Состоялось очередное заседание наблюдательного совета по реконструкции Большой Морской в Севастополе.
Новые находки и ошибки строителей
О многом из того, о чем шел разговор – в частности, о самых новых находках строителей на площади Лазарева - мы уже успели рассказать. Как сообщила замдиректора музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Сарапулкина, обнаруженное новое здание, скорее всего, относилось к частному сектору. Сейчас специалисты еще решают, что с ним делать.
О том, что на площади Ушакова найдены останки пятерых защитников Севастополя, мы также уже сообщали. На заседании об этом рассказала руководитель Севастопольского объединения поисковых отрядов «Долг» Марина Гавриленко. Она показала собравшимся Орден Красной звезды, который принадлежал одному из бойцов. Сейчас уже известно его имя, не исключено, что удастся установить и имена остальных. По мнению Марины Николаевны, погибли они скорее при обороне города, чем при его освобождении.
Архитектор Дмитрий Фуклев высказал мнение, что строители неправильно оформили лестницу, ведущую к кинотеатру «Победа». Руководитель архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро спорить не стал: он признал ошибку и пообещал, что она будет исправлена.
Фото: Екатерина Васильева
Однако проблема, по его словам, не в самой лестнице, а в подпорных стенах, которые строители сделали более высокими, чем они должны быть. Это и нарушило всю композицию.
Про тумбы, светильники и дикий виноград
Рассказал Олег Шапиро и о малых архитектурных формах, среди которых, по его словам, есть по-настоящему уникальные вещи. Самым спорным оказался вопрос об афишных тумбах, которых в зоне реконструкции четыре – три на самой Большой Морской и одна – на площади Ушакова. Раньше говорилось о том, что тумбы, придающие городу очарование старины, необходимо сохранить. Однако сегодня Олег Шапиро высказался в несколько ином ключе.
«Честно говоря, они не шедевр ни дизайна, ни архитектуры, ни малых форм. И сделаны вообще-то довольно грубо», - сказал он, предложив рассмотреть более современный альтернативный вариант.
Фото: Полина Ласькова
Помимо нескольких членов наблюдательного совета, за тумбы вступился Михаил Развожаев.
«Мне пишут – я помню их с детства, ходил мимо них в школу. Зачем нам внедряться в это пространство?» - сказал он.
Решено было три тумбы не трогать, а вот четвертую, на площади Ушакова, как минимум перенесут – она стоит впритык к пешеходному переходу, что не соответствует нормам. Если тумба переезд перенесет, ее оставят в покое. Если же нет – заменят на новую. Кроме этого, на Большой Морской появится несколько новых тумб, которые, как считает врио губернатора, улицу украсят.
В декабре прошлого года мы рассказывали о предложении нескольких членов наблюдательного совета сохранить на Большой Морской ниши для вьющихся растений, которые придают городу неповторимое своеобразие. Сегодня замгубернатора Владимир Базаров сообщил, что на начало реконструкции таких ниш было 7.
«В результате реконструкции у нас появится еще 20 таких ниш – 5 по левой стороне и 15 на правой», - сказал он.
Врио губернатора Михаил Развожаев при этом напомнил, что в нишах посадить дикий виноград можно будет только после реставрации фасадов зданий.
Про инкерманский камень и адские фасады
Отдельного упоминания удостоился злополучный «Диалог», возле которого планируют разместить небольшой фонтан. При этом Михаил Развожаев заметил, что нужно что-то сделать с фасадом.
«Да, там, конечно, адский фасад», - согласился Шапиро.
Фото: Екатерина Васильева / Facebook
После реконструкции, заметил врио губернатора, там появится симпатичное пространство с фонтаном и скамейками.
«И без пластиковых пальм», - добавил Михаил Развожаев.
Из инкерманского камня, как заверил Владимир Базаров, будет выполнен ряд объектов, в том числе и тех, что раньше были сделаны из бетона и оштукатурены. В числе недавно добавленных в этот перечень - нижняя стена за библиотекой им. Толстого и нижняя стена, отделяющая библиотеку от сквера с памятным знаком в честь линкора «Севастополь». В разговоре с журналистами Михаил Развожаев заметил, что инкерманским камнем планируется облицевать и лестницы на Большой Морской.
Севастопольские подрядчики, по словам Владимира Базарова, камень уже заготавливают.
