Лента новостей

Севастополь

1551
6

«Подсоба особым»: как в Севастополе детей-аутистов приучают к самостоятельности

В севастопольской организации родителей детей-инвалидов «Особые дети» прошёл первый день открытых дверей. В этом году некоммерческая организация получила два гранта – правительственный и президентский.
ForPost - Новости : «Подсоба особым»: как в Севастополе детей-аутистов приучают к самостоятельности
Фото: Полина Ласькова

На средства правительства Севастополя общественники обустроили комнату социально-бытовой адаптации для особых детей. Президентский грант позволит организации продолжить проект «Подсоба особым» и отремонтировать предоставленное городом помещение.

Экскурсию по новому месту прописки организации провела её руководитель Аида Менанова. Сегодня подвальное помещение на улице Балаклавской, 8, в котором расположилась СРОО «Особые дети», выглядит необжитым и малопригодным для проживания. Здесь пахнет сыростью, узкие коридоры и дверные проёмы, кое-где на голых стенах облупилась штукатурка. Но родители и дети рады и этому, ведь раньше у них совсем не было крыши над головой, а уют – дело наживное, уверены они.

«Сейчас под президентский грант мы заказали нормальную мебель, сухой бассейн, скалодром, шведскую стенку, чтобы ребята могли физически заниматься. У нас будет сенсорная комната с панелью „Гроза”, которая у нас лежит, к сожалению, который год. Будет светодиодный шар, пузырьковая колонна и разные развивающие игрушки. Это будет доступная зона отдыха и для детей, и для родителей», – сказала Аида Менанова.

Для каждой из двух небольших комнат уже есть своё назначение. В одной из них будет организовано специальное пространство для проекта «Ранняя пташка» – ещё одной программы общественников, на которую направлена грантовая поддержка.

В углу квадратной комнаты с низким потолком стоит синий пластиковый ящик с инструментами АДОС. С помощью него можно выявить у ребёнка признаки аутизма, начиная с 2,5 лет. По словам Аиды Менановой, это важно, поскольку при раннем диагностировании и коррекции ребёнка в 80% случаев ситуацию можно исправить.

«Мы запустили в городе программу „Ранняя пташка”. Это сопровождение семей, в которых недавно был установлен диагноз или они прошли диагностику и увидели, что у ребёнка есть проблемы. Мы берём эту семью на три месяца, проводим обучающие семинары, в процессе которых родителей учат коммуницировать с ребёнком, налаживать общение с другими сверстниками, воспитателями, учителями и соответственно выстраивать ту модель общения, которая позволяет ребёнку интегрироваться в общество», – сказала она.

Следующая комната более просторная и светлая, здесь стоит телевизор и красиво сервированный стол с угощениями – всё дело рук воспитанников организации. Сразу видно, что гостей тут ждали с особым нетерпением.

Из неё через узкий коридор, по потолку которого проходит водо- и теплопровод, можно попасть в маленькую кухоньку. Здесь воспитатели помогают особым детям адаптироваться в обществе и научиться элементарным бытовым навыкам самообслуживания. На настоящей кухне они пекут печенья в виде зверушек и жарят картошку фри, сервируют стол и угощают гостей своими кулинарными шедеврами.

Правда, всё это – результат кропотливого и длительного труда как самих воспитанников, так и их наставников. С пяти-шести лет детей учат самостоятельно накрывать на стол, готовить, пользоваться кухонной техникой. В этом активно помогают не только воспитатели, но и родители воспитанников.

«В первую очередь проект направлен на формирование навыков накрывания на стол, обращения с посудой, использования современных технических средств. Есть разные категории детей, которые уже много умеют, мы с ними готовим; и есть младшая группа, с которыми мы печём блинчики, оладушки, готовим какие-то простые завтраки», – рассказывает психолог-педагог Вера Шеян.

По её словам, для формирования навыка у классического ребёнка-аутиста нужно как минимум два года непрерывной тренировки и повторения.

«У таких детей присутствует некий психический хаос. Поэтому следует сначала хорошо узнать своего подопечного, понять. Это всё очень индивидуально, строится на работе с подсознанием. За время существования проекта многие дети стали более вовлечёнными в процесс быта, помощи родителям. Это важно, потому что большинству из этих детей помощь ближайшего окружения требуется на протяжении всей жизни. Чем раньше мы займёмся привитием и развитием навыков пользования современной техникой, тем проще им будет, возможно, ориентироваться, когда они останутся без помощи», – подчеркнула Вера Шеян.

Не менее увлечены процессом приготовления блюд и сами подопечные. Если для воспитанницы Гали это первый кулинарный опыт, то Яна уже почти профессиональный повар и больше всего любит готовить пиццу. А вот для мальчика Коли кулинария – не единственное хобби.

«Я умею не только готовить, но и вокалом занимаюсь. На вокальное пение хожу. Дома помогаю маме в магазин сходить; если она на работе, могу сам себе сделать завтрак», – рассказал он.

Пока дети готовят, здесь же отдыхают их родители. За редкие минуты отдыха они благодарят педагогов организации «Особые дети».

