На рассмотрении Госдумы находится правительственный законопроект о введении прямого запрета на продажу дополнительных товаров или услуг без согласия потребителя. Документ размещён в базе ГД и готовится к первому чтению.
Это положение будет распространяться в том числе и на случаи навязывания потребителю дополнительных товаров или услуг путём автоматического проставления отметок в электронных сервисах.
При этом потребитель будет иметь право отказаться от оплаты таких навязанных услуг. А обязанность доказать наличие согласия потребителя или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, будет возложена на продавца, исполнителя или владельца агрегатора.
Для этого предполагается внести дополнительную часть в ст. 16 Федерального закона «О защите прав потребителей».
Актуальность проблемы
Авторы законопроекта отметили высокую социальную значимость принятия этих изменений. В пояснительной записке они описали одну из самых распространённых практик, которая часто выявляется Роспотребнадзором и Центробанком по обращениям граждан.
«Хозяйствующие субъекты при реализации авиабилетов и железнодорожных билетов дистанционным способом заведомо проставляют в форме основного договора согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде отметки («галочки»), подтверждающей намерение заключить дополнительный договор (автоматическое согласие)», — сказано в пояснительной записке.
К слову, Роспотребнадзор и ЦБ уже направили хозяйствующим субъектам информационное письмо о недопустимости применения подобной практики.
О другой практике рассказал житель Санкт-Петербурга по имени Сергей:
«Недавно в приложении одного из крупных российских банков я обнаружил списание почти 2 тыс. рублей за какую-то подписку, о которой я не знал. Обратился в чат поддержки, где мне сообщили, что подписка была оформлена при моём общении с представителем банка. Мне был задан вопрос о том, оформлял ли я подписку. На это я ответил, что не помню. Тогда в банке пообещали сами разобраться в ситуации, а через несколько дней я увидел возврат денег на карту. Оказалось, что уже три месяца с меня списывается эта сумма, но я не замечал».
На самом деле это лишь два примера применения подобного рода практик. Как отметили авторы законопроекта, зачастую с таким поведением поставщиков услуг можно столкнуться в сфере ЖКХ, когда жильцам в платёжки по содержанию дома включаются допуслуги, которые не только не относятся к обязательным, но договоры на их оказание не заключены (например, консьерж, кабельное ТВ и т. п.). Также, как отметили авторы документа, такие случаи фиксируются и в работе автосалонов.
Как относиться к этому?
Юрист Егор Фёдоров рассказал ForPost, что описанные практики — это манипуляции, которые заведомо ставят потребителя в неравное положение в переговорном процессе.
Он напомнил, что согласно ст. 421 ГК РФ установлен принцип свободы заключения договора, исключающий понуждение к его заключению или принятию его отдельных условий.
«Любая сделка, даже заключённая путём онлайн-продажи работ или услуг, — это всё же переговорный процесс, когда потребитель соглашается или не соглашается с предложенными условиями. И важно, чтобы он знал об этих условиях всё. Но со случаями автоматического проставления «галочек», разумеется, это условие не только не соблюдается, но и намеренно нарушается продавцом. Отмечу, ранее в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» были внесены положения, запрещающие подобного рода манипуляции. Однако для других сфер хозяйственной деятельности такие же нормы пока не введены. Если законопроект будет принят, то эта проблема будет решена», — отметил юрист.
Он также напомнил, что в действующей редакции закона «О защите прав потребителей» есть положение о запрете применения:
- условий договора, которые обусловливают приобретение одних товаров, работ или услуг обязательным приобретением иных товаров, работ или услуг, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров;
- условий, которые предусматривают выполнение дополнительных работ или оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя.
Андрей Мединский
Обсуждение (5)
Если не поставишь "галочку" что согласен со всеми выдвигаемыми условиями, движения дальше не будет. То есть, либо так, либо никак. Видимость возможности выбора.
Serggio,
Недавно на одном из маркетплейсов я не заметил проставленную галочку и влетел на добровольное страхование.
Пора отказаться от слова потребители. Это оскорбительно так называть граждан.
sapun,
Вы думаете - крепостной или плательщик подати будет звучать красивее и не так оскорбительно?
Я тут карту мамы или папы местного банка получал, дали мне листок согласия, все галочки на местах напечатаны, включая согласие на передачу в и абревиатура мне не известная. Спрашиваю, а это кто/что. Отвечают в дом духе, что все равно ничего нельзя менять и отказываться, какая разница мол. Еле принудил расшифровать.А далее на биометрию согласие....
так что верно