С момента запуска программы капитальных ремонтов в России прошло уже 10 лет. На сегодняшний день можно констатировать, что несмотря на то, что впервые в стране к этому вопросу подошли комплексно, программа нуждается в существенной доработке и перенастройке.
Об этом ForPоst пообщался с зампредседателя Комитета ГД по строительству и ЖКХ Светланой Разворотнёвой.
Нужная программа, но...
Говоря о комплексном государственном подходе к осуществлению капитального ремонта жилого фонда, Светлана Разворотнёва отметила, что впервые в стране это было запущено в 2014 году.
«Эта программа позволила запустить в стране некий системный процесс восстановления жилья. Но проблема капремонтов заключается в том, что они делаются некомплексно, когда в лучшем случае восстанавливаются существующие элементы, но дом не становится более современным, энергоэффективным и так далее. Планирование работ по капремонту во многих регионах оставляет желать лучшего. Программы ремонтов в регионах зачастую составлялись "на глазок", например, исходя из года постройки, но без оценки реального состояния и степени износа. В итоге деньги тратились на эти дома, а на другие не хватало. Где-то в начало были поставлены самые дешёвые работы, а дорогие оставили на потом в надежде, что денег будет больше, а до ремонтов дело так и не дошло», — отметила она.
В итоге, по словам парламентария, эффективность выполнения программ капремонтов вызывает массу вопросов.
«Отсутствие технической инвентаризации жилого фонда и ворох других проблем привели к тому, что цели программы так и не были достигнуты. И сейчас в России количество аварийного жилья прибывает быстрее, чем мы успеваем его расселять или как-то восстанавливать», — резюмировала Разворотнёва.
Главные проблемы
О проблемах реализации программ капремонтов недавно рассказал также и генеральный директор Фонда развития территорий Ильшат Шагиахметов в ходе заседания Общественного совета при Минстрое РФ.
По его словам, главные сложности, которые не дают качественно и в достаточном объёме ремонтировать жилой фонд — это необоснованно низкие взносы, которые платит население, а также огромный срок возвращения средств в фонды капремонта, что опять же обусловлено маленькими взносами.
По словам Шагиахметова, в среднем сейчас взнос на капремонт составляет 11 рублей/кв. м. Таким образом взнос за квартиру в 50 кв метров — это 550 рублей в месяц или 6,5 тыс. рублей в год.
«За 6 тыс. рублей вы какой объём работ сможете сделать в своей квартире?» — добавил он.
Второй момент заключается в том, что если дом отремонтирован за счёт средств регионального фонда капремонта, то возврат потраченных на ремонт средств при таких маленьких взносах может превышать 30 лет. А это даже больше срока действия региональных программ.
«В доме отремонтировали кровлю и фасады, а вернёт он за счёт взносов своих жильцов этот долг обратно в котёл через 70-80 лет. Это неприемлемая история», — пояснил он.
Как решать?
Светлана Разворотнёва в беседе с ForPost согласилась с Ильшатом Шагиахметовым и высказала точку зрения о пути решения проблем без усиления финансовой нагрузки на граждан.
«Основа программы капремонта была заложена очень хорошая, но с учётом проблем её реализации нужна донастройка. Например, я считаю, что там, где граждане уплачивают экономически необоснованные взносы на капремонт, региональные власти из бюджета должны субсидировать капремонты в обязательном порядке. Сейчас они это делают на своё усмотрение, но тут нужна императивная норма», — пояснила она.
Кроме того, по мнению Разворотнёвой, нужно уравнять в правах тех жильцов домов, которые избрали путь накопления средств на ремонт своего дома на отдельном спецсчёте, с теми, кто вносит деньги в «общий котёл» фонда капремонта и дожидается своей очереди на его проведение.
«Первые — это наиболее активные и заинтересованные, вторые выбрали дожидаться, когда вопрос ремонта решит государство. Но первые находятся в заведомо невыгодном положении, поскольку им недоступны кредитные средства. Тогда как у вторых за счёт того, что фонд может брать деньги, внесённые жильцами других домов, есть возможность внутренних заимствований: со всех домов собрали и отремонтировали один дом, потом другой и так далее», — пояснила парламентарий.
На деле сейчас выходит так, что средства, собранные первыми на спецсчёте, недостаточны для проведения ремонта, но при этом постоянно обесцениваются из-за инфляции.
«У некоторых лежат уже большие суммы, которых всё равно не хватает на полноценный ремонт, но эти деньги просто обесцениваются. Понимая это, люди иногда решают их потратить на какой-то мелкий ремонт, а потом переходят на "общий котёл" с пустым счётом. Иными словами, в таком случае стоило бы подумать над тем, чтобы для таких случаев была возможность предоставлять доступное кредитование на проведение капремонта», — отметила Разворотнёва.
