Россия

Россияне жалуются на разорительные счета за «коммуналку»

«В июле тарифы выросли на 9,8%, а в августе заплатили в два раза больше ― как так?»

Фото:
Роберт Вочовский / ForPost

Жители Тюменской, Костромской, Рязанской Калужской областей пожаловались на «золотую» коммуналку. Платёж в их квитанциях в августе вырос в 1,5-2 раза, сообщает «Московский комсомолец».

Юрист и депутат Госдумы объяснили, как такое могло произойти и рассказали, что делать людям, которые должны заплатить «такие сумасшедшие деньги».

Вместо 9,8% коэффициент X2

1 июля впервые за последние полтора года произошёл рост коммунальных тарифов. В среднем по стране они увеличились на 9,8%.

«Есть регионы, где повышение тарифов произошло на 15%, а есть где всего на 2%. 9,8% — средний показатель по стране. Нужно смотреть каждый конкретный регион», — пояснил ситуацию ForPost член думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. 

Например, в Крыму сильнее всего подорожали холодное водоснабжение, водоотведение, отопление и обращение с ТКО — каждый тариф прибавил до 12,8%. Чуть меньше, на 9% подорожала электроэнергия. Меньше всего подорожал сжиженный газ — на 7,2% и газоснабжение — на 5,6%.

В целом по Республике Крым рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля составил 9,5%, что ниже общероссийского уровня — 9,8%, отмечается в сообщении Госкомитета по ценам и тарифам региона.

В других регионах ситуация менее оптимистичная. Например, в августе житель Костромы получил квитанцию, в которой сумма выросла в два раза по сравнению с июлем.

«За "двушку" платёж увеличился с 3850 до 8250 рублей — более чем в два раза», — приводит МК слова костромича.

По данным газеты, в некоторых городах Рязанской, Калужской, Тюменской областей, платёж в квитанции за услуги ЖКХ в августе вырос в 1,5-2 раза.

«На мой взгляд, такого быть не может. Почему? Допустим, в среднем по стране тариф увеличивают на 10%. Глава региона по согласованию с муниципалитетом своим постановлением может добавить к 10% еще 5%. Больше, чем на 15% коммуналка расти не может. Это максимальный совокупный платёж за все жилищно-коммунальные услуги. В него не входит содержание жилого помещения и капитальный ремонт», ― уточнил Качкаев. 

Как счёт за ЖКУ стал «золотым»

На странность ситуации также указал исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», ведущий юрист ЦИК Всероссийского Совета местного самоуправления Сергей Сохранов.

«Озвученные выше примеры можно отнести к некорректным. Почему? Для каждого региона устанавливается предельный индекс платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. Совокупный платёж, который люди должны были увидеть в своей платёжке, не должен превышать тот индекс, который установлен на уровне региона. Уверен, что в вышеобозначенных областях он не должен быть X2. Самый максимальный рост, по моей информации, чуть больше 11%», — сказал Сохранов.

На сайте департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области сказано, что «(предельные) индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги на 2024 год составят: с 1 июля по 31 декабря до 14,1 % (для города Кострома — 9,2 %)». Получается, в каком-то районе Костромской области тарифы повысили до 14,1%, когда как в областном центре рост не превысил 9,2%.

В Рязанской области этот коммунальный показатель равен 9,7%, в Тюменской области ― до 10,2%, в Калужской области — 10%, предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям ― 3,0%.

О коэффициенте X2 действительно речи не идёт. Тогда откуда он взялся в квитанциях за август?

Сохранов на этот вопрос ответил так:

«Государство только регулирует коммунальные тарифы. Взаимоотношения управляющих компаний и граждан ― рыночные, поэтому плата за жилищные услуги могла увеличиться. Так называемая первая строка в квитанции "Содержание и текущий ремонт". Она идёт отдельно. Здесь могло произойти увеличение тарифа». 

По словам Павла Качкаева, платёж, о котором рассказал Сохранов, «устанавливают сами жильцы на общедомовом собрании».

«Может быть, содержание жилого помещения увеличилось в два раза. На эту строку расхода в общей платёжке на сегодняшний день приходится 30-40%. Ещё 30-40% — на отопление, а оставшиеся проценты на воду, электроэнергию и т.д.», — пояснил депутат Госдумы.

К слову, жители Костромы жаловались на то, что «за содержание общедомового имущества в августе им насчитали в четыре раза больше, чем было», пишет МК.

Ещё одна возможная причина резкого увеличения суммы платежа за коммунальные услуги ― нарушение сроков оплаты, предположил Сохранов.

Наш собеседник напомнил, что плата за «коммуналку» на счёт Управляющей компании должна поступить до 10 числа каждого месяца по платёжке, которую граждане получают до 1 числа каждого месяца.

