Образовательный процесс — вещь тонкая и сложная, а все его участники — живые люди со своими взглядами, претензиями и амбициями. Когда эти составляющие не находят общих точек опоры, рождаются конфликты.
«Письмо Учителя»
Непростая ситуация сложилась в севастопольской школе в районе Камышовой бухты. Сложности коммуникации между педагогом, руководством учебного заведения и родителями стали достоянием общественности после опубликованного в одном из городских пабликов «письма Учителя», написанного теперь уже бывшим учителем истории Маргаритой М.
Предметом непримиримых разногласий стал принцип оценивания учителем знаний школьников. Автор «письма» настаивает, что ставит отметки объективно и справедливо, а «обиженные мамы» воспринимают двойки исключительно как предвзятость и повод сообщить об этом куда следует. А позицию учителя — как нежелание быть лояльнее к детям.
Всё это в итоге, продолжает Маргарита М., приводит к притеснению свободы учителя, гарантированной ему законом «Об образовании», и унижению его личности, потому что на стороне учителя, убеждена автор публикации, «никого нет»: ни директора, «который должен отстаивать своих коллег», ни департамента, откуда на обращения педагога последние три года «приходили позорные отписки».
Из «письма Учителя» следует вывод: проблема статуса учителя не носит исключительно частный характер, она глобальна.
«Неужели общество не ощущает губительность этих „лояльных” отметок? Сегодня отличник „завалил” ОГЭ (хорошие отметки ставили за конспекты, учить не заставляли), завтра родители будут в соцсетях стенать о том, что учителя знаний не дают и в 11-м классе требуются репетиторы по четырём предметам. А послезавтра на медицинскую специальность на коммерцию придёт несостоявшийся медалист, который сдал ЕГЭ на 45-47 баллов. Кто-нибудь хочет в будущем попасть к такому врачу?» — интересуется Маргарита М.
Ожидаемо пост учителя вызвал бурную реакцию, в комментариях развернулись настоящие баталии сторонников «за» и «против» — тех, кто поддерживает мнение автора, и тех, кто отстаивает честь руководства учреждения образования.
Не меньшие страсти кипели и в офлайн-пространстве. После общения со всеми сторонами конфликта стало понятно: разногласия сторон непримиримые, а взгляды на их причины — разные.
Вопрос человечности
В руководстве школы убеждены: истоки сегодняшнего конфликта — не столько в системе оценивания, сколько в отношении учителя к учащимся и их родителям.
Из общения с директором школы Оксаной М., представителями педагогического коллектива и родительского сообщества складывается впечатление, что вопрос вовсе не в профессионализме учителя (к нему, как выяснилось, вопросов ни у кого не возникает), а в личных качествах Маргариты М.
Непростые отношения у руководства школы с учителем, по словам Оксаны М., сложились изначально.
«Я заступила на пост директора в июле 2022 года, с того же года начались первые жалобы на Маргариту М. от родителей. Я всегда приглашала учителя, разговаривала, никогда не принимала решения самостоятельно. Мне надо было узнать позицию учителя, чтобы ответить родителям. На все обращения родителей я отвечала, всё зафиксировано исходящими номерами», — вспоминает директор школы.
Беспокойство родителей, пояснила Оксана М., вызывало прежде всего негативное личное отношение учителя к отдельным ученикам, которое выражалось в грубой и пренебрежительной форме общения.
Собственно, к этому сводились индивидуальные и коллективные письма родителей, с которыми ознакомился ForPost, директору школы и в профильный департамент.
На нарушение учителем профессиональной этики и создание «нездоровой ситуации» в классе указали и некоторые из коллег Маргариты М. По этой же причине в одном из классов попросили заменить учителя истории (копия докладной записки есть у ForPost).
В свою очередь, отметила директор, учитель истории также направила жалобы на сложившуюся в школе обстановку в различные инстанции. В итоге, отмечает Оксана М., её деятельность как директора была практически парализована: ей приходилось постоянно отвечать на письма родителей и писать объяснительные в департамент, а обязанности руководителя выполнять в нерабочее время.
Тем не менее, признаёт директор школы, с профессиональной точки зрения у неё вопросов к деятельности учителя истории никогда не возникало.
