Экстренным службам могут предоставить право таранить неправильно припаркованные автомобили в случае, если они мешают проезду спецтехники. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на автора законопроекта, депутата Госдумы Сергея Колунова.
По словам парламентария, законопроект находится в стадии разработки и может быть внесён в ГД в конце апреля или в начале мая.
ForPost пообщался с экспертами о необходимости внесения в законодательство таких изменений.
Давняя проблема
По словам руководителя московского общественного движения «Автомобилист» Максима Едрышова, вопрос расширения прав экстренных служб поднимается уже давно.
«Это прежде всего касается больших автомобилей МЧС, которые без труда могут сдвинуть транспортное средство, мешающее проезду. Идея достаточно давняя, ведь в практике возникают ситуации, когда пожарный автомобиль не может проехать к месту тушения пожара из-за того, что все дворы заставлены машинами. В таких случаях иногда, действительно, необходим физический контакт, поскольку речь идёт о спасении жизни и здоровья людей», — пояснил Едрышов.
И это не пустые слова.
В декабре прошлого года в подмосковных Мытищах пожарные из-за заставленного машинами двора не смогли спасти женщину с ребёнком.
В начале этого года аналогичный случай произошёл во Владивостоке — пожарные не смогли проехать во двор, заставленный автомобилями. В этот раз никто не пострадал, однако тремя годами раньше во Владивостоке по той же причине из пожара не удалось спасти двоих детей.
Вопрос ответственности
По словам юриста Егора Фёдорова, действующее законодательство предусматривает ответственность за причинение ущерба имуществу.
«Такие нормы содержит Гражданский кодекс, где указано, что ущерб должен быть возмещён. Кроме того, Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества. Это общие нормы. Но мы говорим об исключении для экстренных служб, которое продиктовано общим общественным благом. В таком случае, да, пожалуй, такое исключение может быть закреплено в законодательстве в дополнение к уже существующим полномочиям. Однако, во-первых, это должно быть чётко сформулировано в новых нормах, чтобы исключить разночтения в их толковании, а во-вторых, этими положениями должен соблюдаться и паритет общественных и личных интересов. В противном случае мы получим мертворождённую норму», — высказал мнение юрист.
Он отметил, что даже уже закреплённые расширенные полномочия экстренных служб далеко не всегда исполняются их сотрудниками.
«Например, полицейские при преследовании авто крайне редко идут на контактный способ остановки транспортных средств. Поскольку в таком случае они понимают, что их ждёт длительное разбирательство и дело вообще может дойти и до суда», — отметил юрист.
Компенсация нужна
По мнению автоэксперта Максима Едрышова, даже если спецслужбы и получат легализованное право таранить автомобили, то ущерб от таких действий должен компенсироваться.
«Если человек поставил машину в неположенном месте, это не означает, что с ней можно делать всё, что угодно. Так ведь можно рассуждать и о том, что если на неправильно припаркованную машину упал лёд с крыши, то и не нужно компенсировать ущерб. Хотя по закону автомобилист должен понести административную ответственность только за нарушение правил парковки, а то, что коммунальщики недобросовестно выполняют обязанности, — это их зона ответственности», — пояснил Едрышов.
Аналогичного мнения придерживается и юрист Егор Фёдоров.
«Это прямо следует из статьи 16.1 ГК РФ, где указано, что ущерб, причинённый правомерными действиями госорганов и их сотрудников, должен быть компенсирован гражданину», — пояснил эксперт.
Рано обсуждать
Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков в беседе с ForPost отметил, что пока текст законопроекта не обнародован, обсуждать предложение не имеет смысла:
«Дело в том, что у экстренных служб и так уже есть право и вскрывать авто, и даже таранить их для предотвращения большего ущерба, поскольку законодательно общественная безопасность ставится выше личных интересов конкретного индивида. Но даже в этих случаях есть целая система ограничений. Например, если что-то горит, то пожарные могут просто убрать чей-то автомобиль. В таком случае машине могут быть причинены повреждения, но она и сама не сгорит, и пожар удастся ликвидировать».
С этим мнением согласны и другие эксперты.
«Всё будет зависеть от текста законопроекта. А пока мы говорим лишь о намерениях. И я считаю, что как минимум у пожарных должно быть право использовать контактный метод проезда к месту возгорания», — резюмировал Максим Едрышов.
Андрей Мединский
Обсуждение (10)
Абсолютно поддерживаю ибо паркуются где хотят даже у песочниц
Может сначала решить вопрос с доступными парковками?
Надо впереди машин МЧС и Скорой пускать бульдозеры.
Дичаем на законодательном уровне.
А что, выпускаемые машины способны для тарана!? Думаю, что они чужие машины побьют и сами никуда не уедут...
надо кованый бампер впереди всем приделать или ковш для отбрасывания в сторону нарушителей.
При этом АДминистрации курят в сторонке!!! Стоянками автотранспорта и не надо заниматься!!!
Не слышал, чтобы строили многоэтажные гаражи и парковки под домами!!!
Возле каждого дома на узкой проезжей части, не рассчитанной на парковку, наставлены машины, чтобы сразу из постели сесть за руль. Несколько раз наблюдала как владельцы машин ругаются за якобы их парковочные места, задолбали. Правильное решение про таран, может таким образом хоть чьи-то жизни спасут
Дичаем когда не соблюдаем ПДД.
И что с памятью народа сделали? То же самое писалось ещё в 2016-ом году., а паровоз до сих пор на месте....
https://www.vesti.ru/article/1535259
06 декабря 2016 21:27
Экипаж идет на таран: скорые и пожарные смогут сносить мешающие машины
Давно пора было разрешить пожарным и скорым таранить и освобождать проезд, а водителей призываю парковать своих коней правильно, перед выходом из машины осмотрите и убедитесь возможно ли объехать припаркованный вами авто.