«Если собственник по какой-то причине задержал оплату, произвел её в конце месяца — после того, как УК собрала свой биллинг (комплекс бизнес-процессов системы учёта за жилищно-коммунальные услуги ― прим. ред.), его платёж мог быть не обработан, а новое начисление было произведено. Таким образом, в новую квитанцию попал долг за предыдущий месяц и оплата за текущий месяц. Это произошло несмотря на то, что собственник оплатил, как ему кажется, вовремя. Вот он, возможный вариант появления коэффициента X2», — уточнил эксперт.

Что делать?

Поскольку причин резкого увеличения платы за услуги ЖКХ может быть несколько, Сохранов предлагает идти не простым, но «самым правильным путём» ― запросить в Управляющей компании Акт сверки платежей.

«В этом документе потребитель найдёт начисления по конкретному жилому помещению и оплаты, которые были произведены за определённый период ― лучше запросить данные за год. Если выяснится, что собственник оплачивал предыдущие платежи, а ему накинули долг в новую платёжку, то этот нюанс будет учтён при начислении коммунального платежа за следующий месяц ― его уменьшат на сумму выпавшего в предыдущие месяцы платежа. Ситуация разрешится сама собой», — отметил Сохранов.

Однако, если после изучения Акта сверки платежей выяснится, что платёжка стала «золотой» из-за увеличения тарифа, нужно обратиться в Государственную жилищную инспекцию с требованием сделать перерасчёт или установить причину необоснованно высоких начислений по тарифу.

Госжилинспекция вправе обратиться в ФАС, либо с иском в суд с требованием привести тарифы в соответствие, уточнил Сохранов.

«Если выяснится, что резко подорожали жилищные услуги (управляющая компания подняла плату и не предоставила обоснования в виде протокола общего собрания собственников многоквартирного дома), Госжилинспекция и собственники могут потребовать от коммунальщиков снизить плату до прежних значений, сделать перерасчёт», — пояснил эксперт.

Депутат Госдумы Павел Качкаев также советует идти по этому пути. Он объяснил, почему плату за жилищные услуги нельзя отрегулировать на законодательном уровне: 

«Мы пытались решить этот вопрос, но столкнулись с противоречиями в Жилищном Кодексе РФ. Согласно ему, жители сами определяют стоимость содержания жилого имущества. Поэтому все законодательные инициативы по этому вопросу непроходные, так как не соответствуют действующему законодательству».

А что с отоплением?

Пока эксперты разбираются в ситуации, жители с ужасом ждут наступления холодов. Они не знают, насколько ещё вырастет платёж, когда в квитанции появится строка «Плата за отопление».

«Даже на 4 процента повышение — это уже много, особенно для пенсионеров, инвалидов. Это вообще зачем такое делать, что люди у нас очень хорошо живут?», — негодуют некоторые москвичи.

Не стоит забывать и про корректировку платы за отопление для каждой квартиры. Он должна быть определена не позднее 31 января и вносится собственником не единоразово, как это было раньше, а по частям в течение всего года, сообщил РБК руководитель направления правового сопровождения споров в сфере коммунального хозяйства и управления недвижимостью юридической группы «Яковлев и Партнёры» Сергей Сергеев.

Допустим, перерасход составил 3 тысячи рублей. Эту сумму нужно вносить не сразу, а на протяжении 12 месяцев. Размер ежемесячного платежа составит 250 рублей.

Также важно понимать, что сумма корректировки не может превышать 15% от суммы, которая была начислена за отопление в аналогичном месяце прошлого года. То есть если в феврале прошлого года за отопление были заплачены 3 тысячи рублей, то в феврале этого года сумма не может превышать 3,45 тысячи рублей.

И ещё один важный нюанс: поскольку на отопление в квитанции на оплату услуги ЖКХ приходится 30-40%, то примерно настолько увеличится платёж, когда батареи в квартире станут горячими.

Качкаев надеется, что в этой части злоупотреблений не произойдет.

Роберт Вочовский

440
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (3 голосов)

Обсуждение (4)

Profile picture for user Севастопольский житель
468

А сами депутаты не пробовали решить проблему, а не чужими руками (пострадавших)?

Севастопольски…,

чего Вы прицепились, чесс слово?! 

 

сказано Вам: они ПЫТАЛИСЬ, но "столкнулись с противоречиями" 

 

они ПЫТАЛИСЬ, понимаете? но СТОЛКНУЛИСЬ - понимаете?! Чего непонятного? Ну и всё... 

 

И вообще - не задалбывайте своими вопросами, а лучше идите празднуйте со всем Севастополем результаты Выборов!

Profile picture for user эдвард59
943

«Мы пытались решить этот вопрос, но столкнулись с противоречиями в Жилищном Кодексе РФ.

Ну так кто мешает "нардепам" изменить закон? Они же там и сидят для этого, новые законы создают, а старые совершенствуют.  

Особенно радуют перерасчёты за 23 год за ЭЭ СОД ОИ. Рекетиры  90 годов нервно курят в сторонке. Рекомендую обратить внимание на эту графу в квитанциях ЖКХ.