И кое-что ещё
Как уже было сказано выше, важным для успешной реализации программы капремонтов является комплексное их планирование с учётом фактического состояния домов. То есть те дома, которые могут быть восстановлены, нужно успеть «спасти», чтобы потом не возникала необходимость их расселения вследствие признания аварийными.
К этому стоит добавить, что, по мнению директора Фонда развития территорий Ильшата Шагиахметова, при проведении капремонтов также важно правильно расставлять приоритеты. Сейчас, по его словам, в первую очередь стремятся обновить фасады, тогда как куда важнее в первую очередь уделять внимание фундаментам, несущим стенам и подвалам, а также коммуникациям.
Также, по его словам, важно следить за собираемостью взносов на капремонт и за стоимостью проводимых работ, не допуская случаев завышения.
К слову, общий износ коммунальной инфраструктуры в России оценивается в 40%. О том, что предстоит сделать, чтобы её восстановить, читайте здесь.
Андрей Мединский
Обсуждение (7)
Можно начать с другого - при приватизации жилья государство брало на себя обязательство провести капитальный ремонт жилых домов. Теперь об этом старательно желают забыть, особенно после того, как были придуманы взносы за капремонт.
(Программа капремонтов была запущена ещё в 2014 году.)
При чём здесь площадь квартиры? Например, заменить 3 метра стояка ХВС, и 2-3 стояка отопления вполне возможно. Или тогда у организаторов на "откаты и распил" ничего не останется? ((
(«За 6 тыс. рублей вы какой объём работ сможете сделать в своей квартире?»)
Т. е. с 2014 года (10 лет, Карл!!) со всей страны собираются денежные средства, но только сейчас задумались над планированием и приоритетами? ((
(...важным для успешной реализации программы капремонтов является комплексное их планирование с учётом фактического состояния домов. ...при проведении капремонтов также важно правильно расставлять приоритеты.)
Организаторы меньше расхищать не пробовали? Возможно, тогда и тарифы повышать не будет необходимости? ((
(...главные сложности, которые не дают качественно и в достаточном объёме ремонтировать жилой фонд — это необоснованно низкие взносы, которые платит население)
Правда победит,
Обязательство по проведению капремонта за счёт бывшего Наймодателя (в нашем случае Правительства Севастополя как формального правоприемника СГА) осталось, но хитросделанные чиновники пытаются соскочить... Местный з-н 118-ЗС от 18.02.15 о капремонте не соответствует федеральному з-ву (в частности з-ну 399-ФЗ от 20.12.17, внесшему изменения в ЖК РФ (основное статья 190¹)). Данные изменения закрепили в ЖК РФ обязательство бывшего Наймодателя, если на момент 1й приватизации квартиры МКД был включен в план капремонта. Согласно строительных норм ВСН58-88 от 01.07.89 продолжительность эксплуатации МКД со стенами из кирпича до постановки на капремонт 10-15 лет. Но Севастопольские власти в своих Постановлениях и Приказах ДГХ источником финансирования капремонта указывают за счёт средств владельцев помещений МКД. Владельцам помещений МКД надо объединяться и подавать коллективный иск на Правительство Севастополя, иначе всех нас загонят в коммунальное рабство...
Изначально дебильная идея с капремонтом доросла до того, что уже людям суды блокируют зарплатные карты, пока они не погасят "долг" за капремонт. То есть, в нашем "правовом" государстве узаконили вымогательство в виде кредита за неоказанные услуги. Хотя после "пенсионной реформы" и др. чему тут удивляться.
лучше бы подошли как всегда
Кидалово с первым капремонтом разве может удивлять? Все это государство это результат кидков начинающихся с 91 года
Как по мне - несущий подобный бред получает необоснованно высокую зарплату
Пусть умножит 6 тыс. рублей на количество квартир в доме. В том, где я проживаю - их 162. Уже посолиднее сумма получается. А если присмотреться к ценникам ФСКР, которые установку обще-домового прибора учёта тепла стоимостью 60 тыс рублей оценивают в 3 миллиона - не дороговастенький монтаж получается? А ремонт кровли, планируемый на 2042 год - сколько там за всё время со 162 квартир "накапает"? У "кровельщиков" - харя не треснет?
ФСКР это поле не паханное для СК
21 й год - 4х подъездная 5 этажка -смена шифера на жесть - проект 110 к см работы 7,2 млн
24 й год - 3х подъездная 5 этажка -смена шифера на жесть проект 216 к, -см работы 9,9 млн руб
при таких аппетитах эти жулики загонят нас в договую яму
То что эта пирамида, было понятно с самого начала, но есть один аспект
на организацию этого действа дало денег государство и финансирование определило.
Так что умников поумничать развелось будь здоров