За несколько месяцев до начала Первой Мировой войны запад Крыма погрузился в траур: средь бела дня у себя дома скоропостижно скончался архитектор Евпатории Павел Яковлевич Сеферов. Город был убит горем, а к дому покойного на узкой улице в Малом Иерусалиме стекались новые и новые люди. Толпа была настолько большая, что вместо катафалка решено было нести гроб с телом до кладбища на руках — даже незнакомые лично с мастером горожане с готовностью подставляли своё плечо.
Кем же был этот необычный евпаториец? О знаменитом архитекторе Павле Сеферове узнал корреспондент ForPost, посетив II научно-практическую конференцию «Историко-архитектурный облик Евпатории: история и современность», посвящённую в этом году 150-летию мастера.
Инвестиции в будущее
Будущий архитектор родился 1 августа 1873 года в семье армянского купца 2-й гильдии Агопа Сеферьянца. При рождении мальчику дали имя Богос.
Дом на улице Тучина в Евпатории, где родился П. Сеферов.
Сеферьянцы были родом из города Нахичевань-на-Дону: сейчас один из микрорайонов Ростова-на-Дону. Туда их в XVIII веке по приказу императрицы Екатерины II переселили из Крыма вместе с другими армянами. Однако в конце XIX века крымские армяне начали возвращаться на полуостров. Вернулась и семья Сеферьянц. Оказавшись в Евпатории, семья заняла почётное место в кругу крымской купеческой знати. А затем имена и фамилии свои стали склонять на русский лад, указывая армянский вариант в скобках.
Родители П. Сеферова. Фото из фондов Евпаторийского краеведческого музея.
Павел Сеферов до десяти лет обучался дома, после чего был отправлен в Москву. Здесь в течение пяти лет до 1889 года он находился в частном учебном заведении — гимназических классах Лазаревского института восточных языков, рассказал главный хранитель МБУК «Евпаторийский краеведческий музей» Юрий Губанов.
Видимо, у 15-летнего мальчика уже в этом возрасте проявились художественные способности, потому что после гимназии он поступил в училище живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества. Его учебные работы наставники встретили с одобрением: в 1895 году юного крымчанина удостоили малой серебряной медали, а два года спустя выдали диплом «с получением чина неклассного художника архитектуры с правом производить постройки».
Однако амбициозному молодому человеку этого было мало: в 1897 году Павел Сеферов стал студентом Высшего художественного училища при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге «для повышения своего статуса и приобретения классного чина», пояснил Губанов.
Впрочем, столица подарила евпаторийцу не только возможность перенимать мастерство у именитых мэтров (так, Сеферов обучался в мастерской профессора архитектуры Леонтия Бенуа), но и вкусить бунтарский дух. Последний опыт оказался печальным, поскольку за участие в студенческой забастовке в 1899 году Павел Сеферов был вынужден покинуть академию.
Читайте по теме: Хранитель памяти: в Крыму простились с Сервером Эбубекировым
Заветный классный чин он получил лишь год спустя, проучившись ещё недолго в уже знакомом ему училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. По-видимому, на этом цель была признана выполненной, и Павел Яковлевич вернулся домой. Об этом свидетельствует отметка из полицейского управления в углу его учебного диплома о том, что 14 октября 1901 года Сеферов получил вид на жительство в Евпатории.
Предвосхищая время
В родном городе столичный выпускник не стал сидеть сложа руки, а начал активно работать. Правда, к выбору клиентов подходил придирчиво, поскольку в деньгах благодаря семейному капиталу не нуждался.
«Главный архитектор Евпатории того периода Адам Генрих проектировал всё: от генплана до амбара, это было его обязанностью, и он этим зарабатывал деньги. Сеферов был частным архитектором, который мог позволить себе всё, что хочешь: все его проекты — это дома состоятельных людей. Он брал только VIP-проекты, где он по сути творил как художник, что хотел. Мне самой, как архитектору, это видно», — рассказала ForPost глава евпаторийского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Татьяна Савченко.
Одним из таких проектов стал доходный дом городского головы Семёна Дувана, с которым Сеферов близко сошёлся.
«Архитектурный шедевр Евпатории, жемчужина, одно из лучших зданий города в стиле модерн», — так охарактеризовал эту постройку ещё один участник конференции председатель Союза архитекторов Крыма Кирилл Бабеев.
Доходный дом Дувана спроектирован Павлом Сеферовым.
После первых работ идеи молодого мастера настолько пришлись по душе курортной публике, что нередко он получал карт-бланш от заказчиков на самые смелые задумки.
Так, по словам собеседницы ForPost, настоящим вызовом для того времени стал проект отеля «Бейлер». К сожалению, во время Великой Отечественной войны здание было разрушено.
«На углу здания находилась водонапорная башня, обеспечивавшая каждый номер водой в ванне. Эта башня была выполнена в стиле конструктивизма — он опередил время, ведь всё здание было спроектировано в стиле модерн, с античными барельефами, — поделилась мнением Савченко. —Он инициировал открытие в городе электростанции, сам проектировал её здание, а потом подарил готовую постройку городу».
Здание первой «сеферовской» электростанции также не сохранилось. Зато до наших дней дошли другие общественные проекты: городские библиотека и театр.
Чертёж городского театра подписан Павлом Сеферовым.
Работа интересовала Павла Яковлевича в первую очередь с художественной, а не финансовой точки зрения.
«Весь труд по проектированию здания библиотеки и наблюдения за его постройкой Павел Яковлевич осуществлял на безвозмездной основе. Более того: им было сделано денежное пожертвование на строительство библиотеки и принесено в дар около сотни томов сочинений писателей-классиков литературы», — в свою очередь рассказал Юрий Губанов.
Читайте по теме: Борьба с забвением: как одна крымская вышивальщица спасла целое искусство
Не в силах оставаться в стороне и ограничиваться лишь архитектурным преображением Евпатории, Сеферов вёл активную общественную деятельность. В 1906 году он был избран гласным городской думы, позже участвовал в электрификации курорта и прокладке трамвайной линии.
Такая яркая наполненная созиданием и трудом жизнь на благо родного города оборвалась внезапно в 1914 году: Павел Сеферов умер среди бела дня от разрыва сердца. По данным Татьяны Савченко, за два дня до этого в Евпатории запустили первый трамвай. В тот день 40-летний Павел Яковлевич пришёл домой, потянулся обнять ребёнка и упал.
«В городе был серьёзный шок, потому что никто не ожидал. Все переживали и скорбели. Известно, что от его дома до кладбища гроб с его телом несли на руках, сменяясь по очереди», — добавила собеседница ForPost.
Похоронили архитектора на армянском кладбище в склепе родителей.
Внучка Павла Яковлевича Марина сейчас проживает в Москве. Она часто бывает в Евпатории, но на конференцию не смогла приехать из-за здоровья. Между тем именно у неё в гостях останавливался внук Семёна Дувана Филипп Борисович во время нынешнего турне в Крым.
Читайте по теме: В Крым из Франции приехал внук главы дореволюционной Евпатории
Пелагея Попова
Фото автора
Обсуждение (2)
Замечательная история, о людях
Прекрасную память оставил после себя архитектор. Его уж нет более ста лет, а дома- шедевры стоят люди вспоминают.