Скоро ли финал
«Работа идет, очень интересно, плодотворно, многие вещи, о которых мы говорили, обязательно будут воплощены», - сказал журналистам Михаил Развожаев.
Беспокойства некоторых членов совета по поводу сроков завершения строительства глава города не разделил.
Фото: Екатерина Васильева / Facebook
«Постараемся все закончить к 20 апреля, чтобы все помыть, почистить, нарядить улицу и встретить 9 мая на прекрасной, обновленной Большой Морской», - пообещал он.
Ольга Смирнова
Обсуждение (52)
Чем трогать дорогие севастопольцам афишные тумбы послевоенной архитектуры, лучше бы убрали совершенно мерзкие "дизайнерские" уродцы с площадей и улиц Города: "космическую кострюлю" с пл. Восставших и "елки" из пластмассовых кошачьих лотков, которые безобразно уродуют территорию и раздражают своей безвкусицей.
Диалог чиновника и архитектора возле « Диалога».
Чиновник: «Что- то нужно сделать с фасадом».
Архитектор: «Да, конечно, адский фасад».
Чиновник: «После реконструкции там появится симпатичное пространство с фонтаном и скамейками».
Многие знают, что фасад- это лицевая сторона здания. На самом деле, это не так. Фасад- это фонтаны
и скамейки, которые создают симпатичное пространство возле здания, прикрывая стыд и позор. Драпировка,
одним словом. Поражает, с какой легкостью зодчие парируют вопросы: лестница не такая, потому что полпорные
стены такие и т.д.
Учитывая сжатые сроки реконструкции, вся надежда на местных архитекторов и неравнодушных граждан, которые
борются за то, чтобы центр города был таким, как надо.
to Torque: Полностью согласна. Причем про эти "кастрюли" мы говорим уже как минимум с 2015 года. А воз и ныне там.
Там, где есть большие трудности, открываются и большие возможности...
Никакого "иного ключа" НЕТ. Все идет по заранее задуманному плану ДБ хауз. Дорога сужена, тротуары расширены. Один заезд с Ушакова на Советскую чего стоит. Лично у меня только одно впечатление "уроды уродуют город"(
to Никита Ивин:
Бельчонок, в Москве жарко?
Раньше у врачей была интернатура. Молодежь тренировалась на пациентах под присмотром опытных врачей. Сейчас её нет. проспавшие лекции начинают сразу "лечить" людей.
Так и чиновники-потренируются на Севастополе и уйдут на повышение.
Интересно ,а будет ли такая же ,,реконструкция,, на ул.Ленина и пр.Нахимова? И почему скамейки должны быть из архитектурного бетона,когда тротуар-из гранита ,а стены домов -из инкерманского камня ?У этих ,,архитекторов,,никакого вкуса и нет .
Конечно, к 9 Мая всё успеете, а потом ещё год переделывать будут.
Большие возможность ....... все !
Тротуар из гранита, - чтобы во влажную погоду на нем поскальзвались и падали граждане .
Отсутствие сноса "Диалога" в рамках реконструкции улицы уже наводит на печальные размышления
to AKTEON:
а зимой во время снегопада или гололеда посмотрим как и чем дворники будут убирать наледь с ентого гранита ))))))
дай бог чтоб реагенты или песочек, а то и по дедовски ломиками и пешнями откалывать ))))))))
Решено было три тумбы не трогать, а вот четвертую, на площади Ушакова, как минимум перенесут – она стоит впритык к пешеходному переходу, что не соответствует нормам. Удивило....Разве там бывают аварии? Разве не на открытых просматриваемых переходах часто сбивают людей, при полном отсутствии таких тумб? Только тумбы мешают варварам? А индецы нет? Не мешают севастопольцы уничтожать то, что дорого сердцу каждого севастопольца?
Гранит ещё и радиацию хорошо впитывает, а потом ею делится с гуляющими людьми...
А про фасады и крыши! Про фасады и крыши скажите! Поделитесь тайнами! Их то когда???
Гранит ещё и радиацию хорошо впитывает, а потом ею делится с гуляющими людьми...
Он её не впитывает, он её источник.
Радиация, скользкий гранит в городе без зимы и морозов. Чего только не придумают, чтобы нагадить. Жаль, что ваухаус пошел на компромиссы.
Всепропальщики, надо бы определиться, убираем рекламу из центра или оставляем тумбы, этой рекламой обклеенные.
Точно не получится кумира из Шапиро.
to AKTEON: Насчет скользкого тротуара - это совсем уж зря. Может через лет полста где-то ф и напаркетят его подметками туристы.