Profile picture for user Dugon
545

Реальные способы в нашем Городе, когда Упр.Комп. (УК) делает, скорее всего намеренные, "ошибки" к расчетам своих услуг и потребленных ресурсов (ясно,с целью получения незаконного дохода) сводятся к следующим действиям: 

 1. завышение значения потребленных ресурсов на ОДН (КР СОИ). Иногда в десятки и сотни раз от реальных значений. Так наш МКД в 2023 году оплатил ОДН эл.эн. на 62 месяца вперед, т.е. лишних 62-12=50 месяцев. Что примерно на четыре года вперед. А за 8 месяцев 2024 года уже произведена оплата этого ОДН на 12 месяцев вперед и никто вернуть средства за 50 месяцев 2023 года не собирается. 

2. Использование незаконных значений долей от общего имущества (ОИ) в расчетах персональных сумм ОДН (КР СОИ). Например, ОСС нашего МКД утвердил ДОЛИ собственников и провел Протоколом, в этом расчете сумма доле равна 1 (единице), а УК применяет доли сумма которых не известна никому, предположительно больше единицы.

3. В счетах (и соответственно в расчетах) делаются "ошибки" значений Городского тарифа "услуг по управлению", когда незаконно к значению, например, для 5-6 этажки = 15р.41к. прибавляют оплату ВДГО (за ОИ газ.оборуд)=0.85 р./кв.м. и пишут незаконный тариф = 16р.26к.   А между тем, согласно Постн. №188-пп и его Прил. № 2 и 3 сумма ВДГО уже входит в Городской тариф = 15р.41к. Кроме того, в Счете всегда должны быть указаны именно законные значения Городского тарифа, а все что свыше, указывается отдельно и толькоь после того, когда ОСС МКД утвердило это доп. оплату и есть Протокол с 2/3 голосов ОСС МКД "ЗА" такую трату.

4. В расчетах за эл.эн. делается "ошибка" (и мы на неё указываем, но это не помогает устранить уже два месяца подряд) и вместо расчета, например, расхода эл.эн. потребителем  в 500 кВтЧ исходя из тарифов с  01.07.2024 г.  (150х4,49)+(350,00 х 4,82)=673,50 + 1687,00 = 2360,50  р. в Счете указывается расчет только по тарифу 4р.49к. и сумма = 2245 р.   Для чего? ... А всё потом станет понятно, когда через пару тройку месяцев будет прислан перерасчет с правильными значениями и тарифа и сумм, и уже сама итоговая сумма счета будет не такой кусающей, просто потому, что кончится жара и потребление эл.эн. кондиционерами, а заодно возникнут сложности с поиском истинных значений расхода ресурса и истинной суммы перерасчета для возврата излишних изъятых.

5. Всегда, пока именно так было на практике, когда УК или РСО изъяло (по "ошибке") лишнюю сумму денег, возврат оной обратно был не деньгами, а "будущими услугами или ресурсом" (т.е какое-то время в счете сумма ставилась "ноль"), но всегда, если услуг и ресурсов УК брала на 1000 процентов (в 10 раз) больше, то возвращала только не более 200 процентов (только за 2 раза), причем происходило это только после неоднократного напоминания писания Жалоб. Если же напоминаний не писать, то скорее всего и частичного возврата не будет.

      Если собственники помещений МКД не взяли под свой контроль все приборы учета ресурсов (ПУ), а особенно касающиеся ОИ (общедомовых расходов), не контролируют и не участвуют в проверке расчета ОДН (А это право, как участникам рынка ресурсов и плательщикам им дано Пр. № 354), то доказать что-либо незаконное в фантастических завышенных ОДН, будет проблематично, а УК (даже не сомневайтесь) все ОДН (КР СОИ), как и РСО будет считать многократной своею маржою и делать всё чтобы эта маржа была большой и вечной. Власти, правоохранители, контрольные и надзорные органы не смотря на огромное число жалоб и раскрытие вышеприведенных способов незаконной прибыли бизнеса в ЖКХ, пока ничего не делают. А особенно печальна в этом бездействии - роль ГЖН (ГЖИ), орган который Законом предназначен для наведения порядка с размерами тарифов, расчетами за услуги и ресурсы, соблюдением экономических интересов граждан, фактически защищает только интересы бизнеса, УК и РСО. 

      

Главное за день

Можно ли в Севастополе сделать полностью натуральный мёд?

Вкратце, если заниматься этим делом всерьез и с самоотдачей – да!
19:06
11
5110

На мысе Лермонтова в Севастополе продолжается «битва» частников и Минобороны

Российскому суду приходится всё глубже закапываться в нюансы украинской юриспруденции.
16:02
26
7460

Как крымские волонтёры делают наших защитников в зоне СВО невидимыми для тепловизоров

Тактические покрывала защищают не только людей, но и технику.
18:20
4
1104

«Севастопольэнерго» не подключает дом ветерана к свету даже после выигранной им кассации

Даже ежемесячные штрафы не могут заставить компанию выполнить свои обязательства.
14:02
14
3340

Севастопольские судебные приставы требуют освободить ТЦ «Московский» до 15:00

На выселение из помещений у предпринимателей остаются считанные часы.
12:00
35
9262