Об этом рассказали на заседании Наблюдательного совета по реконструкции Большой Морской.
Поперек улицы
Самой таинственной находкой, сделанной в ходе реконструкции Большой Морской, стал подземный ход в районе площади Лазарева. Об этом рассказала на последнем заседании наблюдательного совета замдиректора музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Сарапулкина. Именно с «Херсонесом Таврическим» подрядчик работ заключил контракт на их археологическое сопровождение.
Как мы уже сообщали, подземный ход был обнаружен строителями в начале февраля. По словам Татьяны Сарапулкиной, археологи предполагают, что он относится к 19 веку.
«Внутри мы обнаружили два фрагмента черепицы, а в самом дальнем конце, где подземный ход обвален - возможно, в результате военных действий, - фрагмент совершенно ржавой, коррозированной металлической посуды. Может быть, какая-то банка из-под краски», - рассказала замдиректора музея-заповедника.
Все находки специалистами зафиксированы, и сейчас, по словам Татьяны Сарапулкиной, они наносят подземный ход на схему площади.
«Мы уже точно знаем, что это будет объект археологического наследия. Мы определим и нанесем на площадь его границы и в рабочем порядке дадим строителям рекомендации по его консервации, - сказала докладчица. - Мы предлагаем накрыть его плитой, затем проложить гидроизоляцию, затем – сигнальную ленту».
Сигнал, по ее словам, будет адресован исполнителям будущих ремонтных работ. По нему они должны понять, что копать здесь нельзя.
«В дальнейшем нужно насыпать грунт на уровне одного метра и аккуратно выровнять с поверхностью земли. И в научном, и в научно-техническом отчетах будут даны рекомендации о границах территорий, которые мы отметим. Чтобы, если здесь будут проводиться дальнейшие земляные работы, над ним (подземным ходом – ред.) работать исключительно ручным способом, потому что расстояние от его свода до асфальта где-то метра полтора», - сообщила Татьяна Сарапулкина.
Таким образом находку планируют сохранить для будущих исследований. Сейчас, считает замдиректора «Херсонеса Таврического», изучать обвалившийся в двух местах тоннель «сложно и опасно». Где подземный ход завершается, ученые не знают. Однако идет он поперек Большой Морской по направлению к Художественному музею им. Крошицкого. Есть предположения, что дальше он спускается к морю и использовался для водоотведения.
Следы войны
Обвалиться тоннель, по мнению археологов, мог во время войны, следы которой на Большой Морской находили уже не один раз.
«На прошлой неделе мы прошли всю Большую Морскую. Траншеи, которые видны, показывают, что после войны здесь была проведены какая-то планировка территории: везде, за редким исключением, идет асфальт, небольшой насыпной грунт, и дальше сразу скала, - рассказала Татьяна Сарапулкина. - В одном из котлованов были видны находки 20 века – тарелки, фрагментированные бутылки. Скорее всего, там был большой взрыв, потому что бутылки сплавленные».
О том, что на площади Ушакова найдены останки шестерых бойцов, мы уже сообщали. Благодаря Ордену Красной Звезды уже установлено и имя одного из них.
Остатки найденного дома купца Хлудова, по словам Татьяны Сарапулкиной, также будут зафиксированы, но совета о том, как именно с ними поступить дальше, специалисты «Херсонеса Таврического» ждут от Института археологии РАН.
«Здание было повреждено во время войны, и после войны было принято решение, что оно не подлежит восстановлению. Здание было полностью разрушено, выровнена площадка, а подвальные помещения просто завалили тем грунтом и теми стенами, которые еще были – они упали внутрь. Там есть один фрагмент, где перекрытие упало, и осталась пустота. Но сразу говорю – мы туда не проникали, потому что это просто опасно. Сейчас мы ведем графическую фиксацию стен, которые выявлены, и советуемся с Институтом археологии РАН. Объект специфический для археологов, тем более для археологов Херсонеса», - пояснила Татьяна Викторовна.
Подрядчики, по ее словам, оказывают археологам необходимое содействие. Врио губернатора Михаил Развожаев, в свою очередь, пообещал при необходимости привлечь к работе и сотрудников Института археологии РАН.
«Думаю, это в наших силах», - сказал он.
Ольга Смирнова
Обсуждение (7)
Ну, другое дело, ато закопать это проще всего и глупее.Слава севастопольским археологам выходцам из других ГУПов типа центра занятости пенсионного фонда.
пее.
Надо весь город накрыть колпаком, как археологическую ценность и больше ни чего не делать. Интересно в Москве когда метро делают тоже все останавливают из-за осколков старых бутылок???
главное чтобы на плане города отметили, а то как с инженерией откуда она здесь взялась непонятно.
Что там с трамвайным колесом на оси и каменнойй кладкой рядом? Можно всё оставить как есть, подчистить, нарктыть стеклом, а снизу подсветить.
А про такой прибор, как георадар, учёные тоже не знают? Такие объекты выявлять и отслеживать надо изначально, чтобы затем не было неожиданностей при других строительных работах.
to Дузер:
Тролишь ......лузер...
Он идет под здание "Черноморочки" в сторону Одесского оврага, вдоль переулка, который там проходил до войны. Музей Крошицкого вообще в другой стороне находится