«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка».
Лев Николаевич Толстой. «Война и мир»
Патриотическое воспитание — это, конечно, хорошо... Даже замечательно. То есть безусловно прекрасно. И необходимо.
Да только — безусловно ли? Похоже, патриотизм — не только «последнее прибежище негодяев», но и первейшее — у страдающих недомыслием.
Дом-музей севастопольского подполья решил отметиться новогодними мероприятиями для подрастающего поколения: детей «5+» — от детсадовцев до младших школьников — приглашают совершить «новогоднее путешествие в 1941 год вместе с Дедом Морозом-партизаном».
Если кто-то подумал, что это чья-то скверная шутка, — так нет: вот афиша, такие расклеены по всему городу.
Бросается в глаза «сладкий подарок!». Сорок первый — Ленинград уже в блокаде, Севастополь осаждён. «Рус, сдавайся! — и будет тебе сладкий подарок».
Впечатление, что затейники из музея севастопольского подполья (!), придумавшие «новогоднее путешествие в 1941 год», забыли или вообще не представляют, что такое сорок первый год. Не победный сорок пятый, что хоть как-то можно было бы понять, — сорок первый...
Не углубляясь сейчас в историю, напомню: к декабрю 1941 года только безвозвратные потери Красной Армии составили более 3 миллионов человек; к середине 1942 года в оккупацию попало более трети населения Советского Союза...
Придётся повторить, казалось бы, очевидное: война — не праздник; война не отменяет ни праздников, ни веселья, ни подарков (в том числе сладких), но праздники во время войны отмечаются иначе, чем в мирное время, и веселье — иное, да и День Победы — праздник со слезами на глазах.
Необходимое каждому путешествие в 1941 год не должно быть праздничным — очень жаль не понимающих этого людей.
Когда над Родиной набатом
Беда качнула небосвод,
Отец мой стал простым солдатом
В тот страшный сорок первый год.
Идя сквозь слёзы, кровь и пепел,
Чьё сердце гневно не дрожит?
Не знаю, где он пулю встретил,
Не знаю я, где он лежит.
И чья рука его зарыла,
Песок иль глину постеля.
Но знаю, что его могила –
Вся им спасённая земля.
Автор стихотворения «Отец» — Николай Борисович Рачков родился 23 сентября 1941 года, его отец погиб на фронте в начале войны, до рождения сына.
Перечитайте ещё одно из тысяч бессмертных произведений, написанных в сорок первом или об этом скорбном годе, — стихотворение «Мать» (1941 год) Дмитрия Борисовича Кедрина (1907–1945 гг.):
Война пройдёт — и слава богу.
Но долго будет детвора
Играть в «воздушную тревогу»
Среди широкого двора.
А мужики, на брёвнах сидя,
Сочтут убитых и калек
И, верно, вспомнят о «планиде»,
Под коей, дескать, человек.
Старуха ж слова не проронит!..
Отворотясь, исподтишка
Она глаза слепые тронет
Каймою чёрного платка...
***
Уберите афиши! Перенесите ваш вояж на другое время, не делайте его празднично-новогодним.
Если же музей подполья не имеет к этому отношения — тогда возникают совсем другие вопросы.
Владимир Петров
Обсуждение (5)
Что-то перемудрили. Я понимаю отмечать Новый год во время войны, но делать тематикой войну на Новый год по-моему неуместно.
komandor,
Вот если по уму, то можно было бы рассказать детям, как праздновали Новый год во время Великой Отечественной. Рассказать, что и во время войны людям нужно что-то светлое, праздничное, дарящее надежду. У меня есть ёлочная игрушка 1942 года выпуска. Страшненькая как подбитый танк, но каждый год мы её вешаем на елку. Именно она символ надежды на лучшее в новом году, потому, что "это был тяжелый год" не идет ни в какое сравнение с годом выпуска этой игрушки.
komandor,
Наверное, идея именно в этом и состояла. Но способ "продвижения" мероприятия (платного, к слову) - ну... необдуманный как минимум.
кэт,
ну, будем надеяться, что не так, как представил Olegbsss. Афиша конечно "жесть"
Да уж... представил себе Деда Мороза в папахе и с ППШ наперевес, который дарит детям трофейный немецкий шоколад.