«Маргарите М. как учителю, преподающему материал, нет цены. Она выбирает разные формы работы, может быть, не совсем правильные, но тем не менее она старается сделать урок интересным. Тут не поспоришь. Но эти все её человеческие качества, отношение к детям, к родителям оставляют желать лучшего», — отмечает Оксана М.
Возможно, решить нараставшую проблему можно было бы в прямом диалоге с учителем. Однако конструктивного разговора с Маргаритой М., по словам её коллег, не получалось.
Все в суд
Какое-то время, судя по всему, межличностные конфликты пытались урегулировать в стенах школы, на заседаниях специальных комиссий. Но в и итоге взаимное недовольство и «разбор» на комиссии очередной неприятной ситуации привели к увольнению Маргариты М. В марте этого года учитель написала заявление по собственному желанию.
Правда, история противостояния на этом не закончилась. Практически сразу после заявления об увольнении учитель решила заменить его на длительный отпуск, но получила отказ.
Тогда в июне этого года Маргарита М. подала в суд иск с требованием признать разрыв с ней трудовых отношений незаконным (заявление было написано «под давлением администрации школы») и восстановить её на работе в школе. Судебный процесс по этому делу сейчас идёт.
Как пояснила ForPost Маргарита М., её цель — восстановить право на получение длительного отпуска, который по закону положен учителю, непрерывно проработавшему в образовательной сфере десять лет. Для этого сначала необходимо восстановиться на работе. В перспективе продолжать работать в этой школе учитель при нынешнем руководстве не планирует.
Ещё спустя месяц в Сети появилось то самое «письмо Учителя». После него часть педагогов школы и родителей встала на защиту её директора, направив коллективное письмо в департамент образования. Его подписали более 170 сотрудников учреждения и родителей школьников.
С просьбой помочь решить запутанную ситуацию и «найти истину» они обратились и к губернатору Севастополя.
Униженные и бесправные
Естественно, как в любом конфликте, в этой истории есть другая сторона со своей позицией и аргументами. Оставить её без внимания было бы неправильно.
С претензиями руководства школы и родительского сообщества учитель истории Маргарита М. категорически не согласна. В оценивании знаний учеников, по её словам, она руководствуется критериями оценивания, подробно прописанными во ФГОС, а не личными симпатиями.
«Я стремлюсь работать по документам, от себя ничего не придумываю. Если ученик является претендентом на медаль, но ничего не сделал, то получит двойку. Если ученик ранее учился неважно, но постарался и выполнил конкретную работу отлично, то получит пять, потому что он поработал», — заверила в беседе с ForPost Маргарита М.
Правда, с такой позицией, добавила собеседница, работать в школе сегодня крайне трудно. Родители чуть ли не диктуют педагогу, как нужно оценивать знания их детей, а вышестоящее руководство на защиту сотрудников не становится.
Такая ситуация, пояснила учитель, сложилась в школе с приходом директора Оксаны М. Об этом педагог сообщала ранее и в письме в департамент образования и науки Севастополя.
«Именно с этого времени родители обучающихся стали решать, как учителя школы должны оценивать их детей. При бывшем директоре такое невозможно было представить. Теперь же учитель — самый бесправный и униженный человек», — указано в письме Маргариты М.
Причина сложных взаимоотношений с директором — в принципиальном отстаивании учителем прав педагогов и сопротивлении возрастающему давлению со стороны родителей, которые «бессовестно вмешиваются в учебный процесс», в том числе в вопросы оценивания школьников и выбора учебных материалов.
«Одно дело обсудить, что мы проходим, какие требования предъявляются учащимся, — это нормально. Но указывать учителю, какие ставить отметки, какие вопросы задавать, какие брать исторические источники и сколько дать попыток на пересдачу плохих результатов, — родители не должны этого делать, они много на себя берут, на мой взгляд», — пояснила М.
Объективные отметки, добавила она, не нравятся руководству школы, потому что снижают рейтинг успеваемости учреждения в отчётах перед департаментом, но «лояльные» оценки приведут к падению уровня образования.
