательства), дипломатической переписке и посольских отчётах, рассредоточенных в архивах других государств, сохранились сведения о ещё нескольких загородных дворцах крымских правителей. Об этом ForPost сообщила руководитель Музея истории и культуры крымских татар Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника Мерьем Сейтумерова.
«Ашлама-Сарай, Алма-Сарай, Девлет-Сарай, Качи-Сарай, Сюрень-Сарай и Улаклы-Сарай», — перечислила названия резиденций собеседница. — Об этих ханских дворцах известно немногое. Путешественники и дипломаты описывают их как места для отдыха или охоты ханов. На ярлыках и дипломатических письмах эти дворцы указывались как места официальных резиденций, где ханы издавали документы и принимали послов и гостей».
Пока, по данным историка, расположение дворцов определено приблизительно. Так, Алма-Сарай находился «среди садов и виноградников» на берегу речки Альма в урочище Хан-Эли у селения Базарчик (ныне Почтовое). Качи-Сарай располагался на реке Кача возле села Толе (современное Дачное). О дворце Сюрень-Сарай известно, что он был построен по заказу Мехмеда IV Герая в садах, раскинувшихся по берегам реки Бельбек вблизи нынешнего села Танковое, а Улаклы-Сарай возвели в районе современного села Глубокий Яр.
Райский сад
Ашлама-Сарай находился ближе остальных к главной резиденции крымских ханов в Бахчисарае. Мерьем Сейтумерова поделилась красочным описанием этого летнего дворца, которое оставил уже упоминавшийся Сергеем Бочаровым путешественник XVII века Эвлия Челеби.
«Все ханы, ханские сыновья и султаны, их жены и дочери развлекаются в этом саду. Это такой прекрасный сад, в котором, как в райском саду-гулистане, из конца в конец протекает журчащая вода, задерживается у дворцов, которые расположены по углам сада. Вода и воздух там так прекрасны, что, если там кто-то погуляет хоть один час, он забудет горе и печали и пребудет в радости. Каждый из высокочтимых ханов в различных частях сада построил разнообразные позолоченные и расписные превосходные дворцы и павильоны, беседки, как будто сделанные из китайского фарфора. Есть там различные бассейны, фонтаны и дворцы-хавернаки, такие, что, если на них посмотрит обладатель познаний в архитектуре, он приложит палец к устам, и ум его поразится.
Различных плодовых деревьев, которые там растут, нет нигде больше не только в Крыму, но и в любой другой стране. Тысячи видов цветов с превосходным запахом, присланные в подарок ханам, наполняют дыхание ароматом. Особенно замечательны луковицы анатолийского бакыраза, подобные мускусу Рума, и саженцы трабзонской гвоздики, и стамбульский золотой тюльпан, различные красные пионы, истанкойский гиацинт, и много сотен тысяч видов луковиц цветов, приходящих в подарок, красуются в этом саду. Входящие в этот сад думают, что попали в вечный рай. Весной все деревья зацветают, цветут сливы, яблони, груши, черешни, вишни и другие цветы. В этом месте человек пьянеет от благоухания.
Этот прекрасный сад был так украшен во время Мухаммед Герай-хана, потому что сам хан — благородная личность. Под покровом тени различных высоких деревьев между лужайками и цветниками журчат ручьи и источники, во многих сотнях мест выбрасывается из водомётов чистая вода на листья и плоды, вода из фонтанов стекает с деревьев как благословенный дождь».
Из такого подробного описания можно сделать вывод, что дворец Ашлама-Сарай был разбит внутри большого сада со значительными ирригационными сооружениями, и состоял из нескольких архитектурных комплексов, выполненных в различных стилях, прокомментировала Мерьем Сейтумерова.
Как добавила собеседница ForPost, в Британском музее была найдена гравюра неизвестного художника, которая подписана как «Летний дворец крымских ханов». Историк не исключает, что изображён именно Ашлама-Сарай.
«Возможно, именно об этом пруде перед дворцом рассказывали, что последний крымский хан Шагин Герай любил здесь катать на лодочках своих жён. Правителя забавляло раскачивать лодку и смотреть на панику и ужас, охватывавший женщин», — поделилась преданием Мерьем Сейтумерова.
Историк добавила, что существует ещё одна гравюра, которую связывают с дворцом Ашлама-Сарай. Изображённый на этом полотне дворец представлен в совсем другом архитектурном стиле. Какой была резиденция на самом деле, возможно, смогут установить только учёные.
Напомним, с 2018 года на территории бывшей резиденции крымских ханов в Бахчисарае идёт масштабная реставрация. Два года назад параллельно со строительными работами начались археологические раскопки. Одной из находок стали руины предположительно Персидского дворца.
Пелагея Попова
Фото автора, archtat.ru, предоставлено Мерьем Сейтумеровой