А вот единообразные крылечки-ступеньки однозначно пугают. Тонкие и слишком гладкие пластины камня. Кто будет там снег-воду сметать вовремя ? И геометрия ступенек местами аж "небогоугодная".
Ребята успокойтесь, это не гранит, а керамзит с завода в Москве, радиации не будет, бордюрный камень тоже искусственный, с того же завода, Собянин этот завод открывал в 2018 г.
Вот зачем везде лепить фонтаны? БОльшую часть времени они будут мусоросборниками.
К празднику, так же, как и парк "беды", отреконструированную БМ вам откроют. Но ходить по ней будете боком, чтобы в следующий раз особо не умничали здесь....
(Увы, не знаю как прикрепить сюда фото, доказывающие вышеизложенный факт)
Перененести тумбу, ну если разрушиться и ладно... (по секрету - она разрушиться!)
Так вот, а как насчет перенести переход на несколько метров? то есть перекрасить зебру!!!
А мне одному кажется, что БМ стала уже? Что с Лазарева на горку дорога уменьшилась в два раза?
Вопрос схужения проезжей части Б.Морской так и остался незаданным.
Чугунные цоколи фонарных столбов на Большой Морской эпохи сталинского ампира меняют на поржавевший «новодел», который прикроют дешевым разрисованным пластиком(!?)
Куда смотрит наблюдательный совет, вообще не понятно.
1. Лестница у кинотеатра еще ничего. А вот лестница правее имеет разные ступеньки в каждом пролете.
2. Когда-то кто-то возле почты положил остров плитки прямо на асфальт. А потом положил на него еще остров плитки. Появилось куча ужасных ступеней-спотыкачей. И вместо того, чтобы убрать эти слои и выровнять тротуар, подрядчик "отлил в граните" этот фейл.
Раньше не было ступеней, и это исторически сложилось, Вячеслав Николаевич.
Нашёл текст, соответствующий обсуждаемой теме:
«Некогда молодой, красивый, цветущий город-герой, жители которого ценою своей жизни обеспечили стране Великую Победу и подняли его из руин, стал добычей для отморозков, рвущих его на куски. На картинках в интернете его показывают сияющим — точь-в-точь как ветеранов в день 9 мая. Однако сами севастопольцы прекрасно видят лицемерие этих фото. Реальность совсем иная: серость, грязь, лужи, темень, разруха — даже в центре, на набережной, на городском кольце. Безлюдье на улицах, зияющие пустотой окна разорившихся бизнесов.
Нам говорят: «Что вы хотите, в городе 20 лет ничего не делалось?» Да, но теперь, вот уже пять лет, делается. Но получается еще хуже. Повсюду, где прошла рука «благоустроителей», все рассыпается на глазах. Везде халтура, но чиновники к этому безразличны. Их волнуют только бравурные отчеты и внушительные откаты. Севастополь превратился в Клондайк, где можно сделать легкие деньги на большом дерибане федеральных траншей и застройке каждого клочка земли.
Многие помнят, каким город был, к примеру, 30 лет назад – чистый, утопающий в зелени. Сегодня Севастополь больше не выглядит таким. Это больше не царский город, он унижен и оскорблен. И нуждается в защите: уборке, озеленении, любовном уходе. Но взамен его накрыли одеялом коррупции и бьют, стараясь попасть по голове — по тому неукротимому духу стойкости и верности своим идеалам, которая делала этот город самым русским на земле.
Изощренность пыток подчеркивает беспринципность мучителей. Они пытаются доказать нам, коренным севастопольцам, что принесенные ими извне практики — для нас огромное благо. А попытки немногих, влюбленных в город людей, отстоять его перед лицом хищнической застройки или корявой, дешевой реконструкции — возня убогих. Их расчет верен, ведь все, что нужно для торжества зла — это чтобы хорошие люди ничего не делали. Именно поэтому в городе давится всякая общественная инициатива и всякий общественный протест.
Что сейчас в Севастополе можно назвать родным, кроме воспоминаний? И кто допустил, чтобы с нашим любимым и милым сердцу городом обращались как с грязным животным? Его просто используют – не кормят, не моют, не любят, но когда надо обязательно покажут на арене цирка, только чтобы отчитаться о проделанной работе. Они пользуют Севастополь, а когда взять будет нечего – сбегут, только ищи».
