Россия

Почему Запад делает ставку на удары по целям-символам в России?

Чем аукнется обсуждение немецкими офицерами атак на Крымский мост и склады с боеприпасами?

Почему Запад делает ставку на удары по целям-символам в России?
Фото:
ForPost / Алексей Лохвицкий

Германия готовится к войне с Россией, сообщил заместитель главы Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев.

Так он отреагировал на международный скандал из-за обсуждения немецкими военными передачи ракет Taurus из ФРГ на Украину.

По его мнению, германское руководство будут обелять для смягчения возмущений планами высших офицеров Вооружённых сил ФРГ: это происки военных, которые любят такие разговоры, их хлебом не корми — дай поиграть в войнушку, а гражданские власти — ни при чём.

Медведев обратил внимание на то, что в Германии никто не знает, в курсе ли этой ситуации политическое руководство и лично канцлер Олаф Шольц.

«Но даже если и не в курсе и ничего такого не поручал, история знает множество примеров, когда военные способны принимать решения за гражданских начальников о начале войн или стимулировать их. Вот придут к Шольцу и скажут: «Герр (рейхс) канцлер, на Украине сбили ракету. По её типу и траектории — она летела в Берлин». Что ответит Шольц, а? Ясно как Божий день. Так что попытки представить разговор офицеров бундесвера как игры в ракеты и танчики — злонамеренная ложь», — написал он в своём телеграм-канале.

Что задумали немцы

Скандал возник 1 марта: главный редактор медиагруппы RT Маргарита Симоньян опубликовала в соцсетях аудиозапись разговора офицеров Бундесвера, состоявшегося 19 февраля, и его расшифровку.

Если коротко: они вели речь о том, что министр обороны ФРГ Оскар Писториус «намерен тщательно проработать вопрос поставок ракет Taurus на Украину» — и канцлер Шольц хочет иметь информацию об этом. Далее — о «чувствительных вопросах»: о сроках поставок — на это уйдут месяцы — и количестве ракет — возможно, 100 штук.

В конце — об «интересных целях» Taurus: «мост на востоке и склады боеприпасов». В России посчитали, что подразумевался Крымский мост через Керченский пролив.

В Германии сообщили, что перехваченный разговор — скорее всего, настоящий, а канцлер Шольц отметил, что идёт очень тщательная, интенсивная и быстрая проверка этого факта.

Реакция Москвы

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя ситуацию 1 марта, отметил «несколько интересных деталей» разговора:

  • как похитрее поставить на Украину дальнобойные вооружения для атаки Крымского моста и складов с боеприпасами;
  • сделать это так, чтобы немцев не заметили, — канцлеру ФРГ якобы это не нравится, а американцы и британцы там уже находятся;
  • можно ли наводить ракеты дистанционно, не находясь на Украине.

Факты вскрыли противостояние Шольца с Бундесвером, сказал Лавров уже 2 марта:

«Хитрые замыслы Бундесвера, которые стали явными из-за опубликования этой записи о том, как тщательно они готовят атаку на Крымский мост, на другие объекты, прежде всего склады с боеприпасами, и главное, как при этом хотят обязательно всех обмануть, чтобы подумали не на них, а на американцев и британцев, поскольку они и так там находятся».

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию 29 февраля обратил внимание: Запад спровоцировал конфликт на Украине и заявлял, что Россия якобы намерена напасть на Европу, но сам выбирает цели для ударов в РФ и наиболее эффективные средства поражения, говорит о возможности отправки натовских военных на Украину.

«Мы помним судьбу тех, кто направляли когда-то свои контингенты на территорию нашей страны. Но теперь последствия для возможных интервентов будут гораздо более трагичными. Они должны в конце концов понимать, что у нас тоже есть оружие <…> которое может поражать цели на их территории», — предупредил он.

Цели-символы

В выборе «интересных» для офицеров целей обратил на себя внимание мост — Крымский, как считают в РФ.

Он — и важный транспортный объект, который соединяет Крымский полуостров с материковой частью нашей страны, и символ новой России.

Киевский режим, конфликтующий с РФ, уже атаковал его: 17 июля 2023 года — надводными беспилотниками, 8 октября 2022 года — грузовиком со взрывчаткой.

Другим символическим объектом, попавшим под удары БПЛА летом 2023 года, стал деловой центр «Москва-Сити».

«Москва-Сити» — олицетворение успехов экономического развития РФ в 2000–2010-х годах, фоном которого было относительное спокойствие на внешнеполитическом контуре, говорил тогда политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров:

«Таким образом, можно предположить, что «целевая аудитория» этой новой серии терактов — экономически активная часть населения России, а цель организаторов атаки — спровоцировать рост антивоенных и антипрезидентских настроений среди сторонников дальнейшего развития рыночных отношений».