«Я очень довольна и рада, что есть такая организация. Очень нравится мне, как общаются с детками нашими воспитатели, они очень внимательны. Это такой труд – научить ребёнка, и тем более на кухне. А они уже с шести лет этому учат. Моя внучка всегда ждёт этих занятий, рассказывает, звонит, приглашает меня», – поделилась радостью бабушка Яны Зоя Ивановна.

Грандиозные планы

По словам автора проекта отделения социально-бытовой адаптации Людмилы Шуберт, сейчас у них есть всё необходимое для реализации проекта социально-бытовой адаптации, но на этом активисты останавливаться не собираются – есть ещё много нерешённых вопросов. Например, не все участники организации могут принять участие в группе кратковременного пребывания

«Это подвальное помещение, это очень тяжело. Сейчас у нас не охвачены здесь дети с церебральным параличом. Это очень большая часть нашей организации, и, конечно, обидно, что они не могут сюда прийти, условия не позволяют. Ну и вообще в подвальном помещении детям, конечно, не очень», – сказала она, отметив, что для получения другого помещения без государственной поддержки не обойтись.

Кроме того, организаторам очень нужна помощь волонтёров, которые могли бы помогать педагогам в работе с детьми.

Тем не менее процесс не стоит на месте, и общественники пытаются организовать работу с детьми в существующих условиях. Уже сегодня Людмила Шуберт разрабатывает и готовит следующий социальный проект.

«Планы у нас грандиозные. Следующий наш проект я уже начала разрабатывать, заказала сайт. Это дом поддерживаемого проживания для людей с нарушениями развития. Он рассчитан на ребят от 18 лет, которые не смогут жить самостоятельно», – сказала она.

По задумке, в таком доме ребята будут жить группами по 4-5 человек под присмотром социального работника. При этом важно для особых детей, чтобы переход от жизни с родителями к самостоятельности проходил плавно и безболезненно.

«Мы начинаем это, чтобы успеть, пока родители старшего возраста ещё живы и у них есть силы. Когда мы его построим, они смогут сначала на несколько дней привозить детей, потом забирать на выходные. Чтобы связь родителей и ребёнка не прекращалась и в то же время этот взрослый уже человек привыкал уже жить самостоятельно; чтобы не было такого стресса, когда они останутся одни», – пояснила Людмила Шуберт.

По её словам, сейчас главное – показать, что такой проект возможен в Севастополе и будет работать. Первое время, признаёт она, придётся рассчитывать на собственные средства родителей, но в будущем без финансовой господдержки не обойтись.

«Государственная поддержка будет нужна, и она будет. Сейчас мы занимаемся сбором документов для вхождения организации в реестр поставщиков социальных услуг. Когда мы отработаем грант, мы будем работать как поставщики. Я очень надеюсь, что к тому времени подрастёт стоимость социальных услуг. В принципе, это социальный проект, и мы помогаем городу выполнять социальные услуги те, которые не выполняет пока никто у нас в городе», – подытожила она.

Полина Ласькова
Фото автора

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Оцените статью: 
5
Средняя оценка: 5 (1 голос)

Обсуждение (6)

Аватар пользователя Димон Югов
постов:
242
Димон Югов (Севастополь)
- 29/11/2017 в 19:24

молодцы!!!

Аватар пользователя zhanneta
постов:
1658
zhanneta (Севастополь)
- 29/11/2017 в 23:36

Неужели в нашем городе для детей ,и так обделённых здоровьем, ничего,кроме облезлого подвала не нашлось?

Аватар пользователя Екатерина
постов:
24270
Екатерина (Севастополь )
- 30/11/2017 в 8:54

to zhanneta (Севастополь): Зато нашлись миллионы на ремонт вполне приличного зала в заксобрании и памятники, например, Примирения.

Неужели в нашем городе для детей ,и так обделённых здоровьем, ничего,кроме облезлого подвала не нашлось?

Аватар пользователя ale7042
постов:
125
ale7042 (Севастополь)
- 30/11/2017 в 13:24

Молодцы. Надеюсь когда нибудь из подвала переедете в просторный дом.

Аватар пользователя Наталия77
постов:
43
Наталия77 (Севастополь)
- 30/11/2017 в 15:57

Вроде полезное дело, но когда видишь фото подвала, остается "осадок". Хотелось бы все лучшее - детям, а их в подвал. Воспитателям- низкий поклон за их труд.

Аватар пользователя komandor
постов:
4636
komandor (Севастополь)
- 30/11/2017 в 17:14

Губернатор наш, солнышко удмурдское, хоть видел этот подвал? И правителство наше, с...., хоть глазком взглянули, когда грант выдавали? Взять бы, да помакать их скопом в тот санузел, что на фото! Никогда не поверю, что в нашем городе невозможно выделить больным детям нормальное помещение

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта

Главное за день

Как вернуть лицу Севастополя благородный вид: на примере столицы русского Севера

Какие «шишки» уже набил Архангельск в битве за внешность?
18:00
746
2

Как звучит севастопольская опера

Уникальный курс лекций-концертов расскажет об истории оперы: от зарождения до наших дней.
15:00
591
9

ТОП 5

Частные объявления