«Мне много раз мои коллеги говорили: „Поставь ученику, что он хочет, и не трать нервы”. Но тогда я теряю мотивацию и не вижу смысла в честном оценивании других детей, для которых учитель продолжает быть авторитетом и чьи родители не оказывают давления на учителя. Я хочу, чтобы оценки ставились честно <…> Учителя моего возраста ответственно относятся к работе. Качество образования они видят в знаниях, а не в „нарисованных” отметках. Молодые учителя вряд ли проявляют такую принципиальность», — признаётся Маргарита М.
При этом, убеждена педагог, ответственность за успеваемость учеников в большей мере лежит на родителях, от которых руководство школы обязано требовать наладить дисциплину учащегося, мотивировать его, но вместо этого предпочитает давить на учителей, в том числе с подачи родителей.
В подкрепление своих слов о бесправности учителей педагог приводит примеры конкретных жалоб родителей, о содержании которых зачастую до момента «разбирательства», по её словам, даже не догадывалась. В некоторых из них ей советуют, что ставить, «если ребёнок не заинтересован», и примирительно сообщают: «Надеюсь, что в будущем конфликтов не возникнет».
В итоге справиться самостоятельно с постоянно возникающим непониманием между родителями и учителем в школе не смогли, констатирует педагог.
«Никакие конфликтные комиссии, создаваемые от случая к случаю в нашей школе, не помогают. Мало того, любая жалоба родителя, содержащая больше клеветы, чем правды, влечёт за собой не только довольно бурную, неинтеллигентную реакцию директора, но и лишение учителя части стимулирования, которое у нас бывает и без того крайне редко», — описала обстановку в школе в письме в департамент Маргарита М.
А что департамент?
Во всей этой истории, признаемся, возникает ощущение некой отстранённости от происходящего третьего, пусть и не прямого, участника процесса — департамента образования и науки Севастополя. Хотя, как отмечали стороны конфликта, о происходящем в школе там было известно.
С целью прояснить позицию ведомства ForPost направил официальный запрос.
Ответ, признаемся, только укрепил смутное ощущение самоустранения департамента от ситуации в подведомственном учреждении. Ситуация в школе, сообщили там, «носит локальный характер», и её решение находится в компетенции директора.
Некоторым образом разграничили в ответе представители ведомства права участников образовательного процесса. Так, учитель вправе самостоятельно составлять план урока, выбирать формат его проведения и подбирать учебные материалы. Но всё это необходимо делать с опорой на федеральные образовательные стандарты.
Родители же могут ознакомиться с образовательной программой и планами учебно-воспитательной работы.
Что касается критериев оценивания учащихся, то они прописаны в локальных нормативных актах школы, принятых на основании федерального закона об образовании в России. В случае сомнения в объективности оценивания учащегося возможен пересмотр оценки независимой комиссией с участием профильных учителей из других школ и курирующего методиста Института развития образования, пояснили в департаменте.
Применялась ли такая практика в этой школе, отметим, собеседники издания не уточняли.
А вот многочисленные жалобы родителей, действительно поступавшие в департамент, на учителя Маргариту М. после проведённой проверки подтвердились, резюмировали в департаменте.
Есть шанс?
Искать правых и виноватых в этой сложной и деликатной истории, где у каждой из сторон своя твёрдая позиция, пухлая папка аргументов и единственно возможная правда, — дело неблагодарное и бесполезное. Да и вряд ли может быть предметом журналисткой статьи, для этого есть другие структуры.
В августе этого года, напомним, после традиционного педагогического совещания губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил о решении создать региональную комиссию по защите профессиональной чести и достоинства учителей. В задачи новой структуры как раз будут входить рассмотрение конфликтов педагогов с родителями, оказание правовой и психологической помощи учителям и создание безопасной среды для их работы.
Может, после этого подобных историй станет меньше?
Как представляется, причиной происходящего в школе стало отсутствие элементарной коммуникации между участниками образовательного процесса и, возможно, не всегда удачный выбор каждой из сторон форм этого взаимодействия. В конечном итоге, отметим, именно эти претензии отчётливо звучали с обеих сторон конфликтной баррикады.
Возможно, при более высокой культуре общения, взаимном уважении, умении и желании услышать и понять друг друга — сегодняшней публикации и не было бы вовсе. Школа не осталась бы без профессионального педагога, учитель — без работы, а интернет-сообщество — не получило бы лишний повод для очередного холивара.