Символическое и военное значение того или иного объекта — как две стороны одной медали: вопрос в том, что считать аверсом, а что реверсом, продолжил политолог тему сегодня.

«Наши противники на протяжении последних нескольких десятилетий склонны отдавать приоритет символической стороне вопроса — это объяснимо повышенным вниманием к войне в информационном поле. Проще говоря, для них медийная картинка поражения объекта важнее, чем само поражение объекта. Парадокс, но мы, русские, практичнее. Нам важен реальный результат. К примеру, отчёты наших бойцов и военкоров о поражении переданных ВСУ американских танков "Абрамс" — в первую очередь практические рекомендации по борьбе с этим видом вражеской техники, а уже потом — пропагандистский продукт, который подтверждает, что "Абрамсы" горят не хуже "Леопардов"», — сказал он.

Вероятно, допустил Вадим Сипров, из-за этого базового отличия используется и разная логика в определении целей. Тот же Крымский мост для противника — в первую очередь символ возвращения полуострова в состав России, а уже потом — стратегический инфраструктурный объект.

«Кстати, судя по расшифровке перехвата разговора офицеров, они отдают себе отчёт, что планируемый удар имеет прежде всего пропагандистское значение, а шансы вывести мост из строя с помощью ракет Taurus крайне низкие», — обратил внимание собеседник ForPost.

Ставка на эффект

Планировщики ударов по российской территории делают ставку прежде всего на общественный резонанс от своих действий, будь то обстрелы приграничных территорий, удары БПЛА, диверсии и теракты в глубине РФ, полагает Вадим Сипров.

По его мнению, военного значения эти акции, как правило, не имеют.

«Отсюда и группы целей: гражданские объекты с большим скоплением людей, значимые административные или деловые здания, высокотехнологичные или опасные производства. А если это военные объекты, то главная задача атак — показать, какие у них длинные руки. Этим объясним выбор в качестве целей аэродромов стратегической и военно-транспортной авиации, априори очень хорошо прикрытых от атак с воздуха. Общее место во всех этих атаках — ставка на политико-пропагандистский эффект», — считает он.

Но всё это не означает, что Россия не умеет играть в коммуникационном поле, история с публикацией прослушки «этих наследников рейхсмаршала Геринга», приговорённого Нюрнбергским трибуналом к смертной казни в 1946 году, — наглядное тому подтверждение, отметил наш собеседник:

«Вот только методы у нас, как видим, гуманные. Если бы по этим господам «отработал» Моссад (ведомство разведки и специальных задач Израиля — прим.) — нашли бы четыре трупа, но неизвестно, отпало бы у их сослуживцев желание помогать Киеву».

Немецкие офицеры, ставшие героями международного скандала, сейчас, скорее всего, готовятся к вылету со своих должностей, но это — сущая мелочь в сравнении с психологическими последствиями для огромного количества высокопоставленных западных чиновников и офицеров, вовлечённых в украинский конфликт, предположил Вадим Сипров.

Обнародованная прослушка одним махом сбила спесь с этих людей, привыкших действовать в условиях вседозволенности, для управленца это — тяжёлый шок: надо срочно начинать работать по-новому, чтобы не потерять должность, а как это сделать — неизвестно, уверен политолог.

«Своих рецептов у них нет, Путина слушать они не хотят. Психологи называют такое состояние фрустрацией. К слову, подопытные крысы от этого дохнут, люди устроены сложнее: кто-то уйдёт в запой, кто-то психанёт и уволится, кто-то начнёт совершать ошибки в работе. Долгое время в России говорили, что мы ещё даже не начинали вести информационно-психологическую войну против Запада. Трудно сказать, начали её или нет, но некоторые возможности очень эффектно продемонстрировали», — заключил Вадим Сипров.

Алексей Лохвицкий

1262
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
В среднем: 1 (1 голос)

Обсуждение (1)

Главное за день

Севастополь празднует День Победы и 80-летие освобождения города

Горожане вышли на улицы с флагами и георгиевскими ленточками.
13:56
0
37

Будем жить! Домашний концерт ForPost к 9 мая

Концерт севастопольских групп и исполнителей приурочен ко Дню Победы.
11:00
0
403

Главный парад страны на Красной площади — смотрите на ForPost

С праздником, дорогие ветераны, севастопольцы!
09:10
11
598

Где в России стоят необычные мемориалы Великой Отечественной войны

Пронзительные неприметные памятники есть во многих городах и посёлках страны.
18:29
1
560

«Мы вернёмся к тебе»: Севастополь в воспоминаниях участников второй обороны

Мемуары солдат и офицеров — бесценные свидетельства о жизни города в один из труднейших моментов его истории.
18:00
1
1015

Накануне Дня Победы в Севастополе открыли отреставрированный «Штык и парус»

У памятника заложили символическую капсулу времени с обращением к будущим поколениям.
14:00
2
1718