Здание Евпаторийского городского театра имени А.С. Пушкина является объектом культурного наследия федерального значения. Однако несмотря на высокий охранный статус, здание 1910 года постройки уже несколько десятилетий не видело серьёзного ремонта. Недавно стало известно о том, что власти, наконец, обратили внимание и на этот архитектурный шедевр Крыма.
Деньги на реставрацию
Как написал в социальных сетях глава администрации Евпатории Александр Юрьев, вопрос реконструкции здания Пушкинского театра «стоит остро». В этом он лично убедился вместе с зампредседателя Совмина Крыма Михаилом Назаровым, осмотрев театр.
«Совместно с Михаилом Анатольевичем оценили масштаб предстоящих работ, начиная с подвальных и заканчивая репетиционными помещениями, — сообщил глава курорта. — Руководством Республики Крым принято решение о выделении средств на ремонт и реконструкцию здания».
Александр Юрьев добавил, что специалисты в ближайшее время разработают проектно-сметную документацию необходимых работ.

По данным министерства культуры Крыма, куда обратился за подробностями ForPost, научно-проектная документация «Ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения “Здание театра им. А.С. Пушкина”, 1908-1910 годы, г. Евпатория, пр. Ленина, д.1, литер “А”» уже разработана. Ещё в 2023 году ведомство согласовало проект работ, подготовленный ООО «РемМастер» из Йошкар-Олы (Республика Марий Эл).
История ремонтов
Как следует из научно-проектной документации ООО «РемМастер», которая есть в распоряжении ForPost, здание театра благополучно пережило Гражданскую и Великую Отечественную войны. Лишь в 1974 году здесь впервые провели ремонт, а конструктивные изменения появились уже после распада СССР.
«Количество мест увеличилось до 900 (уменьшены ложи и добавлены партерные места), произведена замена кровли. При этом внешний вид театра нисколько не пострадал и не видоизменился», — говорится в проекте ООО «Реммастер».
В 2000-х театру поменяли кровлю, заменив оцинкованную кровельную сталь на профлист. В это же время, по данным материковых проектировщиков, здание «претерпело незначительные изменения: утрачены некоторые декоративные элементы, несколько изменена входная группа, полностью утрачено ограждение и первоначальное благоустройство прилегающей территории».

После присоединения Крыма к России Евпаторийский театр пережил ещё один небольшой «апгрейд».
«Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым 01.10.2019 ООО “РемМастер” выдано разрешение на монтаж системы автоматической пожарной сигнализации. Акт приёмки работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации, вышеуказанного объекта культурного наследия, подписан 17.06.2020», — сообщил в ответе на информационный запрос ForPost замминистра культуры РК Андрей Терещенко.
Благодаря этим усилиям сегодня, по данным министерства, техническое состояние исторического здания оценивается как «ограниченно работоспособное».
Как повлияет предстоящая реставрация на работу театра, в Минкульте Крыма и в администрации Евпатории, куда также обращался ForPost, затруднились ответить. В культурном ведомстве лишь напомнили, что собственной труппы в Евпаторийском театре имени А.С. Пушкина никогда не существовало — здание традиционно сдавалось в аренду приезжим артистам. Сейчас уже много лет здесь работает отделение Крымской государственной филармонии и творческий коллектив крымскотатарского ансамбля песни и танца «Хайтарма».
Как в Евпатории появился новый театр
На рубеже XIX-XX веков жители Таврической губернии наблюдали необычайно бурный рост Евпатории. Этот уездный город буквально охватила курортная лихорадка: за короткий срок здесь появилось не только множество частных вилл и дач, но также общественные, культурные, лечебные и санаторные здания.
В это же время общественность заговорила о необходимости создания нового городского театра, поскольку помещение, где ставились спектакли, сгорело в 1898 году.
«Реальное начало решению вопроса было положено в 1901 году, когда гласный Евпаторийской городской думы Мордхай Симович Сарач (1845-1903 года) заявил, что желает пожертвовать на строительство театра 25 тысяч рублей, о чём письменно и заявил управе курорта», — рассказала ForPost член совета Крымского отделения ВООПИиК, начальник общественного движения «Штаб архитектора Генриха» Виктория Струнина.
Однако сходу решить такой важный для культурной жизни города вопрос не удалось. Камнем преткновения стал выбор места, подходящего для театра. По словам собеседницы, дело сдвинулось с мёртвой точки, когда новый городской голова Евпатории Семён Дуван убедил общественность и душеприказчиков скончавшегося в 1903 году Мордхая Сарача, что театр необходимо строить между Старым городом и Дачным районом.