Полина Ласькова
Обсуждение (11)
Это последствия отношения к учителям как прислуге, которой как в 19-м веке сбагривали детей. Чему, разумеется, не помогают нищенская зарплата и отсутствие какой либо поддержки со стороны общества или коллег. До сих пор помню как в моё время молодые учителя за спиной более старших коллег перешёптывались о том, что "немолодые учителя должны сидеть дома и вязать носки внукам" с учениками. Совершенно незрелое восприятие хороших и плохих оценок как мерила отношения к ученику, здесь только очередной симптом.
Учитель просто молодец, полностью ее поддерживаю. Что значит "претендуют на золотую медаль"? Претендуешь - соответствуй. Привыкли жалобами вытребовать незаслуженное.
sev-gor-glav-dum,
Таковы реалии. Люди привыкли, что медалистам часто за красивые глаза завышают или даже рисуют оценки, дабы "не портить детям жизнь". И начинают ожидать этого по умолчанию. Педагоги которые ставят оценки строго и честно, воспринимаются как "сложные, конфликтные люди".
Стоит помнить некрасивую историю увольнения Варченко Т. Г., директора политехнического лицея.
Коррупция в школах - еще больше, чем в правительстве Севастополя.
а так можно было?
по 5 ти бальной двойка это констатация факта незнания предмета/урока и стимул таки учить предмет.
тройка для тех кто хочет досидеть школу
четверка кто старается но 5 не тянет
ну а пять, тут варианты, могут и натянуть .....
а кто у нас в руководстве? не слышат и не понимают? В какой партии состоят директора, педагоги кандидаты в депутаты и председатели уик?
Вот результаты их партийной работы, ищем поиском
унижаемая профессия: в 90% регионов оклады учителей ниже МРОТ
Русский язык не в почёте. Почему local, а не местный?
Не могут учителя заинтересовать детей. Не могут "держать" класс, не справляются с программой. Либо ставят плохие оценки, либо "задабривают" хорошими. Забывают, что оценка выставляется не только ученику...Но и педагогу. Помню наших учителей. Никогда не повышали голос, но слышно было каждое слово. Потому что интересно. Это главное. Постоянно наказывать детей двойками - расписаться в собственном педагогическом бессилии...
Уходит поколение настоящих учителей. Балаклава еще помнит одиозную Н.Г.Стребуль. Ни на кого не оглядывалась! Не знаешь - садись, два. Возмущаешься и пререкаешься - вон из класса, не мешай остальным. И, честно, не вспомню ни одного случая, чтобы родители ходили и что-то выпрашивали или писали жалобы. Зато химию ее ученики знали все, даже троечники. Я, так точно помню из школьной программы больше, чем нынешние выпускники знают.
Оглянитесь-ка вокруг!
Пожилые молодятся.
Дети, с сада, матерятся.
А недавно наш сосед заорал: " Покоя, НЕТ"
Матом гнут то тут, то там!
Что ж хотите дорогие, чтоб учитель Вам помог?
Лучше Вы с себя начните и на совесть надавите!
Дело было леть 10 назад.... приходит мое дите домой в гневе и говорит что ему ни за что поставили единицу. Смотрю в дневнике и правда кол стоит. Спрашиваю за что? Не выучил задание на дом.... ну открываю учебник и говорю... докладывай.... и он мне с пятого на десятое но изложил весь параграф близко к тексту. Я ему сказал, если ты считаешь что это не справедливо, иди к завучу и требуй комиссию по оценке знаний. И что вы думаете? Он взял и пошел... и начал завуча доставать. Она потом мне позвонила и попросила подойти переговорить. Я подошел и в месте с ней мы пошли к директору, где я попросил огласить критерии оценивания знаний для получения единицы, с учетом того что ученик знает название предмета и цвет учебника. Пригласили учительницу которая начала дичь какую-то нести. Я упирал на то, что уж точно мой сын не на кол знал урок и что это все дискриминация пока не понятно по какому принципу. В результате договорились чтобы ни вашим ни нашим, сын пришел на "пересдачу" где мгновенно получил 4. На этом история закончилась, но она поучительна в том плане, что танец тут обоюдный и обе стороны хороши бывают.
Тут и сказке конец, а кто себя узнал - молодец!