Хорошая успеваемость, отличные результаты по ОГЭ и ЕГЭ, поступление в вуз — для таких результатов будущим выпускникам приходится вдогонку к школьному обучению всё чаще обращаться к репетиторам. Спрос на их услуги растёт с каждым годом. Кто они, современные репетиторы, почему без них поступление в вуз сегодня многие даже не представляют, и во сколько обходится их труд, выяснял ForPost.
Комфортные условия и достойная оплата
Рынок частного репетиторства в России выходит на новый уровень: из подработки он превращается в полноценную профессию и сектор экономики, где формируется новый слой среднего класса. К такому выводу пришли эксперты сервиса «Авито Услуги».
По данным аналитиков платформы, 46% репетиторов берут за час работы от 1000 до 2000 рублей, а ещё 7% — свыше 2000 рублей. Более половины репетиторов (53%) установили ставку выше 1000 рублей за час.
В Крыму, как выяснил ForPost, среднемесячный доход репетитора зависит от его работоспособности и количества учеников. В целом по региону стоимость занятия (час-полтора часа) варьируется от 500 до 2500 рублей. По оценке представителей этой профессии, при желании можно заработать до 100 тысяч рублей и выше в месяц.

Сегодня в репетиторство уходят молодые талантливые преподаватели и все те, кто хочет заниматься любимым делом в более комфортных условиях и при этом получать достойную оплату своего труда, считает Надежда Катамадзе. Преподавая историю в университете, она вместе с тем уже больше десяти лет занимается репетиторством по истории и обществознанию.
«Многие молодые специалисты, устроившись работать в школу, начинают подрабатывать репетиторством, а через несколько лет полностью переходят в частный сектор преподавания»,— отметила собеседница издания.
Большинство учеников Надежды Катамадзе — это учащиеся 9 и 11 классов, которым предстоит сдавать ОГЭ или ЕГЭ по истории и обществознанию. Последнее пользуется особой популярностью, отмечает специалист.
«Эта дисциплина входит в перечень вступительных испытаний при приёме на обучение по многим образовательным программам высшего образования: юриспруденция, экономика, социология, психология, филология, история, журналистика и другие»», — пояснила собеседница издания.
Стабильный интерес к своим услугам отмечает и репетитор по английскому языку с шестнадцатилетним стажем Дарья Неменко. Девушка с 16 лет начала помогать своей матери – учителю английского – заниматься со школьниками во внеурочное время, позже получила специальность лингвиста-переводчика.
«В школе заработать приличные деньги довольно сложно. Естественно, нужна подработка. Со временем кто-то полностью уходит в репетиторство», — признала Дарья Неменко.
Фокус на ЕГЭ
Одной из главных задач, помимо навёрстывания с учениками текущей школьной программы, для репетиторов становится подготовка детей к ЕГЭ. По наблюдению самих репетиторов, у школьных учителей на это нет времени.
«Хороший репетитор должен не только знать свою дисциплину, но и постоянно следить за обновлениями контрольно-измерительных материалов, критериев оценивания, знать спорные и конфликтные сюжеты экзаменационной кампании и многочисленные ловушки тестовой части. Это огромный массив материалов, сбор и осмысление этой информации требует усилий и времени. Задача репетитора — научить школьника выполнять задания ЕГЭ по определённому, жёстко заданному алгоритму», — считает Надежда Катамадзе.
В целом же хороший репетитор не обязательно должен иметь опыт работы в школе, считает руководитель репетиторского центра «АйЯ» Дарина Ковалева.
«Опыт работы с детьми и понимание программы — вот это важно. Репетиторами могут быть и студенты университета, и бывшие учителя, и преподаватели вузов. Главное — это любовь к детям и умение с ними работать», — говорит собеседница издания.

Дарья Неменко также считает, что в этой профессии главное — гибкость в подходах к образованию, постоянная работа с дополнительными источниками информации и способность найти подход к ученику.
«Услуги репетиторов будут востребованы всегда. Многие даже не ищут учеников, к ним дети сами приходят благодаря сарафанному радио», — резюмировала Дарья Неменко.
Как рассказывал ForPost, с 1 сентября этого года в крымских школах появились некоторые новшества. Речь идёт о возвращении бумажных дневников и введении так называемого общественно полезного труда. Вторая инициатива вызвала бурную дискуссию среди родителей. Одни считают, что нет ничего страшного в том, что дети немного поработают на благо школы, другие уверены, что таким образом учебные учреждения пытаются сэкономить на уборщицах и садовниках.
Юлия Суконкина
Фото: Татьяна Воробьёва|ForPost, Арина Розанова|ForPost|нейросеть Freepik