Выбирая проект будущего Евпаторийского театра, Семён Дуван вместе с городским архитектором, гражданским инженером Адамом Генрихом и классным художником архитектуры Павлом Сеферовым побывали в Одессе, Киеве, Москве и Санкт-Петербурге, где знакомились с лучшими образцами архитектуры в этой сфере.
Лишь в августе 1907 года Евпаторийская городская дума единогласно приняло постановление строить театр, утвердив совместный проект Адама Генриха и Павла Сеферова.
«Архитекторы — прежде всего Адам Генрих — постарались украсить здание непредусмотренными ранее декоративными деталями в духе стиля модерн. <…> С особой тщательностью был отделан зрительный зал, обладающий прекрасной акустикой. <…> Этот зал при относительно скромных выразительных средствах может служить примером архитектурного совершенства», — такие слова директора Евпаторийского краеведческого музея Татьяны Придневой процитировала Виктория Струнина в беседе с ForPost.
На театральных подмостках
Евпаторийский театр открылся 20 апреля 1910 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») в исполнении артистов Мариинского театра. С этого дня культурная жизнь курорта получила новый импульс.
По данным Виктории Струниной, Евпаторию сразу внесли в список гастролей профессиональные театральные труппы столицы. Кроме этого, на сцене выступали местные артисты, а также читали лекции знаменитые учёные и общественные деятели.
«Лекторы подбирали интересные и волнующие публику темы, например, отношения между мужьями и жёнами, отцами и детьми, о праве на материнство и об абортах», — перечислила собеседница ForPost.
Евпаторийские зрители в разные годы могли насладиться талантом таких известных людей, как Фёдор Шаляпин, Евгений Вахтангов, Александр Вертинский, Владимир Маяковский и Фаина Раневская.

В 1937 году Евпаторийский театр получил посвящение Александру Пушкину. Это было сделано в преддверии столетней годовщины со дня гибели поэта.
Как подчеркнула Виктория Струнина, в 1950-1960-е годы на гастроли в Евпаторию приезжали артисты не только со всего Советского Союза, но и из-за рубежа. Например, Вольф Мессинг показывал психологические опыты, а дочь Фёдора Шаляпина рассказывала о знаменитом отце, при этом демонстрировала диапозитивы и механическую запись произведений, которые он исполнял. В новогодние праздники в фойе театра детей и взрослых традиционно ожидала главная ёлка города.
Чем меньше — тем лучше
Со временем здание театра стало нуждаться в серьёзном ремонте. По данным Виктории Струниной, особенного внимания требовала крыша.
«И-за длительного проникновения влаги началась деформация стропил и лаг. В целях профилактики обвала штукатурки с потолка зрительного зала его даже затягивали рыбачьими мелкими сетями, — рассказала краевед. — В действительности, конструкции ферм были изготовлены так искусно, что не имели ни одного болтового или гвоздевого соединения, всё держалось и крепилось на деревянных нагелях — так просто и в то же время надёжно они были изготовлены. Конструкции прослужили более 60 лет и выдержали все нагрузки. Теперь их предстояло укрепить».
Капитальный ремонт театра состоялся в начале 1970-х годов. По свидетельству первого секретаря Евпаторийского горкома партии Валентина Петунова в книге «Евпатория — судьба моя», комиссия технадзора предписала снять и заменить весь старый потолок, кровлю над сценой и зрительным залом. По данным Виктории Струниной, проблему удалось решить, не уничтожая историческую конструкцию.
Впрочем, без нарушений первоначального замысла архитекторов Адама Генриха и Павла Сеферова не обошлось.
«Изначально трёхъярусный зрительный зал театра был рассчитан на 630 мест: 312 — в партере, 134 в бельэтаже с ложами и 184 — на галерее. В советское время гонка за увеличением вместимости привела к росту числа зрительских мест, перестройке рядов и лож, а вместе с этим — к тесноте между очень длинными рядами кресел (ранее по центру был проход) и к обратному эффекту — ныне на многих постановках и городских мероприятиях места в зале остаются свободными. Самое главное — из-за необдуманного решения ухудшилась акустика зрительного зала, которую ранее отмечали многочисленные исполнители, выступавшие со сцены», — напомнила собеседница ForPost.
Поэтому общественное движение «Штаб архитектора Генриха» призывает вернуть первоначальное количество зрительных мест в зале, а также восстановить центральный проход и ложи в бельэтаже. Кроме этого, добавила Виктория Струнина, необходимо увековечить имена зодчих, установив в холле театра после ремонта портреты Семёна Дувана, Адама Генриха и Павла Сеферова, которые всё сделали для того, чтобы Евпатория превратилась в первоклассный курорт России, а городской театр стал венцом их совместной работы.
Напомним, в Симферополе полным ходом идёт реставрация кровли ГАУК РК «Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького». Работы должны быть завершены до начала ноября 2025 года. На это выделено почти 50 миллионов рублей.
Пелагея Попова
Фото автора; Александр Юрьев |ВКонтакте; предоставлены Викторией Струниной