Полина Волкова
Оригинал легко может уехать в Мацкву, как бы в дар от города русской славы, будет радовать тамошнюю голубую кровь укрепляя скрепы.
А теперь немного конкретики:
Так называемая «реставрация» улицы Большая Морская «упёрлась» в полное нежелание севастопольцев менять исторический вид легендарной улицы, неразрывной части центрального городского кольца, признанного шедевра архитектуры, созданного во время послевоенного восстановления Севастополя. На их стороне был Федеральный закон №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и приказ Министерства культуры Российской Федерации от 11.01.2016 №2 «О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения город Севастополь». Но перспектива «освоения» двух миллиардов, выделенных правительством Москвы, перевесила закон; и ВРИО губернатора развил активнейшую деятельность, чтобы «протолкнуть», повторялась истории с Хрустальным, неприемлемый для города проект архитектурного бюро Wowhaus.
Когда с критикой выступило профессиональное архитектурное сообщество (и не только Севастополя), историки и жители города, стало ясно, что на публичных слушаниях проект не будет одобрен. Пришлось нарушить ещё и федеральное, и местное, Закон №525-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе», законодательство об общественных слушаниях: не проводить их вообще. Для маскировки организовали несколько «закрытых» (без предусмотренного по закону объявления, и не предусмотренного: вход по паспортам (?) или приглашениям) «обсуждений». Дальнейшая имитация участия общественности приняла форму так называемого Наблюдательного общественного совета по контролю за ходом комплексного благоустройства улицы Большая Морская, состав которого оказался абсолютно не приемлем для продуктивной работы. Непродуманная, неподготовленная, объективно совершенно невостребованная с точки зрения целесообразности в части нарушения «красных линий», размеров и конфигурации улично-дорожной сети, незаконная работа повергла город в ещё больший хаос, который продолжается по настоящий день. Она нанесла, возможно, непоправимый удар по исторической идентичности города и его дорожно-транспортной инфраструктуре. Этого севастопольцы не простят Развожаеву никогда.
to Антон Ильин:
Нет, Вам абсолютно это не кажется. ДБ хаус и куча наблюдателей насра забили на данные обещания оставить прежней ширину проезжей части (почему-то это не сюрприз) и заузили дорогу ВЕЗДЕ, где только можно. Но на этом не закончили сужение в центре города - сейчас ускоренными темпами идет сужение дороги и расширение тротуаров на Советской от штаба ЧФ до входа на Матросский бульвар. Сами тротуары еще не сделаны - вчера только укладывали новые бордюры, расширяя тротуар примерно на метр (а может и больше) На сколько понимаю, чем шире тротуар тем больше сп освоено денег на плитку и ее укладку.
to Бжу : Насчёт "Ступенчатый тротуар" у Почтамта - не так оно чтобы и "против Бога". Явно избегали уклона или высокого бордюра. С высоким бордюром не очень-то поставишь машину. Даже вдоль. А там уже места практически под любой вид стоянки.
И Кста. Аксакалы из довоенного города божатся, что уровень улицы был много ниже. Почти на уровне пола цокольного этажа Почты. И в почтпарадное вели ступенечки очень даже не слабого крылечка. Наверняка , в фотоархиве можно раскопать.
Как бы все не было так, как с парком "Беды".
to Zemfira: Пока это-тайна за семью печатями... Улягутся страсти после ремонта улицы-нам объявят программму реновации!!!
to Бжу:
Вы правы.
Согласно норм и правил по благоустройству территорий при проектировании открытых лестниц на перепадах рельефа высоту ступеней рекомендуется назначать не более 120 мм. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша следует устанавливать одинаковыми по высоте подъема ступеней. При проектировании лестниц в условиях реконструкции сложившихся территорий населенного пункта высота ступеней может быть увеличена до 150 мм. Не говоря уже о том, что уклон должен составлять10 - 20 промилле в сторону вышележащей ступени. Но подрядчик, по- видимомому руководствуется своими «промиллями» (правилами). Сжатый срок реконструкции не должен служить отговоркой, что и так примут, ни для кого.
А вы подойдите, посмотрите, теперь тротуар у почты как раз выше, чем вся остальнай улица. Когда вы идете от Диалога к почте, вы подниметесь, а потом спуститесь. Просто сходите на место.
Украинско-российский бизнесмен доведет Большую Морскую в российском Севастополе до украинских архитектурных стандартов фонарных столбов Киева
Просто поразительная тупость. Раз решили сделать улицу-красавицу, на которой кроме "Диалога" нет ни одного позднего вкрапления, так делайте улицу-красавицу! Т.е. уберите нахрен этот горе-Диалог! Кому он нужен? Покажите, засветите наконец эту рожу!
Ну а теперь поразмыслим спокойно. Данное пространство обрамляют (обрамляли) два фасада зданий: -здания в стиле модерн "Главпочтамт" и здания "сталинка" (бывшая "Мелодия" на первом этаже). Оба - памятники архитектуры. Фасад Главпочтамта кое-как раскрыт. Фасад сталинки стараниями укролапотников закрыт напрочь! А это портик с колоннами ионичесого ордера. Прекрасный элемент фасада - как с точки зрения проекта, так и с точки зрения исполнения.
С учётом вышеизложенного "Диалог" - это нелепое инородное примитивное громоздкое и давящее сооружение. Не думаю, что оно вписалось бы даже в какие-нибудь Горпищенко-Силаева-ПОР-Хрустали. Слишком примитвное даже для этих откровенно унылых в архитектурном смысле микрорайонов.
Исторический Центр Города - для людей, а не для транспорта. Для траспорта делают магистрали типа "Таврида", МКАД и КАД..
И люди эти - не "пешеходы", а граждане и жители. Второй такой улцицы нет нигде по России. Сделать капремонт, убрать шифер и пристройки, и будет сказка, пройтись и погулять-полюбоваться по которой станет эстетическим наслаждением.
to Иоанн:
Согласитесь, от того, что проезжая часть дороги будет уже, а пешеходная- шире, машин меньше не станет.
Зато, станут автомобили в пробках. Точно также, будет стоять на своём месте монумент, олицетворяющий
стиль начала прошлого века, украшенный вазонами и фонтаном. Со временем он может быть станет одним из
достопримечательностей, имеющей особое историческое значение для улицы, который будет собирать длинные
очереди туристов, желающих поглазеть на эту крупную советскую «карикатуру» на советское время (историческую
эпоху).
Чёрт с ними с этими тумбами..... ЧТО С ДОРОГОЙ?! Опять про дорогу ни слова, опять куча воды для отвлечения внимания, а на сомого наиглавнейшего вопроса ответа нет!!!
Изуродована площадь Адмирала Лазарева! Площадь Ушакова изуродована! Кто согласовал заужение дороги??? Как ездить ??? А зимой??? Севастополь не простит Развожаеву сужение дорог!!!
Если зимой гололёд и снег? то как спустится с Центральной горки на машине????? Зачем заузили дорогу и расширили тратуары? Чтобы машины вылетали на людей???? Улично-дорожную сеть кто согласовал???? Нарушено, всё что можно!!! Где общественные слушания? Где ??? Кто понесет ответственность????
Делается всё не качественно, где 300 рабочих? Почему плитка криво уложена? Почему ступеньки разные? Делается все так, чтобы потом Севастополь переделывал и возвращал себе нормальные дороги, проезжую часть для машин, Но это опять средства и неудобства... А Правительство ещё хочет Артбухту благоустраивать!!!!!
Что касается ширины. На участке, где сейчас РНКБ, а до того были Привтабанк и Сбербанк России, пройти по тротуару было затруднительно. Людей много (но не так чтобы потоком, как на остановке Юмашева), но разминуться сложно. В том числе - из-за бордюров под деревьями, которые заметно сужают тротуар.
То же самое - у магазина "Огонёк"! Совершенно не комфортная для прогулок ситуация. К примеру, в Ялте в конце концов можно выйти на Набережную. А ходить там вдоль "трассы" не вполне удобно, если кто пробовал. Имею ввиду - если добраться до Храма Александра Невского и далее, по движению тролейбуса - в любую сторону.
У нас же Набережной нет как класса. Корнилова/стометровка - какая-то неуютная клоака. У Ц.Рынка - ещё хуже плюс полукриминал и рыгаловки. Сквер Сенявина переходит в цепь рыгаловк и того же полукримнала, что и у Ц.Рынка. На Хрусталку идти желания не возникает категорически. Единственное что вдохновляет - это проспект Нахимова и Б.Морская. Надо улучшать по максимуму, а для этого - прдолжать выдавливать транспорт и расширять троуары.
Бывая часто в СПБ, наблюдаю такой нюанс, неведомый севастопольцам. Здания сталинки зачастую выполнены из.... БЕТОНА. Рустовые камни, колонны в том числе. Зачастую - естественного ГРЯЗНО-СЕРОГО цвета. Кстати, допускаю, что в коные концов кому-то просто напросто осточертели эти архитектурные догмы, отягощённые таким мерзким строительным исполненеием, что дало старт следующей архитектурно-строительной эпохе, скажем так.
У нас же - БЕЛАЯ ИЗВЕСТНЯКОВАЯ ПЛИТКА. А когда-то была и чудная оранжевая черепица. Мальта, Дубровник!!!
Варламова почитайте
Если гололёд - пару дней вгоду, то можно любимой машине предоставить пару выходных.
Площадь была изуродована, когда покрылась лоскутами асфальтных заплат разного качества и цвета.
Что касается прощения, то я лично прощаю.
Иоанн.
«Городское кольцо»- это трехкилометровая кольцевая магистраль (улица Ленина – проспект Нахимова – ул. Большая Морская), а не трехкилометровая кольцевая мостовая, огибающая Городской) холм. Это значит, что улица Большая Морская должна оправдывать своё классическое название быть Большой для прохода пешеходов и такой же Широкой для проезда автотранспорта. Не случайно, объемно- пространственное решение в застройке этой магистрали строилось с учётом собдюдения пропорций сооружений и (выделю) красных границ улицы. Сегодня эти границы должны составлять 23-23,5 метров. Чтобы было понятно, красная линия улицы, дороги- условная граница, отделяющая территорию, улицы, дороги или площади от территорий, предназначенных под иное использование (П2-01 к СНБ 3.01.02). Например, в своё время, правительство утвердило проект планировки и межевания улично-дорожной сети (УДС, сокр.) и территорий общего пользования, согласно него протяженность ул. Большая Морская составляет 1,002 км, ширина проезжей части 11,5- 14,0 метров, а количество полос движения- 3. При реконструкции улицы, ее перепланировке ширина улицы (выделю) должна быть 12,0 метров. Если эти пропорции не соблюдаются, то это нарушение.
Ну вот, наконец-то. Резюме - "Диалог" нарушил и эти пропорции, и все остальные.
А то ходят вокруг хороводом и не решаются обидеть серьёзных людей, нагревших руки на несчастном терпиле-застройщике.
to Иоанн: Таки есть ощущение, что в город на гребне всего этого WOW привнесена чужеродная гармония и несвоевременные эстетизмы. Равно как и с "Диалогом". Не вписался в город кусок Манхэттена, не будут родными здесь и фактуры Стокгольма и Копенгагена. Все эти навечные гранитные плиты куда ближе северным оттенкам неба. Нас рассудит время, а точку в споре поставит палящее летнее солнце.
Все радикальные перемены втранспортной структуре центра пока никак не подстрахованы.
to Иоанн:
С деталями реконструкции «кольцевой» мы, слава Богу, разобрались, правда, модераторы снесли комментарий, которым Вы резюмировали предыдущий пост. Если бы так «лихо сносили мавзолеи», которые не вписываются в архитектурный облик центра города. В любом случае, rrpи реконструкции улицы Большой Морской должны учитываться не только наши с вами пожелания, но и рекомендации стандартов, которые, в конкретном случае, изложены в проекте планировки улично- дорожной сети (УДС, сокр.) и территории общего пользования. Если основой архитектурного стиля «Городского кольца» является соблюдение пропорций и форм близких к античности, так называемый архитектурный ордер, то при проектировании дорог основой стиля является соблюдение их размеров. Для центральной улицы- Большой Морской, с витринами стеклянными, гирляндами огней- это размеры проезжей части и красных линий, проектные значения которых должны составлять, соответственно: ширина дороги- 12 метров, ширина красных линий- 23,0-23,5 м. Чтобы было понятно, красная линия улицы, дороги - условная граница, отделяющая территорию, улицы, дороги или площади от территорий, предназначенных под иное использование. Или другой пример- на пл.Лазарева проектная ширина дороги должна быть равна 14,0 метров, а на пл.Ушакова- 12,5 метров и т.д. Если эти стандарты нарушены, наступает ответственность.
Прйду пройдусь
https://m.youtube.com/watch?v=IBos2J2wbfg
"Лестница правее" - это Тавричекая лестница. И то, что её изуродовали - это уголовная статья, так как это объект культурного наследия. А то, что нагородили строители - придётся переделывать.